Кадр из фильма «Девчата» / Кинокомпания «Мосфильм»
Культура

Топ-кадр: проведем День просмотра черно-белого кино с легендарными фильмами

Ежегодно 10 ноября во всем мире отмечают День просмотра черно-белого кино, отдавая дань этому чуду. Сегодня уже вряд ли кто припомнит, почему выбор пал именно на эту дату, но ценители старых фильмов с удовольствием вновь и вновь приобщаются к их атмосфере.

Признаемся честно: черно-белые киноленты вызывают особые чувства — не только ностальгию, но и восхищение талантом их создателей. Словно их авторы владели некой магией, которая спустя десятки, а то и сотню лет продолжает завораживать зрителей. Наслаждаться монохромным изображением не мешают даже царапины и прочие дефекты старой кинопленки, ставшие неотъемлемой частью рассказанной режиссером истории.

Большую подборку черно-белого кино разных жанров и годов производства можно найти в обширной фильмотеке портала «Культура.рф».

Первые серьезные шаги

28 октября 1908 года в петербургском театре «Аквариум» готовилась необычная премьера: ожившие фотографии ателье Александра Дранкова под музыку Ипполитова-Иванова должны были продемонстрировать зловещую историю разбойника Степана Разина и юной княжны. Так в России появился художественный кинематограф. С технической точки зрения может показаться, что в фильме «Стенька Разин» актеры двигаются перед камерой хаотично, беспричинно размахивая руками. Поэтому съемочная группа ввела в повествование титры между сценами.

Съемки следующих черно-белых картин были более профессиональными. Так, один из первопроходцев отечественного кинематографа Яков Протазанов снял такие картины, как «Война и мир» (по одноименному произведению Льва Толстого), «Николай Ставрогин» (по роману Федора Достоевского «Бесы»), «Отец Сергий» (по повести Льва Толстого), «Пиковая дама» (по книге Александра Пушкина) и другие немые черно-белые киноленты.

Топ-кадр: проведем День просмотра черно-белого кино с легендарными фильмами
Кадр из фильма «Броненосец Потемкин» / Кинокомпания «Госкино»

Конкурентом Протазанова в те времена был Александр Ханжонков, выпустивший такие ленты, как «Песня про купца Калашникова» (по поэме Михаила Лермонтова), первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя», а также первый в мире мультфильм, снятый в технике кукольной мультипликации, — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».

Еще один гений российского немого кино Сергей Эйзенштейн уже после революции прославился немыми картинами «Стачка» и «Броненосец Потемкин».

На фоне войны

В 1930-е было снято множество прекрасных советских черно-белых фильмов, по сей день вызывающих восхищение режиссерскими находками, операторской работой и актерскими талантами. В их числе — «Путевка в жизнь» Николая Экка, «Остров сокровищ» и «Дети капитана Гранта» Владимира Вайнштока, «Чапаев» от братьев Васильевых и «Петр Первый» Владимира Петрова.

Значительный патриотический заряд был заложен в таких черно-белых кинокартинах, как «Трактористы» и «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева, а также в фильмах «Веселые ребята» и «Волга-Волга» Григория Александрова, которые при этом не перестали быть трогательными историями о прекрасных и смелых людях.

В годы Великой Отечественной войны и после нее в большинстве фильмов преобладала тема героизма защитников Родины, подкрепленная множеством жизненных примеров.

Документально подтверждено, что президент США Франклин Рузвельт после просмотра советского фильма «Радуга», снятого в 1943 году на основе реальной истории гибели молодой партизанки и ее новорожденного ребенка, написал благодарственные письма режиссеру и советскому правительству. Он также распорядился выпустить картину в прокат в США, и после сеансов многие американцы принимали решение ехать добровольцами на фронт.

Патриотизмом были пронизаны даже эпические сказки «Кащей бессмертный» и «Василиса Прекрасная», снятые Александром Роу.

