Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Цифровая экономика

Треть россиян стали чаще пользоваться цифровыми сервисами в период пандемии

Треть (32%) россиян стали чаще использовать цифровые сервисы в период распространения коронавирусной инфекции. Об этом рассказал ведущий социолог Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления РАНХиГС Павел Степанцов. По его словам, такое поведение характерно для наиболее экономически активной группы населения — людей в возрасте от 31 до 45 лет.

«Использование цифровых сервисов действительно является одним из первых шагов к освоению цифровых навыков, необходимых для успешного вхождения в цифровую экономику», — заявил Степанцов, представляя в четверг результаты исследования «Цифровой поворот: экономические последствия пандемии и новые стратегии развития» на круглом столе в ТАСС.

Чаще всего россияне стали пользоваться системой онлайн-платежей — так ответили 61% опрошенных. Активнее применять государственные сервисы и услуги (портал госуслуг, Mos.ru, Nalog.ru, сервисы Пенсионного фонда и т.п.) стали 57% граждан. По 53% респондентов указали на то, что чаще стали обращаться к сервисам доставки товаров (в том числе продуктов питания) и мессенджерам для общения с друзьями и родственниками. Такие приложения, как Skype и Zoom, прочнее вошли в повседневную жизнь для 49% участников опроса.

Сервисами доставки готовой еды стали чаще пользоваться 39% россиян, стриминговыми платформами — 18%, а услугами телемедицины — 8%. За время пандемии 19% опрошенных также прошли онлайн-курсы.

Треть россиян стали чаще пользоваться цифровыми сервисами в период пандемии
Алексей Зотов/ТАСС

Серьезные изменения в регионах

«Вопросы развития цифровизации в условиях пандемии пошли гораздо быстрее, и в целом проникновение таких сервисов увеличилось и в области госуправления произошел кардинальный сдвиг», — отметил на круглом столе глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

По его словам, в 2020 году вся республика, начиная с самых маленьких деревень и заканчивая Якутском, перешла на дистанционный режим обучения. «Такой формат в сфере образования дает уникальный шанс детям из самых труднодоступных районов учиться у лучших преподавателей», — отметил Николаев.

Кроме того, за прошлый год было проведено свыше 40 тыс. телемедицинских консультаций в режиме реального времени для пациентов из труднодоступных населенных пунктов. Они касались не только коронавируса, но и других заболеваний. Причем проводили такие консультации не только ведущие врачи Якутска, но и Москвы и Санкт-Петербурга. «Благодаря этим консультациям были спасены жизни тысяч людей», — уверен глава республики.

Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере оказания государственных услуг предусмотрено нацпроектом «Цифровая экономика». Он позволит повысить качество жизни граждан, максимально упростит получение различных услуг и обеспечит удобный формат взаимодействия с государством.

Исследование проводилось с октября по декабрь 2020 года Центром подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, АНО «Центр перспективных управленческих решений» и компанией Google.

Узнайте, как выполнить культурную программу онлайн.

Подпишитесь на новости национального проекта