ФКУ Упрдор «Северо-Запад»

Широкие и безопасные: как нацпроект меняет к лучшему федеральные трассы

Последние шесть лет были очень плодотворными для российского дорожного хозяйства. При поддержке национального проекта по всей стране отремонтировали, реконструировали и построили свыше 150 тыс. км региональных дорог. Заметно улучшилось и состояние федеральных трасс. Кроме того, в городах — участниках нацпроекта внедряют и развивают интеллектуальные транспортные системы, обновляют парк общественного транспорта.

С 2021 года, когда стартовал профильный федпроект, специалисты построили и реконструировали 1464 км федеральных трасс. Благодаря этому и пассажирские, и грузовые автомобильные перевозки между регионами стали безопаснее, комфортнее и быстрее. Это важно не только для путешественников, но и для развития экономики.

Прошлый год в дорожной сфере запомнился завершением нескольких крупных проектов. Так, в Свердловской области расширили до четырех полос свыше 40 км федеральной трассы Р-242 Пермь — Екатеринбург. В Башкирии открыли движение по участку трассы М-7 «Волга» в объезд сразу пяти населенных пунктов, а в Чечне — на очередном отрезке трассы Р-217 «Кавказ» в обход Гудермеса. В Ленинградской области закончили реконструкцию 24 км федеральной трассы А-181 «Скандинавия» в Выборгском районе, а в Подмосковье — двух участков трассы М-5 «Урал».

Импульс для развития экономики и сохранение жизней

Подводя итоги 2024 года министр транспорта РФ Роман Старовойт отметил, что в 2024 году удалось реализовать ряд масштабных значимых проектов. После строительства и реконструкции введен в эксплуатацию 21 объект Росавтодора общей протяженностью 506 км — это на 272,4 км больше, чем в 2023 году. Госкомпания «Автодор» по нацпроекту построила и реконструировала 17 объектов общей протяженностью около 340 км. «Это очередной большой шаг на пути к созданию качественной и надежной транспортной инфраструктуры в российских регионах, обеспечению комфортных и безопасных условий для перевозок пассажиров и грузов, созданию транспортной инфраструктуры на принципах бесшовной логистики, повышению качества жизни людей», — отметил министр.

За последний год число ДТП на федеральных трассах уменьшилось на 7,1%, большую роль в этом играют именно обновление трасс и поддержание их в надлежащем состоянии

Как отмечает первый заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник полиции Александр Горовой, во многом именно с помощью нацпроекта «Безопасные качественные дороги» удалось стабилизировать ситуацию с аварийностью и добиться снижения показателей. 

Руководитель Росавтодора Роман Новиков отмечает, что только за последний год число ДТП на федеральных трассах Росавтодора уменьшилось на 7,1% по сравнению с 2023 годом, а количество пострадавших — на 8,3%. И большую роль в этом играют именно обновление трасс и поддержание их в надлежащем состоянии. 

Подготовка к продлению М-12

Добраться из Екатеринбурга в Пермь или в обратном направлении с октября 2024 года можно быстрее. Все благодаря расширению участков трассы Р-242 до четырех полос. Параллельно дорожники также реконструировали 14 искусственных сооружений, добавили 7 петель для разворота, обустроили 22 пересечения и съезда с трассы в сторону поселка Дружинино, села Первомайского, деревни Крылосово, города Нижние Серги. 

Реконструкция шла в непростых условиях. Трасса проложена через Уральский хребет и к тому же очень загружена: ежедневно по ней в этом районе проезжает до 40 тыс. автомобилей.

Обновленные участки трассы стали не только шире, но и безопаснее. Проезжая часть хорошо освещена, вдоль дороги установлены все необходимые знаки. Для нанесения разметки использовали световозвращающие материалы. Барьерные ограждения не позволяют водителям выезжать на встречную полосу — самые страшные аварии с лобовым столкновением автомобилей теперь исключены. 

Широкие и безопасные: как нацпроект меняет к лучшему федеральные трассы
Илья Московец Илья/URA.RU/ТАСС

Трассу Р-242 постепенно расширяют с двух до четырех полос с 2019 года. В будущем она станет частью трассы М-12 «Восток» и войдет в состав международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». ‎Часть маршрута уже открыта: по скоростной М-12 «Восток» уже можно добраться от Москвы до Казани. Екатеринбург — конечная точка следующего отрезка скоростной магистрали.  

