Алексей Мальгавко/РИА Новости
Образование

Стартапы, коптер и электроскейтборд: как «Кванториумы» помогают строить будущее

Сегодня перед государством стоит задача предоставить детям новые возможности для развития талантов. Для этого по нацпроекту «Образование» уже открыто 130 технопарков «Кванториум», где школьники занимаются по таким направлениям, как робототехника, VR/AR-технологии, программирование, биотехнологии и многое другое. «Кванториумы» помогают не только получать знания сверх стандартной учебной программы, но и работать над собственными проектами в юном возрасте. В итоге многие ребята к моменту окончания школы уже могут похвастаться победами и призовыми местами в региональных, федеральных и международных конкурсах.

Необходимый багаж навыков

Севастополец Руслан Пензов два года учился в «Data-квантуме» в детском технопарке «Кванториум». Сейчас он уже студент первого курса Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, поступил на факультет экономики, менеджмента и информационных технологий.

«За семестр обучения в университете уже было очень много интересного. Во-первых, мы делали теоретический стартап. Это дало мне огромный опыт в самом понимании того, как делаются стартапы и как выпустить действительно нужный рынку продукт в общий доступ. Хочу отметить, что огромный багаж навыков я приобрел в «Кванториуме». И это очень сильно помогает мне в обучении», — поделился Руслан.

Игорь Подгорный/РИА Новости
Игорь Подгорный/РИА Новости

Еще до поступления в вуз команда Руслана победила на открытом межрегиональном фестивале информационных технологий IT-Fest 2019 в направлении InEducation (внедрение инновационных технологий в образовательные процессы).

Биотехнолог, физик и инженер

Дмитрий Заплавнов из Астрахани прошел обучение в детском технопарке «Кванториум» по направлению «биоквантум». А сегодня благодаря занятиям в технопарке он учится на первом курсе факультета биологии и биотехнологии Высшей школы экономики по программе «клеточная и молекулярная биотехнология».

За время учебы в «Кванториуме» Дмитрий углубленно изучал основы биоинформатики и генетики, в 2019-м стал победителем международного конкурса детских инженерных команд «Кванториада» в треке «Редактирование генома», а в следующем году выиграл на международном хакатоне Local Hack Day: Save the World в треке «Биоинформатический анализ генома коронавируса SARS-CoV-2».

Во владимирском «Кванториуме» ежегодно проходит обучение более 1100 детей. По итогам вступительной кампании в 2020 году большинство учащихся технопарка «Кванториум-33» выбрали инженерный и естественно-научный профили обучения.

Варвара Гертье/РИА Новости
Варвара Гертье/РИА Новости

Например, Виктория Кунышева, занимавшаяся в «Промробоквантуме», стала студенткой МГУ имени М.В. Ломоносова по направлению «фундаментальная и прикладная физика». Благодаря занятиям в технопарке за ее плечами целый ряд достойных свершений, например победы во всероссийском конкурсе «ЮниКвант», во всероссийском фестивале специальной робототехники RoboEMERCOM 2017, первое место в конкурсе молодых изобретателей и конструкторов «Робот идет на помощь» в номинации «Модель» во всероссийском робототехническом фестивале МЧС России RoboEMERCOM, первое место на всероссийском робототехническом фестивале Rescue Robot и победа во всероссийской олимпиаде для школьников по физике «Робофест».

Другой слушатель «Промробоквантума» Артемий Пономарев стал студентом МГТУ имени Баумана по направлению «транспортные средства специального назначения». За время учебы в школе он также пополнил свое портфолио, например победой в первом всероссийском фестивале специальной робототехники RoboEMERCOM 2017 и первым местом во всероссийском робототехническом фестивале МЧС России RoboEMERCOM в конкурсе молодых изобретателей и конструкторов «Робот идет на помощь» в номинации «Готовый образец».

Александр Кряжев/РИА Новости
Александр Кряжев/РИА Новости

Студент и наставник

Дамир Хасанов из Удмуртской Республики обучался в детском технопарке «Кванториум» на протяжении трех лет по направлениям «робототехника», «виртуальная и дополненная реальность» и «аэроквантум». На занятиях он изучал языки программирования, сборку и программирование беспилотных летательных аппаратов, а также создание виртуальной реальности.

За три года учебы Дамир работал над разными проектами — как личными, так и в составе команд. На протяжении последнего года обучения юноша разрабатывал свой собственный проект Evo360 — коптер в корпусе из пластика с панорамной камерой, который позволяет снимать панорамные фото и видео высокого разрешения, что дает возможность разработчикам, режиссерам и другим специалистам открыть новые границы в создании VR-контента. Коптер прошел тестирование и успешно показал себя в действии.

В копилке Дамира победы во всероссийском конкурсе «Большие вызовы», хакатоне Aero Hack ОНТИ, всероссийском конкурсе Profest, всероссийском конкурсе «Юниквант» и призовое место в конкурсе технологических проектов «Преактум». Кроме того, Дамир — наставник команд по подготовке к олимпиаде НТИ по направлению «аэронет».

С сентября 2020 года Дамир Хасанов учится в Ижевском государственном техническом университете имени М.Т. Калашникова на кафедре мехатронных систем и трудится над собственным изобретением. «Мой проект называется FUTURION — это электрический скейтборд, решающий проблемы неинтуитивного управления электроскейтбордом, малой функциональности и безопасности электроскейтбордов с помощью нескольких технологических решений, основным из которых является система торможения колес. Скейтборд понимает, когда вы падаете с него либо же теряете равновесие», — рассказывает Дамир. Первокурсник признается, что «Кванториум» очень помог ему освоить soft skills («гибкие» навыки) и hard skills («жесткие» навыки), которыми он пользуется в работе над своим проектом.

Алексей Мальгавко/РИА Новости
Алексей Мальгавко/РИА Новости

Больше возможностей

А вот Егор Иванов пока только мечтает о поступлении в вуз и обучении профессии инженера-программиста. Сегодня он учится в 11-м классе, готовится к ЕГЭ и успевает посещать детский технопарк «Кванториум» в Тамбове. Однако он вряд ли чем-то уступает студентам. Молодой человек успешно прошел заочный этап всероссийского конкурса молодежных проектов стратегии социально-экономического развития «Россия-2035» и готовится к участию в финале.

Проект Егора «Система контроля и управления доступом» направлен на поиск и внедрение методов и действенных способов поощрения за посещений занятий и пунктуальность на рабочем месте. Егор рассказывает, что главная задача системы контроля — ограничение на вход в помещение определенного круга лиц, контроль посещаемости, обеспечение безопасности, расчет баллов для дальнейшего поощрения учащихся или работников.

На данном этапе система управления доступом уже позволяет задавать и контролировать время присутствия и отсутствия сотрудника на рабочем месте. Помимо этого руководитель сможет учитывать все переработанные часы и время, потраченное на перерывы и обед, индивидуально для каждого работника.

«Несмотря на количество функций, система не требует больших затрат электроэнергии, при этом имеет длительный срок службы, к тому же помогает сэкономить на дополнительной охране. У таких систем больше возможностей: они могут настраивать доступ в помещение по расписанию, контролируют график работы. Сетевые системы соединены с компьютером и управляются дистанционно», — отмечает Егор.

Подпишитесь на новости национального проекта