Владимир Смирнов/ТАСС
Молодежь и дети

Стандарты мирового уровня: как в регионах России помогают развивать науку

По данным опроса ВЦИОМ, 85% жителей нашей страны интересуются достижениями отечественной науки. А треть опрошенных уверены, что она опережает мировую. Масштабное исследование приурочили ко Дню российской науки, который отмечается 8 февраля.

Авторитет ученого в российском обществе, по словам вице-премьера России Дмитрия Чернышенко, неуклонно растет. Около 92% студентов хотели бы построить научную карьеру в нашей стране. На этом пути их поддержат программа Десятилетия науки и технологий, новый нацпроект «Молодежь и дети».

Рассказываем, как в российских регионах создают образовательные площадки, студенческие кампусы мирового уровня и развивают новые научные направления.

Технологическое лидерство

Недавно в Минобрнауки России сообщили о перезапуске программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». 

«У университетов две глобальные задачи. Первая — это подготовка высококвалифицированных кадров. Вторая задача — это, конечно, обеспечение технологического лидерства России. И университеты являются местами, где не только учат, в них активно развиваются прикладные и фундаментальные науки», — подчеркнул министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

Экологически чистые материалы

Ученые по всему миру изучают варианты эффективной утилизации пластиковых отходов. Это связано с активным применением синтетических полимеров, например, полиэтилена и полиуретана. Их используют при утеплении фасадов, изготовлении протезов, мебели, спортивных принадлежностей, для изоляции электропроводов, облицовки зданий. С каждым годом потребление таких материалов увеличивается. 

Один из способов утилизации разрабатывают ученые Тульского государственного университета по программе «Приоритет 2030». Они предлагают использовать сельскохозяйственные отходы, богатые целлюлозой, например, солому, листья, стебли растений, стержни початков кукурузы и подсолнечную лузгу в качестве источника для создания экологически чистых полимеров. Растения улавливают углекислый газ и преобразуют его в органические соединения. Это делает их основой для новых материалов. 

«Разработка новых возобновляемых полимеров позволяет нам постепенно закладывать основы будущих подходов в материаловедении, где растительная биомасса станет естественной и неизбежной альтернативой невозобновляемому сырью для производства различных классов полимеров», — добавил заведующий лабораторией химической конверсии возобновляемой биомассы и органического синтеза Тульского государственного университета Богдан Карлинский.

Как отмечает автор проекта, экологическое сырье поможет в создании нового класса полимеров — полибензоксазинов. Такие материалы будут отличаться улучшенными свойствами. Например, остывшее изделие из подобного полимера будет давать меньшую усадку.

Стандарты мирового уровня: как в регионах России помогают развивать науку
Егор Алеев/ТАСС

Кадры для высокотехнологичного производства

Для инноваций в научной среде и на отдельно взятых предприятиях необходимы подготовленные кадры. По нацпроекту «Молодежь и дети» по всей стране создаются передовые инженерные школы. 

Сегодня на базе российских вузов открыты 50 передовых инженерных школ. С ними сотрудничают более чем 250 компаний

В том числе «Росатом», Сбербанк, «Роскосмос», «Ростех», «КамАЗ», «Сибур», «Газпром». Для стажировок на предприятиях выдали 1,5 тыс. студенческих грантов. 

В передовых инженерных школах готовят специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики. Например, для работы с искусственным интеллектом, цифровыми технологиями, в авиационной и ракетно-космической сферах. С 2022 года дополнительное образование получили почти 11 тыс. инженеров. Более 11,4 тыс. преподавателей и управленцев повысили там квалификацию.

Как отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков, подобные проекты для повышения качества образования уже привели к увеличению приема на инженерные направления в вузах. За два года число таких студентов увеличилось на 7%. Растет и интерес к инженерам нового поколения со стороны промышленных предприятий.

До 2030 года планируется создать еще 50 передовых инженерных школ по всей стране. Выпускники образовательных площадок в дальнейшем должны обеспечить технологический суверенитет страны.

Развитие отечественного судостроения

Одну из важных задач взялись решить ученые передовой инженерной школы Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Дело в том, что в России пока не производят двигатели мощностью более 7,5 МВт для крупнотоннажных морских судов. С учетом потребностей в Северной столице разработают модельный ряд подходящих газотурбинных двигателей. 

«Мы проанализировали парк морских судов в России, изучили ограничения построечных мест судостроительных предприятий и морских портов. Занимаемся прогнозированием и оценкой емкости рынка судов и морских газотурбинных двигателей гражданского применения», — отметил заведующий кафедрой проектирования судов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Максим Власьев. 

Ученые сформируют технические требования для подобного оборудования, оценят его востребованность и возможности для производства. Проект поможет реализовать Стратегию развития судостроительной промышленности России до 2035 года. Она предполагает масштабное обновление отечественного гражданского флота.

Стандарты мирового уровня: как в регионах России помогают развивать науку
Юрий Смитюк/ТАСС

Научные площадки в университетах

Комплексное развитие новых научных направлений в нашей стране также обеспечат кампусы мирового уровня. Целую сеть подобных студенческих городков планируют создать к 2030 году. Каждый из кампусов будет решать свои задачи в зависимости от стратегии социально-экономического развития конкретного региона. 

Всего на разных стадиях реализации находятся 25 проектов. Например, кампус Уральского федерального университета в Екатеринбурге введут в эксплуатацию в ноябре. На его площадке планируют готовить специалистов в сфере цифровой экономики. Также в 2025 году, по словам заместителя председателя правительства России Дмитрия Чернышенко, объекты откроют в Уфе, Калининграде, Южно-Сахалинске и Нижнем Новгороде.

В марте 2025 года объявят финальный отбор, по итогам которого утвердят еще 15 проектов по созданию новых образовательных пространств.  

К 2036 году в России планируют построить не менее 40 университетских кампусов

Они будут включать в себя все необходимое: общежития, лаборатории и научные центры, концертные залы, спортивные площадки, кафе и магазины, а также автомобильные стоянки.

Эффективное импортозамещение

Одним из крупнейших станет Межвузовский студенческий кампус Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня в Уфе. Первую очередь построили в 2023 году, полностью завершить проект планируют к 2026-му. Кампус будет включать общежития для студентов, преподавателей и ученых на 4,4 тыс. мест, научно-лабораторный блок.

В составе кампуса уже создан Центр реверсивного инжиниринга Уфимского государственного нефтяного технического университета. На его площадке анализируют различные агрегаты, узлы, промышленное оборудование. На основе полученных данных ученые разрабатывают конструкторскую документацию и помогают предприятиям наладить импортозамещение зарубежных деталей. Подобное партнерство наладили с научно-производственной ассоциацией «Технопарк авиационных технологий», Благовещенским арматурным заводом и компанией «Уфаоргсинтез».

«Будем развивать направление по конструированию, изготовлению отдельных элементов конструкций, сборке и ремонту БПЛА», — поделился планами директор Института нефтегазового инжиниринга и цифровых технологий Уфимского государственного нефтяного технического университета Рустем Даминев.

Именно такие меры по подготовке кадров, модернизации и оснащению вузов востребованы в российской науке больше всего. К подобным выводам пришли авторы комплексного исследования «Делаем науку в России» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Реализацию самых популярных программ по строительству передовых инженерных школ, кампусов продолжат при поддержке нацпроекта «Молодежь и дети».

Подпишитесь на новости национального проекта