«Мы открываем не просто несколько участков магистрали М-12, мы открываем новые возможности для экономики и роста качества жизни людей. Ведь скоростная дорога — это способ сберечь единственный невосполнимый ресурс — время», — подчеркивает и. о. губернатора Свердловской области Алексей Шмыков.

Уфа и Москва стали ближе

В Башкирии в прошлом году появился новый четырехполосный участок трассы М-7 в обход сел Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново. Теперь поток транзитных автомобилей не будет идти через населенные пункты. 

Вместе с дорогой возвели 6 транспортных развязок, 9 путепроводов, 17 тоннелей, а также мосты через реки База и Куваш.

Чтобы путь был безопасным, на дороге установили освещение и барьерные ограждения. Кроме того, на этом участке используют автоматизированную систему управления дорожным движением: 44 электронных табло в реальном времени предупреждают об изменениях условий на трассе. Если впереди гололед или туман, это не станет для водителей неожиданностью. 

Сделать перерыв в пути можно на площадках для отдыха. Вблизи одной из них, в районе деревни Илякшиде, появилась новая достопримечательность — памятник военному летчику Мусе Гайсиновичу Гарееву, который родился и вырос в этих местах. Это единственный житель республики, который дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны он совершил 250 боевых вылетов, в 1942 году получил медаль «‎За отвагу» за воздушные бои над Сталинградом‎. 

Альтернативный участок М-7 позволил сократить время в пути от Москвы до Уфы и в обратном направлении. Вскоре эта дорога тоже вольется в продолжение трассы М-12 от Казани до Екатеринбурга.

Ворота в Закавказье

В Чечне в декабре завершилось строительство участка трассы Р-217 «Кавказ» в обход Гудермеса. По первым 15 км движение запустили еще в 2015 году, в конце 2019-го водителям стали доступны еще 12 км, а теперь дорога протяженностью около 36 км наконец-то открыта полностью. 

На новой трассе по две полосы в каждую сторону. Половинки дороги на всем протяжении разделены бетонным ограждением. Проезжая часть хорошо освещена, ограждение вдоль обочин и разметка, наоборот, световозвращающие и хорошо заметные.

Съезды на другие дороги организованы через три разноуровневые развязки. Путепроводы и эстакады позволяют избежать пересечения потоков. Это дополнительно повысило безопасность.

«У нас растет как туристический, так и грузовой поток. И новая трасса внесет свой весомый вклад в дальнейшее процветание Чеченской Республики. По ней могут ежедневно проезжать до 30 тыс. автомобилей без заторов и пробок», — подчеркивает глава региона Рамзан Кадыров.

Теперь улицы Гудермеса избавлены от этого многотысячного транзитного потока, а пропускная способность трассы Р-217 от появления объездной повысилась. Это важно не только для местных жителей, но и для страны в целом, ведь данная дорога входит в транспортный коридор «‎Север — Юг»‎ и связывают Россию с государствами Закавказья.

Широкие и безопасные: как нацпроект меняет к лучшему федеральные трассы
ФКУ Упрдор «Кавказ»

Главная транспортная артерия Ленобласти

В Ленинградской области в прошлом году завершилась реконструкция очередного участка трассы А-181 «Скандинавия». Теперь на протяжении 77 километров (с 47-го по 124-й километр) трассы автомобили едут по шести полосам. Движение стало свободнее и быстрее.

«‎Скандинавия» —‎ одна из самых востребованных транспортных артерий в регионе. Она связывает Санкт-Петербург с крупными портами в Выборге и Приморске. Кроме того, это альтернатива узкому Выборгскому шоссе и удобный объезд населенных пунктов. Так что трассой активно пользуются и водители грузового транспорта, и дачники, и туристы, стремящиеся в Выборг и на многочисленные базы отдыха на берегу Финского залива.‎

Чтобы интенсивное движение было безопасным, встречные потоки разделяет железобетонное ограждение. Металлические барьеры предусмотрены и вдоль обочины. На всем протяжении дорога хорошо освещена. Фонари зажигаются по заданному графику автоматически.

