
Спасибо, мастер: в России чествуют педагогов колледжей и техникумов
В нашей стране 2 октября отмечают День среднего профессионального образования. Это совсем молодой праздник, который появился по решению Президента Владимира Путина в 2022 году. Так государство подчеркивает вклад преподавателей колледжей и техникумов, мастеров производственного обучения в подготовку молодых специалистов.
И уже по традиции именно в этот день состоится награждение победителя Всероссийского конкурса «Мастер года». Это соревнования для педагогов системы СПО по федеральному проекту «Профессионалитет».
Зауралье принимает гостей
Ежегодный конкурс «Мастер года» проходит уже в четвертый раз. Его цель — помогать преподавателям, которые хотят изучать и внедрять наиболее эффективные методики. Это крайне важно для развития профессионального сообщества, укрепления кадрового потенциала в сфере СПО, а также повышения престижа педагогических профессий.
С каждым годом конкурс становится все более популярным.
В 2024 году количество участников увеличилось почти на 60%. Заявки подали более 6200 педагогов из 2269 образовательных учреждений
Ежегодно финал «Мастера года» организуют в новом месте — на родине победителя прошлого года. В 2024-м им стала Тюмень, где живет и работает преподаватель Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства Иван Зарубин.
С 28 сентября по 2 октября в финале состязались 68 педагогов и 21 мастер производственного обучения. Всего в конкурсе приняли участие 89 человек — представителей всех регионов России и 53 специальностей.
Путь к победе
Финалистов ожидали три испытания. Первые два — «Образовательный кейс» и «Открытый урок». Сначала участникам нужно было решить определенную профессиональную задачу, работая в команде. Они должны были показать, насколько хорошо владеют современными педагогическими методиками. Во втором этапе каждый из них провел полноценное учебное занятие с незнакомой группой студентов-волонтеров длительностью 45 минут.
Десять участников конкурса, которые набрали больше всего баллов, перешли к финальному заданию. Им нужно было провести профориентационное мероприятие для школьников, их родителей и соискателей из центра занятости населения. За 30 минут выступления преподаватели старались заинтересовать аудиторию своей специальностью.
Имя победителя назовут вечером 2 октября во время торжественной церемонии закрытия конкурса. Мастер года получит не только почетное звание, но и премию в размере 200 тыс. рублей. Также он станет советником министра просвещения РФ на общественных началах. Это позволит ему внести свой вклад в развитие системы СПО по всей стране.
Что касается призеров соревнований, то ежегодно они входят в состав комиссий, которые оценивают выступления участников конкурса. Помимо них, судьями также становятся представители образовательных организаций и региональных институтов развития образования и бизнеса.
Параллельно с конкурсными выступлениями в дни финала участников ждала насыщенная деловая и культурно-образовательная программа. Во время многочисленных встреч, панельных сессий и круглых столов обсуждали вопросы, касающиеся развития среднего профессионального образования. Среди них — подготовка квалифицированных кадров с учетом региональной специфики, реализация федерального проекта «Профессионалитет», особенности проведения демонстрационного экзамена, а также внедрение цифровых технологий в учебный процесс.

Уроки английского и не только
Рязанскую область в этом году представляет преподаватель английского языка в Ряжском колледже имени Серебрякова Наталья Тесликова. Стать педагогом она мечтала с детства, чтобы продолжить семейную династию: ее мама была воспитательницей в детском саду, а бабушка — учительницей начальных классов. Будущую специализацию — иностранные языки — она выбрала в старших классах.
Наталья очень любит свою профессию. И прежде всего за возможность менять мир к лучшему, воспитывая молодое поколение. Несмотря на свой статус опытного учителя, Наталья всегда старается быть на одной волне со своими учениками.
«Своей отличительной особенностью я считаю использование на уроках самых современных информационно-коммуникационных технологий, — рассказывает Наталья. — Построить занятие с применением нейросетей — это больше не мечта, а моя каждодневная реальность. Они мои надежные помощники, когда на уроках нужно создать практико-ориентированные задания, а также мгновенно проанализировать с учениками их выполнение. Такие элементы стимулируют ребят быть активными и мотивируют их».
Наталья убеждена, что каждый педагог должен постоянно совершенствоваться. А конкурсы, подобные «Мастеру года», — важная часть этого процесса. По словам преподавателя, они дают возможность проверить свои силы и раскрыть свой потенциал. А еще — обмениваться знаниями и практиками с коллегами.
«Я поздравляю всех педагогов с Днем среднего профессионального образования. Я желаю всем творческих успехов, открытий и достижений. Пусть каждая частица вашей души, которую вы отдаете своим студентам, поможет им стать не просто высококлассными профессионалами, а гордостью нашей огромной страны. Ведь это самая лучшая благодарность», — уверена Наталья.
На страже здоровья
Еще одна финалистка конкурса «Мастер года» — Ольга Санкина из Алтайского края. Она преподает теорию и методику адаптивного физического воспитания в Барнаульском государственном педагогическом колледже имени Штильке. Студенты Ольги учатся работать не только со здоровыми детьми, но и с теми, кто нуждается в реабилитации после болезни или травмы. Чтобы помочь им адаптироваться к жизни, учитывая их особенности, специалисты всегда тесно сотрудничают с медиками и родителями.
Уже во время учебы воспитанники Ольги показывают высокие результаты на всероссийских соревнованиях по профессиональному мастерству: чемпионатах «Абилимпикс» и «Профессионалы».
Для самой же Ольги «Мастер года» стал первым конкурсом такого высокого уровня. Участие в нем дало ей возможность оценить свои силы и обменяться опытом с другими специалистами, что очень важно для профессионального роста.
Общение с коллегами со всей страны — это прекрасная возможность поделиться своими наработками. Кроме того, участие в соревнованиях заставляет выйти из зоны комфорта и продемонстрировать свои навыки, что также способствует профессиональному развитию.
Важный элемент большой системы
Конкурс «Мастер года» — яркое подтверждение того, что в российских колледжах и техникумах работают талантливые и высококвалифицированные педагоги. В том числе благодаря им популярность СПО и рабочих профессий в нашей стране растет с каждым годом.
Статистика последних лет показывает, что около 60% девятиклассников продолжают обучение в ссузах
Интерес школьников подогревает и федеральный проект «Профессионалитет», который реализуется с 2022 года. Это модернизированная программа, по которой свыше 1200 колледжей и техникумов в 79 регионах готовят технических специалистов, ориентируясь на нужды свыше 1,8 тыс. компаний. Вместе они образуют 370 образовательно-производственных кластеров, которые готовят кадры для 24 отраслей экономики: от атомной отрасли до сельского хозяйства. Полный список учебных заведений и предприятий собран в удобном онлайн-навигаторе.
Основная идея «Профессионалитета» — пересмотреть подходы к обучению студентов в среднем профессиональном звене. Образовательные учреждения совместно с компаниями-работодателями создают и внедряют обновленные программы. Их уникальность в том, что акцент там сделан на практике. Для этого в учебных мастерских устанавливают то же оборудование, что и на производствах. Кроме того, учащиеся регулярно стажируются на предприятиях.
Такой подход позволяет сократить общее время занятий в два раза. В итоге молодые люди быстрее и качественнее осваивают профессию, а также получают только те знания и навыки, которые по-настоящему востребованы на рынке труда. Проблем с трудоустройством у таких выпускников не возникает, многие из них остаются работать там же, где проходили практику.
Отметим, что в этом году приемную кампанию в колледжи и техникумы продлили до 25 ноября. Так что желающие могут подать документы на первый курс «Профессионалитета» прямо сейчас.
Подпишитесь на новости национального проекта