
Цифровая параллель: студенты получают ИТ-профессию за счет государства
Второй учебный год подряд российские студенты бесплатно получают дополнительную IT-квалификацию на «цифровых кафедрах» в вузах страны. Благодаря инициированному Президентом РФ Владимиром Путиным национальному проекту «Цифровая экономика» создано уже таких 119 кафедр, предлагающих более 800 обучающих программ. Студент может повысить свою конкурентоспособность без отрыва от основной учебы.
Время требует новых компетенций
Проект «Цифровые кафедры» реализуется Минцифры РФ совместно с Минобрнауки с 2022 года. За ассесмент (комплексный метод оценки компетенций) «Цифровых кафедр» отвечает Университет Иннополис.
Уже к началу прошлого учебного года «цифровые кафедры» были открыты в 114 университетах страны. Студенты получили возможность бесплатно получить вторую профессию в сфере IT, приобрести навыки в области искусственного интеллекта, виртуальной реальности, робототехники, разработки информационных систем, веб-игр и т. д. В новом учебном году в проекте участвуют уже 119 университетов.
К началу прошлого учебного года «цифровые кафедры» были открыты в 114 университетах страны
Обучение идет параллельно с основной учебой и длится от 9 до 15 месяцев. Получить «цифровую» профессию по проекту можно только один раз. Занятия проходят как в очном, так и в онлайн-формате. График обучения на «цифровой кафедре» устанавливается с возможностью совмещения с расписанием по основной специальности.
Проект учитывает две категории студентов: тех, кто учится по специальностям и направлениям подготовки, которые не относятся к IT-сфере, и тех, кто уже проходит обучение по IT-направлению.
Для защиты перед выпуском с кафедры студенты проходят комплексную оценку развития цифровых компетенций и подготавливают свои IT-проекты. После успешной сдачи экзамена и защиты проекта они получают диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, а значит, дополнительную IT-специальность. Для студентов гуманитарных направлений это может стать серьезным преимуществом на рынке труда.
Получить дополнительную IT-специальность можно во многих вузах по всей стране. Узнать адрес, контакты и описание работы каждой конкретной кафедры можно в списке.
По словам заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, в будущем количество «цифровых кафедр» будет расширяться. Ожидается, что до конца 2025 года «цифровые кафедры» окончат свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году пройти профессиональную переподготовку по нацпроекту «Цифровая экономика» и развить навыки в области информационных технологий смогут более 1 млн студентов.
Специалисты, которые получают новые квалификации в сфере IT на «цифровых кафедрах», станут ценным пополнением кадровых ресурсов цифрового развития отраслей экономики.
Прошел год — доложите результаты
Своеобразным экзаменом по итогу первого года работы стал Марафон «цифровых кафедр», прошедший в марте 2023 года.
Рассмотрев презентации 117 вузов, Университет Иннополис совместно с Минцифры России подготовил сборник из 28 наиболее успешно реализованных проектов. Среди них такие достижения, как разработка и внедрение студентами IT-решений для индустрии, получение предложений о трудоустройстве от работодателей еще в процессе обучения. Не остаются в стороне и преподаватели — они инициировали новые внутренние проекты.
Десять вузов страны получили благодарности от Минцифры за проведенную работу.
«Радует, что немало прорывных идей были рождены и реализованы региональными вузами. Предлагаем вам убедиться в этом самим и познакомиться с историями успеха вузов России», — рассказал представитель Университета Иннополис Искандер Бариев.
Истории успеха: бот для авиации и оцифровка артефактов
Успешные проекты сгруппированы в «Сборнике лучших практик „цифровых кафедр“» по пяти отраслям экономики.
По теме «Сельское хозяйство» работали кафедры четырех вузов. Один из них — Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ). Здесь занимались моделированием объектов с потенциальной возможностью их дальнейшего изготовления промышленным способом. По запросу коммерческой организации студенты «цифровой кафедры» разработали дизайн корпуса портально-аддитивной машины по технологии наплавления металла. Станок представляет собой российскую разработку по запатентованной технологии.
Пока это опытный образец, но уже планируется запуск в серию. При создании формы и конструкции корпуса требовалось соблюдать ряд условий и ограничений: учесть функциональные особенности, удобство взаимодействия с пользователем, устойчивость к вибрационным шумам, устойчивость к коррозии, допустимый температурный режим и ценовой диапазон. Студенты «цифровой кафедры» ПНИПУ с задачей справились.
В отрасли «Здравоохранение» также представлено четыре вуза. Например, на «цифровой кафедре» Казанского государственного медицинского университета Минздрава РФ создали программу с привлечением индустриальных партнеров — ICL КПО ВС, АО «БАРС Груп», ООО «Витакор». Слушатели на примере ГИС «Электронное здравоохранение РТ» на практических занятиях изучают реальные кейсы, возникающие при внедрении и использовании системы. Студенты могут не только пройти практику у компаний — разработчиков профильного программного обеспечения, но и остаться там на стажировку.
