
Трассы вместо «грунтовок»: как в России обновляют дороги к селам
Хорошие дороги — это необходимость. Особенно там, где до ближайшей больницы — десятки километров, а школьный автобус — единственный способ добраться до места учебы. В этом году по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» в России обновят более 520 подъездов к селам и деревням — это более 3 тысяч километров. Ровный асфальт позволит быстрее добираться из одного населенного пункта в другой: врачи смогут оперативнее приезжать на вызовы, фермеры — доставлять продукты, а туристы — открывать для себя красивые, но отдаленные места страны. Рассказываем, как новые магистрали меняют жизнь малых населенных пунктов.
Для связи с райцентром
У села Каменка в Тамбовской области богатая история. В архивных документах 1719 года уже упоминается местное население — в основном мелкие помещики. Сегодня здесь проживают их потомки.
Теперь жизнь здесь становится комфортнее — к селу Каменка ремонтируют дорогу длиной 17 километров. Она связывает деревню с главным поселком района — Ржаксой. Для здешних жителей это путь до предприятий и соцучреждений, которые находятся в районном центре.
Для селян — это не просто ремонт, это новые возможности, уверенность в завтрашнем дне и улучшение качества жизни
Сейчас рабочие обновляют дорожное покрытие при помощи холодного ресайклинга — это современный метод дорожных работ, когда старый асфальт используют как компонент нового покрытия.
«Для селян — это не просто ремонт, это новые возможности, уверенность в завтрашнем дне и улучшение качества жизни», — отмечает замминистра транспорта региона Артем Доронин.
Современная дорога — это вклад в будущее Каменки, новый этап в жизни старинного села.
Для местных и туристов
В Костромской области завершается ремонт дороги к деревне Медведки. Всего 3,2 километра асфальта, но как они важны не только для местных жителей, но и для гостей региона. Во-первых, по этой трассе ездит школьный автобус — возит ребят из соседней деревни Леонтьево на уроки. Во-вторых, путь ведет к знаменитому конезаводу, по которому проводят экскурсии.
«Асфальт к Медведкам был проложен 24 года назад. А один участок оставался в плитах. За годы без ремонта дорога сильно износилась. Яма на яме, выбоины и торчащая арматура», — рассказывает учительница местной школы Татьяна Беляева.
Женщина с улыбкой вспоминает, как местные жители в шутку называют летние заторы «медведковскими пробками» — десятки легковых машин и автобусов приезжают сюда в сезон. Туристы активно посещают и завод, и живописные окрестности.
Для жителей деревни разбитая дорога долгое время оставалась серьезной проблемой. Сейчас ее решают: с трассы уже убрали старые бетонные плиты, полотно засыпали песком и щебнем. Скоро положат ровный асфальт, сделают новые обочины, поставят дорожные знаки. В октябре дорога будет готова.

Для комфортной жизни
Жители деревни Маркелово в Марий Эл попросили местную администрацию отремонтировать подъезд к деревне. Их обращения не остались без внимания — в этом году 2,5-километровый участок взяли в работу. Дорожники сняли старый изношенный асфальт, заменили водопропускные трубы, укрепили обочины.
«Мы каждый день ездим по этой дороге — в райцентр на работу, в школу, в поликлинику, — говорит местная жительница Ольга. — Раньше приходилось объезжать ямы, после дождей появлялись новые выбоины. Теперь ездить стало комфортнее и безопаснее».
Ремонт решил несколько проблем. Теперь сельхозтехника может легко выезжать на поля, а грузовики — доставлять товары в магазины. Дети больше не опаздывают в школу из-за разбитой дороги, а скорая помощь быстрее добирается до пациентов.
В этом году в Марий Эл ремонтируют 14 подъездов к малым населенным пунктам — в общей сложности почти 98 километров, в их числе дорога к Маркелову. Для жителей это обеспечит более удобную и надежную связь с районными центрами.
Для защиты от паводков
В Самарской области два поселка — Бутковский и Софинский — связывает с крупными населенными пунктами единственная дорога. Многие годы она находилась не в лучшем состоянии, что было большой проблемой для местных жителей. Асфальт размывало водой во время паводков, а многочисленные фуры превратили покрытие в череду ям и колдобин.
«Весной и осенью проехать проблематично, в том числе экстренным службам. Из-за плохого состояния дороги в Софинском закрылся магазин, так как был затруднен подвоз продуктов», — отметила глава Ленинского сельского поселения Виолетта Прохорова.
Всего в этом году в Самарской области восстановят 160 км сельских дорог. Это 15 объектов и 25 населенных пунктов, где жизнь изменится к лучшему
Сейчас рабочие устанавливают новые трубы, чтобы на проезжую часть не попадала вода во время паводков. Уже к зиме 5,4 км этой трассы полностью преобразятся. Помимо нового покрытия, здесь сделают тротуары и обновят мост через реку.
В другом районе региона идет ремонт 1,4 км подъезда к селу Большая Глушица. «По этой дороге местные жители, которые проживают в Михайловском квартале, добираются до школ, детских садов и других необходимых социальных объектов. Здесь проходит автобусный междугородний маршрут, курсирует вахтовый транспорт», — объясняет замглавы района по строительству Роман Дашевский.
А еще в регионе ремонтируют 35-километровую трассу Подъем-Михайловка — Богдановка — Алексеевка. Это транспортная артерия, по которой жители трех районов добираются в Самару — на работу, в больницы, вузы и крупные магазины. В сутки здесь проезжает более тысячи автомобилей. Половину пути уже привели в порядок.
Всего в этом году в Самарской области восстановят 160 км сельских дорог. Это 15 объектов и 25 населенных пунктов, где жизнь изменится к лучшему.
Нацпроект «Инфраструктура для жизни» меняет облик страны: в городах и селах возводят новые дома, ремонтируют, реконструируют и строят дороги, обустраивают новые парки и набережные, развивают общественный транспорт.
Подпишитесь на новости национального проекта