Не менее впечатляющей стала послевоенная картина «Молодая гвардия» Сергея Герасимова, посвященная военному подвигу комсомольцев Донбасса и собравшая целое созвездие молодых актеров. А ужасы немецкого плена и тяготы глубокого тыла, ранее остававшиеся на втором плане, показывают фильмы «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Летят журавли» Михаила Калатозова.

Топ-кадр: проведем День просмотра черно-белого кино с легендарными фильмами
Кадр из фильма «Кащей бессмертный» / Кинокомпания «Союздетфильм»

Зрелость 60-х и 70-х

В 1960-х, по мере приближения полувекового юбилея Октябрьской революции, снималось немало фильмов о событиях 1917 года и Гражданской войны. Зрителям особо полюбились «Служили два товарища» Евгения Карелова и «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова.

Продолжала пополняться и коллекция фильмов о Великой Отечественной войне, в съемках которых участвовали фронтовики и их дети, воплотившие на экране пережитые ими самими эмоции. Достаточно вспомнить такие кинокартины, как «Живые и мертвые» (Александра Столпера по книге Константина Симонова), «Щит и меч» (Владимира Басова по роману Вадима Кожевникова), «Восхождение» (Ларисы Шепитько по книге Бориса Васильева «Сотников») и многие другие.

Одновременно отечественная фильмотека пополнилась искрометными черно-белыми комедиями «Девчата» Юрия Чулюкина, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова, «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, «Золотой теленок» Михаила Швейцера, «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова и многими другими.

Сюжеты «Дикая собака Динго» Юлия Карасика, «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, «Ох, уж эта Настя» Юрия Победоносцева и еще целый ряд «подростковых», на первый взгляд, сюжетов побуждают о многом задуматься и взрослую аудиторию.

Заставили говорить о таланте своих авторов пронзительные черно-белые кинополотна Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев» и чудаковатые «Печки-лавочки» Василия Шукшина.

Конечно же, перечень шедевров черно-белого кино, достойных многократного пересмотра, еще очень велик.

«Надо снимать черно-белые картины!»

По словам современников, режиссер Андрей Тарковский произнес эту реплику на съемках фильма «Солярис», будучи недоволен тем, как смотрятся в цвете декорации. И это притом, что, в отличие от других советских режиссеров, довольствующихся отечественной цветной кинопленкой «Свема», Тарковский снимал на импортном «Кодаке».

Известно также, что мелькающие в начале «Соляриса» черно-белые кадры первоначально появились во многом с целью экономии цветной пленки, но в итоге были отмечены критиками как оригинальный художественный прием.

К нему позднее прибегали и другие режиссеры — например, Станислав Ростоцкий, четко разграничивший войну и мирную жизнь в картине «А зори здесь тихие», и Владимир Бортко, подчеркнувший контраст между убогой действительностью и бескрайним воображением писателя в сериале «Мастер и Маргарита».

В последние десятилетия не раз предпринимались попытки «раскрасить» такие полюбившиеся зрителям шедевры, как «Офицеры» Владимира Рогова или «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. И все-таки, судя по отзывам, при всем уважении к кропотливому труду реставраторов, многие предпочитают эти фильмы в оригинальной черно-белой версии, считая такое изображением более родным и близким.

Топ-кадр: проведем День просмотра черно-белого кино с легендарными фильмами
Кадр из фильма «Золотой теленок» / Кинокомпания «Мосфильм»

Сегодня почитатели черно-белого кино по всей стране смогут посмотреть любимые фильмы не только в домашней обстановке, но и собравшись в домах культуры на тематические вечера. Такие мероприятия анонсировали, например, Васильевский сельский дом культуры, Сухиничский районный дворец культуры, Кичкетанский дом культуры и другие учреждения во многих уголках страны.

Кстати, к концу 2024 года будет переведено в цифровой формат 22,5 тыс. фильмов из собрания Госфильмофонда, самого большого киноархива страны и одного из трех крупнейших в мире. Пока современный зритель может ознакомиться лишь с небольшой частью имеющихся материалов. Цифровизация, которая проводится благодаря национальному проекту «Культура», позволит сделать это великое наследие более доступным.

Подпишитесь на новости национального проекта