Так, команда слушателей уже принимает участие в создании новых модулей МИС компании «Витакор», связанных с неонатологией, психиатрией и наркологией. Более 50 студентов, выбравших в качестве партнера «БАРС Груп», решают прикладные задачи, связанные с анкетированием и оценкой удовлетворенности пациентов в МИС «БАРС». Такие кейсы, решенные студентами в качестве отчетного проекта по «цифровой кафедре», в перспективе станут новыми функциями медицинской системы.
Отрасли «Транспорт» посвятили свои работы два вуза. В их числе студенты «цифровой кафедры» Московского авиационного института (МАИ), которые разрабатывают набор web-сервисов для авиакомпаний. Первый сервис предназначен для прогнозирования состояния и автоматизации планирования технического обслуживания и ремонтов авиационных двигателей на основе полетных данных и данных по техобслуживанию. Такой сервис планируется к внедрению в авиакомпаниях после завершения тестирования и опытной эксплуатации в техническом холдинге.
Второй разрабатываемый студентами сервис — это бот, способный прогнозировать задержку рейсов и оповещать пассажиров о статусе рейса. Студентка «цифровой кафедры» МАИ Анна Лебедева по итогу работы на проекте уже получила приглашение на работу в авиакомпании.
Среди шести проектов, посвященных «Добывающей, обрабатывающей промышленности», интересна презентация Омского государственного технического университета (ОмГТУ). Здесь плотно сотрудничают с партнерами и помогают студентам применять новые компетенции в работе еще до окончания обучения.

Так, студент-магистрант ОмГТУ Михаил Голенко учится по направлению «Приборостроение» и уже работает инженером в «Омскводоканале» — филиале УК «Росводоканал». Он осознанно пошел на «цифровую кафедру», выбрав программу по разработке на 1С, потому что сейчас реализуется большой проект по внедрению электронного документооборота в УК «Росводоканал» и всех его филиалах, и вся новая система строится как раз на решениях 1С. Также благодаря сотрудничеству с индустриальным партнером Михаил вошел в команду проекта автоматизации УК «Росводоканал».
Самое большое количество проектов в сборнике посвящено отрасли «Информационно-коммуникационные технологии». Это направление представили 13 наиболее удачных работ.
Одна из них проведена в Тульском государственном педагогическом университете (ТГПУ) им. Л. Н. Толстого. Здесь создали цифровой образовательный контент для проведения занятий в школах и других образовательных учреждениях. Студенты исторического факультета участвовали в оцифровке артефактов античного времени для создания виртуальной коллекции «Палаты древностей». Коллекция используется при изучении курсов «История Древнего мира» и «Археология».
Самое большое количество проектов — 13 — в сборнике посвящено отрасли «Информационно-коммуникационные технологии»
Как рассказал руководитель «цифровой кафедры», директор института передовых информационных технологий ТГПУ им. Л. Н. Толстого Александр Привалов, современный педагог должен соответствовать запросу времени — быть специалистом, понимающим сильные стороны цифровых технологий и потенциальные риски от их применения. Сегодня учителю необходимо на профессиональном уровне участвовать в разработке цифровых образовательных продуктов и сервисов.
Эти навыки выходят за рамки традиционной подготовки по образовательным педагогическим программам, а «цифровая кафедра» как раз и является таким дополнительным инструментом, который обеспечивает становление и наличие IT-компетенций будущих педагогов, считает Привалов.
Бизнес-сообщество определяет вызовы
Накануне начала нового учебного года АНО «Цифровая экономика» провела оценку программ «цифровых кафедр» со стороны экспертного бизнес-сообщества. По сравнению с прошлым годом объем образовательного контента для экспертизы был увеличен вдвое, поэтому был разработан специальный автоматизированный комплекс.
«Мы определили основные вызовы, с которыми сталкивается IT-образование в России. Так, на взгляд наших аналитиков, перед вузами сегодня стоят следующие основные задачи: ускорить подготовку кадров для развития рынка отечественного ПО и высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечить подготовку достаточного количества специалистов в области информационной безопасности, содействовать технологическому лидерству России на зарубежных рынках дружественных стран», — заявил генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко. По его словам, эти задачи можно решить в том числе путем развития и внедрения «цифровых кафедр».
Новые навыки для новой реальности
Нацпроект «Цифровая экономика» направлен на ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере и создание условий для высокотехнологичного бизнеса.
Конечные цели «Цифровой экономики» — повышение конкурентоспособности страны на глобальном рынке, укрепление национальной безопасности и повышение качества жизни людей. Нацпроекты, инициированные Президентом РФ Владимиром Путиным, стартовали в 2019 году.
Подпишитесь на новости национального проекта