
Сто решений для бизнеса: что представили вузы на «Марафоне цифровых кафедр»
В России подвели итоги «Марафона цифровых кафедр 2.0», в ходе которого вузы презентовали более 100 ИТ-решений для развития отечественной экономики. В мероприятии, проходившем с 13 марта по 29 мая 2024 года в онлайн- и офлайн-форматах, приняли участие представители компаний, преподаватели университетов и их ученики. Очные встречи состоялись в Москве, Санкт-Петербурге, Иннополисе, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Томске. Эксперты рассказали об успешных образовательных практиках по ускоренной подготовке специалистов с IT-навыками, а студенты показали новые проекты в области искусственного интеллекта, созданные ими для бизнеса. В частности, чат-боты, специализированные ПО и смарт-контракты для юристов.
Подробнее о том, какие инновационные проекты представили в этом году участники марафона и чем они помогут разным отраслям экономики, рассказываем в нашем материале.
Эпоха прорывных IT-технологий
Сегодня благодаря нацпроекту «Цифровая экономика» в 119 вузах в 50 регионах страны открыты «цифровые кафедры». Поступив на них, студенты любых специальностей могут бесплатно получить вторую профессию в сфере программирования, виртуальной реальности, робототехники и разработки веб-игр. К слову, сотни учащихся уже не только воспользовались такой возможностью, но и продемонстрировали свои разработки во время весеннего «Марафона цифровых кафедр 2.0».
В 2024 году мероприятие включало несколько этапов. Сначала участники через чат-бот получили три задания, после чего должны были рассказать в социальных сетях и СМИ о своей «цифровой кафедре». Второй очный раунд объединил девять офлайн-встреч в шести федеральных округах. Команда каждого университета, состоящая из руководителя, преподавателя и студента, рассказала об успешно реализованных в течение последнего года проектах. Победителей этого этапа в ходе онлайн-голосования определили зрители и комиссия, состоящая из представителей индустрии. Затем финалисты марафона, 12 вузовских коллективов, встретились на бизнес-завтраке в московской «Точке кипения Тимирязевка» с экспертами «Яндекса», «МегаФона», VK, Корпоративной Академии «Росатома», Sitronics Group и других отечественных компаний.
Кроме того, лучшие участники получили сертификаты на одну из программ Росмолодежи «Больше, чем путешествие».
Партнерство возможностей для новых идей
Команда Удмуртского государственного университета (УдГУ) уже во второй раз участвует в мероприятии. В этом году студент третьего курса факультета «Фундаментальная информатика и информационные технологии» Илья Бескровный презентовал онлайн-платформу WeCon, которая поможет сэкономить время при планировании досуга. Помимо этого, для предпринимателей она станет хорошим и недорогим вариантом для распространения рекламы.
Согласно планам уже этим летом появится демоверсия приложения, где будут указаны все мероприятия, проходящие в Ижевске. Компании смогут добавлять свои события с помощью квестов в конструкторе, и это поспособствует увеличению потока клиентов. Для стимуляции покупок за участие в них пользователи будут получать предложения от компаний. В разработке приложения команде УдГУ помогали партнеры «цифровой кафедры» вуза — «Иннотех», Ижевский радиозавод и даже инновационный центр «Сколково».
Как подчеркнул Илья Бескровный, участие в марафоне помогло ему осознать всю важность и востребованность проделанной им и его команды работы. «Цифровая кафедра Удмуртии показала всем, что наш регион на многое способен», — уверен он.
Члены экспертного жюри «Марафона цифровых кафедр 2.0» высоко оценили проект команды Сибирского федерального университета (СФУ). Студентка Дарина Губарева изучает международное право, но за полгода обучения IT-технологиям разработала проект игры на Unity по созданию собственного государства.

«В этом году марафон стал для меня настоящим открытием. Была приятно удивлена, узнав, что это мероприятие пользуется популярностью в Сибирском регионе. В нем приняло участие большое количество вузов, в том числе нетехнических. Также рада видеть студентов гуманитарных специальностей, которые стараются „войти в айти“ и создают свои цифровые проекты», — отметила специалист отдела оценки компетенций Корпоративного института «Газпром трансгаз Томск» Юлия Назарова.
Подготовка на «цифровой кафедре» позволяет добиться междисциплинарного подхода в обучении, что положительно скажется в дальнейшем на тех отраслях российской экономики, где будут применяться современные технологии
«Мы уже второй год с радостью участвуем в марафоне, тщательно готовясь к нему. Уверена, что такие инициативы очень важны, ведь они дают проектным командам вуза площадку для презентации и продвижения своего продукта. Кроме того, это стимулирует молодых людей поступать на „цифровые кафедры“. Чем больше мы привлечем к обучению студентов, тем больше компетентных специалистов появится в IT-области», — рассказала руководитель «цифровой кафедры» СФУ Анастасия Раскина нашему порталу.
О том, какие еще уникальные проекты были разработаны командами российских вузов, читайте далее.
Будущее — за инновациями
Студент Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина Степан Белоусов вместе с одногруппниками создал программу для оптимизации юридических процессов. Разработка позволит сократить сроки подготовки документов и количество специалистов, занятых в этом процессе.
Сергей Карасев учится в магистратуре Московского государственного технологического университета «Станкин». Молодой человек разработал для вуза тренажер виртуальной реальности Aracle, на котором студенты будут совершенствовать навыки работы с производственными станками. Виртуальные модели профессионального оборудования полностью напоминают реальное производство. Например, их даже можно разобрать на мелкие детали.
Студентка Сеченовского университета Анна Кузнецова сделала чат-бот для помощи пациентам в отдаленных регионах страны. Ее проект скоро протестируют в Дагестане, где ближайшее от столицы село находится в двух-трех часах езды.
Команда Московского института электронной техники представила на марафоне автономную систему мониторинга для строительной отрасли. По задумке авторов проекта нейросеть сможет заменить контролирующую бригаду, что позволит застройщику сэкономить до 10% средств при строительстве объектов.
В Российском университете транспорта студент Дмитрий Тимакин вместе с коллегами разработал модель для предиктивной аналитики ошибок машиниста поезда. Обнаружение оплошностей работников железнодорожного транспорта с помощью этой программы станет обоснованием, чтобы отправить сотрудника в незапланированный отпуск или на курсы повышения квалификации.
Высокую оценку экспертного жюри в ходе «Марафона цифровых кафедр 2.0» также получили ученики гуманитарных специальностей. Так, филолог Наталья Глодова из Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого создала мотивационную видеоигру для пятиклассников по изучению орфографии русского языка.

Коллектив Ставропольского государственного аграрного университета презентовал инновационный сервис «АгроИнноПолисСад». Он помогает анализировать пригодность земель для выращивания плодово-ягодных культур, находить дефициты минералов в почве и другие важные показатели. Кроме того, на платформе можно определить по фото болезнь растения и получить рекомендации по лечению.
Напоминаем, что нацпроект «Цифровая экономика», инициированный Президентом России Владимиром Путиным, направлен на ускоренное создание условий для высокотехнологичного бизнеса, обеспечение конкурентоспособности страны на глобальном рынке, а также на укрепление национальной безопасности и повышение качества жизни людей. Так, сегодня можно не только получить грант на разработку и внедрение собственного IT-решения, но и поступить в вуз онлайн.
Подпишитесь на новости национального проекта