
Стартовало строительство трассы М12 «Москва — Нижний Новгород — Казань»
Решение о строительстве новой скоростной федеральной дороги М12 «Москва — Нижний Новгород — Казань» было принято в 2019 году. Трасса вошла в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ).
Дорога протяженностью 811 км объединит пять регионов: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашскую Республику и Республику Татарстан. Стоимость работ по 22 из 26 подэтапов, которые на данный момент уже получили положительные заключения госэкспертизы, оценивается в 622 млрд рублей.
Сегодня на всем протяжении трассы ведутся строительные работы. Подробнее о первых шагах к созданию М12 расскажем в нашей статье.
Масштабный проект
Устройством земляного полотна, прокладыванием коммуникаций и возведением искусственных сооружений занимаются почти 11 тысяч человек и более четырех тысяч единиц строительной техники. Для 192 мостов и путепроводов забивают сваи, устраивают монолитные конструкции опор, монтируют балки и бетонируют плиты для пролетов.
В число подобных объектов, над которыми уже начали трудиться рабочие, вошел и один из крупнейших на трассе — мост через реку Суру на границе Нижегородской области и Чувашии. Его длина составит около километра.
На все девять отрезков, на которые разделена М12, завозят песок, щебень и щебеночно-песчаную смесь. Начала строительного сезона эти материалы дождутся уже на местах строительства. По данным «Автодора», к концу января на будущую трассу завезли в общей сложности более 10,7 млн кубометров сыпучих стройматериалов.
Тугой клубок дорог
На будущей трассе уже строят 10 из 19 транспортных развязок разного типа на пересечении М12 с федеральными и основными региональными автомобильными дорогами. Съезды будут учитывать перспективы развития регионов и эффективно распределят транспортные потоки по сети дорог, с которыми связана новая трасса. На ряде развязок организуют только наиболее востребованные съезды: в направлении от Москвы в сторону Казани и обратно.
Две из трех запланированных в Подмосковье развязок строят недалеко от Электростали — на пересечении с Центральной кольцевой автомобильной дорогой (ЦКАД) и вблизи Электрогорска — на пересечении с Московским большим кольцом («Большой бетонкой»).
Верхнюю часть фундамента опор путепровода формируют во Владимирской области на пересечении М12 и М7 рядом с Петушками и на пересечении М12 с региональной дорогой неподалеку от Мурома. Всего во Владимирской области будет пять развязок.

Еще три развязки возводят в Нижегородской области: на пересечении строящейся трассы с региональной дорогой около поселка Мухтолово, рядом с Арзамасом и рядом с Сергачом. На первых двух участках возводят стойки опор, а на третьем уже монтируют один из металлических пролетов.
В Чувашии появятся две новые развязки. Неподалеку от города Шумерля, на пересечении с межрегиональной дорогой Чебоксары — Сурское, появится клеверная, для которой построят восемь съездов и путепровод из двух железобетонных пролетов на существующей дороге. Сейчас там бетонируют стенки, удерживающие насыпь вдоль будущего моста от обрушения, и устраивают подходы к путепроводу. На пересечении с межрегиональной дорогой А151 «Цивильск — Ульяновск» рядом с городом Канаш забивают пробные сваи и ведут земляные работы.
В Татарстане работы ведутся на трех из шести запроектированных развязок. Первая — на пересечении М12 с федеральной дорогой Р241 «Казань — Буинск — Ульяновск». Вторая — на пересечении с межрегиональной дорогой Казань — Ульяновск — Камское Устье. На обоих участках уже возведены несколько опор и смонтированы пролеты. На третьей будущей развязке на пересечении М12 с межрегиональной дорогой Столбище — Атабаево готовят фундаменты для опор.
Поехали!
По словам председателя правления госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко, в 2022 году в Московской области планируют открыть движение от ЦКАД до «Большой бетонки». Длина этого отрезка М12 составит 22 км.
На отрезке трассы во Владимирской области ближе к концу 2022 года планируют открыть движение по 17 из 37 км дороги. Это позволит разгрузить дорожную сеть региона, в том числе переключить часть трафика с Южного обхода Владимира.
«Таким образом, автомобилисты смогут проехать в конце 2022 года по 39 км М12», — обещает Вячеслав Петушенко.
Сквозной технологический проезд по всем 811 км М12 обеспечат до конца 2022 года. Это позволит строительной технике и машинам со стройматериалами свободно перемещаться по трассе, минуя региональную дорожную сеть. А для обычных автомобилистов М12 планируют полностью открыть к 2024 году.

Зачем строят М12
Главное преимущество новой трассы для автомобилистов — возможность перемещаться между крупными городами быстро и без пробок. Когда М12 будет построена, время в пути от Москвы до Владимира сократится в два раза — до 1,5 часов. Благодаря этому жителям столичного региона станут доступнее туристические жемчужины Владимира, Суздаля, Боголюбова и Гусь-Хрустального.
Доехать из Владимира до Нижнего Новгорода можно будет за два часа. Спустя 5,5 часа после выезда из Москвы водители окажутся в Казани. Сейчас этот путь занимает 12 часов.
Время в пути из Санкт-Петербурга до границы с Казахстаном в Оренбургской области благодаря М12 тоже ощутимо сократится. Сейчас на дорогу уходит целых 32 часа, а по новой трассе водители смогут доехать до места меньше чем за сутки — за 21 час.
За счет уникального географического положения М12 станет связующим звеном между крупнейшими региональными центрами, агломерациями и другими скоростными автомобильными дорогами, расположенными в европейской части России: М11 «Нева», ЦКАД, М3 «Украина», М1 «Беларусь», М4 «Дон». Строительство М12 поспособствует и развитию транспортного коридора «Запад — Восток», по которому началась предпроектная проработка маршрута Казань — Екатеринбург.
Ожидается, что развитие дорожной и придорожной инфраструктуры на территории Приволжского федерального округа позволит создать дополнительные рабочие места и рынок сбыта в субъектах, через которые пройдет М12. Кроме того, для местных жителей станут доступнее работа, образование и развлечения в соседних регионах.
Строительство современных скоростных автомобильных трасс не единственная задача, поставленная Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Помимо этого он также подразумевает развитие сети железных дорог и создание региональных аэропортов.
Подпишитесь на новости национального проекта