Все это касается не только самой трассы, но и развязок. После реконструкции их стало на две больше. На 114-м километре модернизировали съезды в сторону поселков Лейпясуо, Стрельцово, а на 123-м — пересечение с региональной дорогой Моховое — Ключевое.

Возле поселка Кирилловское на 101-м километре возвели надземный пешеходный переход. Водителям теперь не нужно останавливаться, чтобы пропустить людей. Также нет угрозы, что местный житель неожиданно неосмотрительно выйдет на проезжую часть и попадет под колеса.

Вблизи СНТ «Красногвардеец», «Смена», «Астра», «Новоперовское» и «Сампо» вдоль трассы установили шумозащитные экраны. Соседство с оживленной трассой стало для людей комфортнее. 

Специалисты подумали и о диких животных. На 105-м и 117-м километрах на путях миграции в насыпи дороги для них оставили специальные проходы. По обочинам с обеих сторон установили сетки, которые не позволяют ни лосям и оленям, ни мелким зверькам выходить на трассу.

Модернизация Московского транспортного узла

В Московской области осенью в преддверии Дня работников дорожного хозяйства завершили реконструкцию трассы М-5 «Урал» в границах региона. В эксплуатацию ввели две объездные дороги. Первая решила острую проблему в районе города Люберцы: там современная 10-полосная магистраль упиралась в узкое «бутылочное горлышко» в поселках Октябрьское и Островцы. А на отрезке Ульянино — Непецино появился обход сразу пяти населенных пунктов: сел Татаринцево, Ульянино и Никитское, деревень Старниково и Степанщино.

По объездной поселка Октябрьского длиной 11 км водители попадают в аэропорт «Жуковский”‎. Новая трасса восьмиполосная и хорошо освещенная. Встречные потоки разделены барьерным ограждением, а, чтобы местных жителей не тревожил шум, вдоль дороги установлены специальные экраны.

Чтобы открыть движение по этому маршруту, потребовалось возвести новый мост через Москву-реку длиной более километра. Для защиты реки от вредных стоков с дороги построили водоочистные сооружения. Также на обходе Октябрьского появились семь путепроводов и три транспортные развязки с местными и региональными дорогами.

Новыe объeздныe дороги Подмосковья решила острую проблему заторов в районе города Люберцы и на Новорязанском шоссе

Вторая новая объездная на М-5 в обход пяти населенных пунктов забрала часть потока в самом загруженном районе Московского транспортного узла. Дорога стала альтернативой 20-километровому участку Новорязанского шоссе между Ульянино и Непецино, где интенсивность движения достигала 80 тыс. автомобилей в сутки.

Новая трасса четырехполосная, с барьерным ограждением, разделяющим встречные потоки, и освещением на всей протяженности. Для информирования водителей о дорожной обстановке установлены электронные табло.

Широкие и безопасные: как нацпроект меняет к лучшему федеральные трассы
Александр Рюмин/ТАСС

Вместе со строительством трассы специалисты также переустроили магистральные газо- и нефтепроводы, возвели семь путепроводов, две развязки и четыре моста через водоемы. Для защиты воды от вредных стоков предусмотрели локальные очистные сооружения. 

Планы на будущее

С 2025 года модернизация сети федеральных и региональных трасс продолжается по новому национальному проекту «‎‎Инфраструктура для жизни»‎. Его цель — комплексное развитие населенных пунктов. 

«Для нас ключевой задачей остается развитие основных транспортных артерий и создание эффективных логистических коридоров, что будет способствовать еще большей связи регионов и улучшению товарооборота. С 2021 по 2024 год в стране по нацпроекту „Безопасные качественные дороги“ было построено и реконструировано 1,5 тыс. км федеральной дорожной сети. Задача важная для всей страны и россиян, поэтому, не сбавляя темпов, продолжаем работу в этом направлении уже по новому национальному проекту „Инфраструктура для жизни“. Рассчитываем к 2030 году довести долю соответствующих нормативам федеральных дорог до 85%», ― делится планами вице-премьер Марат Хуснуллин.

Помимо дорог нацпроект также фокусируется на строительстве и ремонте жилья и всей сопутствующей социальной и коммунальной инфраструктуры, благоустройстве общественных и дворовых пространств. Еще одно важное направление — обновление парка общественного транспорта и увеличение числа комфортных маршрутов.

Подпишитесь на новости национального проекта