Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

Сон на ульях: как пчелиное спа стало новым трендом экотуризма

Принято считать, что у многих занятий есть четкая географическая привязка. Карельский предприниматель Вадим Грибанов ломает эти стереотипы: в беседе с порталом национальныепроекты.рф основатель северного «Медового ранчо» рассказал о характере пчел, о пользе сна на ульях, а также о том, как такие проекты могут расширить представление об экотуризме благодаря поддержке, предусмотренной национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства».

Вадим Грибанов из Карелии занимается пчеловодством уже 25 лет. Еще студентом сельскохозяйственного факультета Петрозаводского государственного университета он написал курсовую о пчеловодстве и решил использовать эти знания для собственной пасеки.

«На тот момент это было совершенно новое явление — северный мед. И мне захотелось донести до каждого, что у нас в регионе тоже можно получать мед. Я начал осваивать пчеловодство с покупки двух ульев, поставил их на берегу Онежского озера. Несмотря на то что с детства терпеть не мог мед, я был удивлен, что продукт, который получился после первого урожая, был совершенно не похож на тот, что мы покупали когда-то в магазине, вкус и запах которого мне не нравился. Это был утонченный, насыщенный цветочным вкусом нектар», — вспоминает Вадим.

Место, где расположена пасека, богато лекарственными ягодниками и медоносами — здесь растут зверобой, морошка, брусника, иван-чай, малина. Местным жителям ароматный и насыщенный мед тоже понравился: всего за пару месяцев были распроданы все 100 кг продукта, что принесло предпринимателю около 50 тыс. рублей и окупило содержание пасеки. К следующему сезону число ульев выросло уже до 30 — на это ушло 200 тыс. рублей из собственных средств Вадима.

Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

В 1999 году, возглавив общество пчеловодов при министерстве сельского хозяйства Карелии, Вадим завез в край новгородских пчел и стал обучать желающих организации собственной пасеки. Позже предприниматель основал профессиональную ассоциацию карельских пчеловодов «Наш мед». Сегодня Вадиму принадлежит торговая сеть «Карельское общество пчеловодов», которая объединяет большинство пчеловодов Карелии с собственными хозяйствами. Их мед пока продается в девяти магазинах — семи в Петрозаводске и двух в Мурманске. Объемы северного меда небольшие — около 10 тонн в год.

Северный мед

«Среди карпатских, кавказских, украинских, среднерусских и новгородских пчел мы отдали предпочтение последним. В плане безопасности они самые миролюбивые и зимостойкие. Южные пчелы хотя и очень миролюбивые, но хуже зимуют, больше болеют и воруют мед друг у друга. Среднерусские пчелы хуже зимуют, больше болеют, у них более развит инстинкт охраны улья, и от этого они более агрессивны», — объясняет Вадим.

В процессе работы пчеловод также понял, что карельский мед очень сильно отличается от южных сортов. На южных пасеках пчелы собирают до 150 кг в одном улье. В лесах Карелии нет такого количества медоносов, как на юге, поэтому сбор в лучшем случае 30 кг с улья за год.

«Несмотря на малый объем производства северного меда, его ценность намного выше, потому что в нем больше полезных ферментов. Чем больше пчела контактирует с медом, тем в этом меде выше содержание биологически активных веществ, которые отвечают за ускорение обменных процессов и регенерацию нашего организма», — рассказывает предприниматель.

Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

В Карелии есть два региона для сбора меда — южный и северный. На севере мед, как правило, более темный: пчелы его собирают с черничников, брусничников, зверобоя, малины. Но визитной карточкой карельского пчеловодства, по мнению Вадима, является южный, кипрейный мед — он практически белый, а продается по цене от 1 тыс. рублей за 1 кг.

«Медовое ранчо»

Вадим замечал, что люди, покупавшие его мед на ярмарках, хотели приехать и посмотреть, как устроена пасека, и в 2018 году решил сделать рядом гостевой дом. Первоначальные вложения в покупку участка и строительство составили около 1 млн рублей.

