
Территория развития: как и зачем модернизируют Восточный полигон
Отечественные производители продолжают покорять зарубежные рынки, несмотря на всевозможные ограничения извне. Только в 2023 году свыше 24 тыс. компаний-экспортеров получили внушительную финансовую поддержку на развитие и укрепление внешнеэкономических связей. Сегодня российская продукция довольно популярна в странах Ближнего Востока и Азии. Чтобы и дальше набирать экспортные обороты и перевозить товары через дальневосточные порты и пограничные переходы, нужны новые торговые пути и пропускные мощности.
Решать эти задачи помогает нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры». Благодаря ему активно развиваются ключевые логистические артерии страны. В этом году завершится второй этап реконструкции Восточного полигона, куда входят Байкало-Амурская магистраль (БАМ) и Транссибирская магистраль (Транссиб). Это значит, что его провозная способность уже к концу 2024 года достигнет 180 млн тонн.
Портал национальныепроекты.рф рассказывает, почему Восточный полигон важен для страны и как создаются самые мощные российские грузовые локомотивы.
Выходим на новые рынки!
В феврале 2024-го Президент России Владимир Путин во время Послания Федеральному Собранию сообщил о запуске третьего этапа расширения Восточного полигона железных дорог — БАМа и Транссиба. Порты Ванино и Советская Гавань также находятся в ожидании перемен. Глава государства отметил и важность развития транспортных связей для освоения новых рынков, особенно на восточном направлении — в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Восточный полигон модернизируют в три этапа. Первый завершился в 2020 году. Тогда построили новые тоннели, мосты и электроподстанции, которые обеспечили прирост провозной способности в 144 млн тонн. До конца 2024-го этот показатель увеличится до 180 млн тонн. А в 2032 году он достигнет 270 млн тонн.
Восточный полигон — главная железнодорожная артерия, по которой происходит транспортировка добытого в России угля
Главная цель модернизации — сделать Транссиб и БАМ главными логистическими коридорами между Европой и Азией. Эту задачу можно решить, ликвидировав узкие места — участки железных дорог Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, на которых движение замедляется. Это происходит из-за того, что основные магистрали сегодня значительно перегружены.
Как отмечает директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова, основной объем российского экспорта, а именно 60%, в 2023 году пришелся на страны Азии, в частности, на торговлю с Китаем. Поскольку количество перевозок в сторону зарубежных партнеров постоянно увеличивается, большое значение приобретают инфраструктурные проекты.
«Восточный полигон — главная железнодорожная артерия, по которой происходит транспортировка добытого в России угля», — пояснила Татьяна Кулакова нашему порталу.
При модернизации БАМа и Транссиба создается принципиально новая железнодорожная инфраструктура с привлечением самых передовых решений: укладывается более прочная рельсошпальная решетка, модернизируются приемоотправочные пути станций для приемки составов в 71 вагон, разрабатываются отечественные локомотивы улучшенных характеристик.

Настоящие русские богатыри
Наращивать провозную способность Восточного полигона помогают разработки отечественных компаний. Так, Новочеркасский электровозостроительный завод производит магистральные электровозы 3ЭС5К «Ермак». Это надежные локомотивы с улучшенными тяговыми и эксплуатационными характеристиками практически полностью из российских комплектующих.
Разработчики учли все особенности Восточного полигона: влажность, экстремальные перепады температур, горный рельеф, протяженность перегонов. Трехсекционные «Ермаки» уже показали не только свою мощь и выносливость, но и надежность при транспортировке сверхтяжелых составов. Они способны водить поезда массой от 6 тыс. тонн, без труда преодолевая сложные участки пути. Последнее особенно важно. Это позволяет сократить время следования грузов, повышая провозную способность.
Также одна из особенностей 3ЭС5К «Ермак» — сложные микропроцессорные системы, благодаря которым машинистам стало гораздо легче управлять локомотивом и проводить диагностику оборудования, подчеркнул главный специалист по электровозам переменного тока технической дирекции Новочеркасского электровозостроительного завода Валерий Задорожный.
В ходе работы над проектом все участники ощущали огромную ответственность и его важность для развития грузового движения на Восточном полигоне
В 2022 году на Брянском машиностроительном заводе собрали новейший магистральный тепловоз с отечественным двигателем — 3ТЭ28, который может эффективно работать даже в суровых климатических условиях на участках со сложным профилем пути.
«Тепловоз 3ТЭ28 имеет достаточную мощность и силу тяги для вождения поездов повышенной массы на Восточном полигоне. Он способен перевозить грузовые составы, по массе на 27% превышающие возможности советских локомотивов 3ТЭ10МК, что эквивалентно 15 дополнительным условным вагонам», — рассказал замгендиректора «Трансмашхолдинга» по развитию локомотивостроения, гендиректор компании «ЛокоТех-Сервис» Андрей Власенко.
3ТЭ28 способен перевозить грузовые поезда массой свыше 7 тыс. тонн. Кроме того, новые тепловозы оснащены современной системой управления и улучшенным отечественным дизель-генераторным двигателем. Кстати, последние выпускают на заводе в Коломне. В локомотивах также установлен аварийный насос для прокачки охлаждающей жидкости при аварийной остановке двигателя.
«В ходе работы над проектом все участники ощущали огромную ответственность и его важность для развития грузового движения на Восточном полигоне. Локомотив спроектирован на основе отечественных комплектующих, поэтому специалистам пришлось не только разрабатывать новые изделия, но и адаптировать к ним уже существующую продукцию», — объяснил главный конструктор тепловоза 3ТЭ28 Виктор Титомир.
Разработчики локомотива большое внимание уделили и кабине машиниста. Удобное расположение приборов управления и диагностики, продуманная конструкция кресла, интерьер и, конечно, соблюдение техники безопасности — все эти особенности делают 3ТЭ28 более комфортным для локомотивных бригад.
Напомним, что в 2024 году Байкало-Амурская магистраль (БАМ), входящая в Восточный полигон, отмечает полувековой юбилей. Благодаря нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», который реализуется по решению Владимира Путина, развитие этой уникальной транспортной артерии не останавливается и сегодня. О том, как создавался важнейший для страны железнодорожный маршрут, получивший название «стройка века», мы рассказывали тут.
Подпишитесь на новости национального проекта