«Изначально мы делали дом на оборотные средства от продажи меда без амбициозных бизнес-задач, — рассказывает Вадим. — Близость Онежского озера, водопада Кивач и аэропорта (всего полчаса езды) сыграла свою роль, здесь достаточно большая проходимость. Желающих тут остановиться на пару дней, а то и неделю было достаточно. Уже в первый год мы окупили дом и начали строить дополнительный».

После этого у пасеки появились объявления на «Авито», страница в соцсети «ВКонтакте», о «Медовом ранчо» начали рассказывать на ярмарках. Предприниматель поясняет, что создавать туристический объект в его крае достаточно сложно, если нет инфраструктуры и «посмотреть не на что, кроме как в окошко на озеро». И потому в «Медовом ранчо» стали думать над тем, чем можно заинтересовать туристов помимо природы.

Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

«Каждому посетителю мы стали предлагать экскурсию по пасеке. Каждый из них смог почувствовать себя настоящим пчеловодом и посмотреть на весь процесс производства меда: надеть специальный костюм, открыть ульи, если там уже есть мед, достать его и распечатать, откачать. Можно потом этот мед, который сам добыл, попробовать и купить. Беседка, из которой гости за всем этим наблюдают, вмещает до 15 человек», — рассказывает предприниматель.

Сон на ульях

В это время в южных регионах — на Украине и Кавказе — была распространена идея лечебного сна на ульях в специальном домике-помещении. Там к этому моменту уже оценили пользу контакта с пчелами за счет лечебных микровибраций, которые передаются через дерево, когда идет непосредственный контакт со стенкой ульев, и воздуха, который насыщается целебными прополисными парами.

Предприниматель решил дополнить досуг на ранчо и такой услугой. «Эффект от процедуры оказался действительно целебным. Гости рассказывали, как под жужжание пчел они за два часа высыпались так, как за восемь: уходила усталость с дороги, проходили мигрени, боли в пояснице, приходила бодрость, нормализовывалось давление. Плюс целебный эффект достигается за счет воздуха, насыщенного фракциями нектара, прополиса, пыльцы и маточного молочка», — рассказывает предприниматель.

Двухчасовую процедуру сна на ульях Вадим включил в стоимость проживания. Если гости хотят взять курс из пяти-десяти процедур, это стоит 400 рублей за сеанс. Однако сделать это можно только с июня по сентябрь, потом пчелам становится прохладно и они теряют активность.

Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

Также предприниматель решил в каждой бане сделать прополисную парную, где под воздействием тепла помещение наполняется пряным эфирным маслом прополиса.

Основная аудитория ранчо — жители Санкт-Петербурга, Ленинградской области, которые приезжают в среднем на неделю, реже на выходные дни. Только 20% посетителей приезжают за пчелиным спа, но предприниматель уверен, что доля их будет расти по мере знакомства людей с полезными процедурами, а развитие объектов экоинфраструктуры пойдет быстрее в ходе реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Когда пчелы неактивны и не собирают нектар, в пчелином бизнесе наступает низкий сезон. В это время «Медовое ранчо» старается радовать гостей экскурсиями на снегоходах, санях, зимней рыбалкой, катанием по тайге на лыжах.

Бум внутреннего туризма

Вадим признается, что зимой 2020 года уже заключил предварительный договор на июнь с экскурсионными агентствами, которые хотели привозить на ранчо туристов, но помешала пандемия. С марта до июня на гостевые домики не было ни одной брони, и Вадима успокаивало лишь то, что экотуризм для него побочный в сравнении с продажей меда бизнес. Поэтому убытков от простоя предприниматель не понес.

Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

Личный архив предпринимателя Вадима Грибанова

Тем не менее уже в июне, по его словам, случился туристический бум, а поток желающих посетить Карелию российских туристов превзошел все ожидания. «Все, кто занимался гостиничным бизнесом в нашем крае, только в плюсе от того, что российские туристы не поехали за границу. Благодаря этому аномальному лету у нас все полностью было забукировано вплоть до сентября. Это принесло нам около полумиллиона и окупило строительство второго гостевого дома», — говорит предприниматель.

Сейчас Вадим больше думает о том, как развивать пасеку. В следующем году он хочет в два раза увеличить количество пчелиных семей и сделать акцент на сборе карельского меда, спрос на который стабилен.

Подпишитесь на новости национального проекта