
Широка страна: как транспортный нацпроект объединяет Россию
Обеспечивать связанность территорий нашей большой страны помогает нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры». Благодаря ему россияне могут быстрее и безопаснее перемещаться между регионами, а бизнес — проще выстраивать логистику грузоперевозок.
С 2019 года по нацпроекту построили и обновили, а также реализовали более 700 объектов и мероприятий: скоростных автомагистралей, железнодорожных путей и станций, а также взлетно-посадочных полос региональных аэропортов и т. д.
На машине с ветерком
Одно из ключевых направлений нацпроекта — развитие грузовых и пассажирских перевозок по международному транспортному коридору «Европа — Западный Китай». Его общая протяженность — 9 тыс. км. По нашей стране проходит около четверти пути — от Ленинградской области до поселка Акбулак на границе с Казахстаном.
В прошлом году движение открыли по трассе М-12 «Восток» между Москвой и Казанью. Коридор «Европа — Западный Китай» ответвляется от нее у города Канаша в Чувашской Республике и поворачивает на юг, в сторону Самары. В июле 2024 года на этом направлении в Самарской области запустили движение по обходу Тольятти. Новая четырехполосная автодорога длиной почти 100 км стала для водителей альтернативой. Она позволяет избежать узкого места дороги М-5 «Урал» в районе Жигулевской ГЭС. Помимо самого шоссе, на участке также возвели новый мост через Волгу протяженностью более 3,5 км.
М-12 — автомагистраль протяженностью 810 км с разрешенной скоростью движения до 110 км/ч. Это возможно благодаря тому, что трасса огибает населенные пункты и на всем ее протяжении нет светофоров и перекрестков в одном уровне. Все пересечения с другими дорогами — только на разных уровнях. В итоге, если не делать остановки для отдыха, добраться из Москвы до Казани или наоборот можно всего за 6,5 часа. Это почти вдвое быстрее, чем раньше.
Если водителю и пассажирам нужна передышка в пути, для этого созданы комфортные условия. Вдоль М-12 построены так называемые многофункциональные зоны (МФЗ). Всего их 24. Там можно заправить машину, подкрепиться, сходить в душ и постирать одежду, выгулять питомца в специально отведенном месте. Кроме того, в хорошую погоду на МФЗ можно устроить пикник, размяться на турниках и тренажерах. Для юных путешественников предусмотрели детские площадки.
Появление М-12 дало мощный импульс росту промышленности и запуску новых инфраструктурных проектов. Развивается и туристический потенциал регионов. Все больше россиян выбирают комфортную и безопасную М-12 для поездок во время отпуска, в выходные и праздничные дни. Так, например, в Нижегородской области путешественники едут в музей-заповедник «Болдино». Время в пути из Москвы до родовой усадьбы Пушкина сократилось с более чем 8 до 5,5 часа.
Автомобилисты по достоинству оценили все преимущества М-12. С момента запуска трассы к концу ноября нынешнего года по ней совершили более 24 млн поездок.
В ближайшем будущем М-12 продлят от Казани до Екатеринбурга. Новый участок трассы протяженностью почти 300 км пройдет через Башкирию, Пермский край и Свердловскую область. Когда этот этап работ завершится, дорогу планируют продолжить еще дальше, до Тюмени.
Главные железнодорожные артерии России
В части развития железнодорожной инфраструктуры нацпроект в первую очередь сосредоточен на расширении узких мест БАМа и Транссиба. Тут проводят электрификацию, строят вторые пути, мосты, тоннели и другие сооружения. Для создания новой железнодорожной инфраструктуры используют самые передовые технические и технологические решения.
Так, в 2021 году на БАМе, на границе Иркутской области и Бурятии в горах Байкальского хребта, появился новый Байкальский тоннель длиной почти 6,7 км. Благодаря ему пропускная способность на этом участке выросла с 17 до 85 пар поездов в сутки. Строители уложили 427 км кабелей, а для доставки отделочных материалов из Красноярска понадобились три тысячи вагонов.
На въезде и выезде из тоннеля установили автоматические ворота. Это позволяет поддерживать внутри круглый год постоянную температуру и снизить нагрузку на отопительную систему, ведь зимние морозы там достигают минус 50 градусов. Дело не только в экономии, но и в желании продлить срок службы тоннеля. Без резких перепадов температур горные породы разрушаются гораздо медленнее.
В конце 2023 года в Амурской области на Транссибе был открыт Керакский тоннель через Петровский хребет. Его проложили в 25 метрах от старого.
Длина современного тоннеля — 926 метров. Для Забайкальской железной дороги это рекорд. Проект оказался непростым: пришлось учитывать сразу два геологических разлома. А строители были вынуждены пробиваться через горные породы с высокой твердостью. Еще одна особенность — необычные пути, смонтированные на конструкции из бетонных полушпал, резиновых чехлов и виброгасящих подкладок. Это позволяет уменьшить импульс от поездов, чтобы он меньше передавался на своды тоннеля и тот прослужил дольше. Приятный бонус — составы по таким рельсам идут плавнее и без лишнего шума.
Эти и другие объекты позволили существенно увеличить провозную способность БАМа и Транссиба. Если в 2013 году она составляла 98 млн тонн грузов, то в 2023-м — уже 173 млн тонн, почти в два раза больше. Планируется, что к 2030 году этот показатель вырастет до 210 млн тонн.

Современные электрички
Еще одно направление, где по нацпроекту развивают ж/д инфраструктуру, — Центральный транспортный узел (Московские центральные диаметры), который охватывает Москву и соседние регионы.
Улучшить связь мегаполиса с городами-спутниками позволило создание так называемых Московских центральных диаметров (МЦД). Это, по сути, новое наземное метро. Комфортные электрички проходят через Москву насквозь, соединяя противоположные концы области. При этом интервалы отправлений в час пик сокращены до всего лишь 5–7 минут. А еще, приезжая в столицу, пассажиры могут бесплатно пересаживаться на другие виды транспорта.
Первая ветка МЦД Одинцово — Лобня заработала осенью 2019 года, а последний на сегодняшний день, четвертый маршрут, — осенью 2023-го. Каждый день диаметрами пользуются более 1,4 млн пассажиров. Всего на четырех линиях 137 станций.
В дальнейшем МЦД планируется продлить в другие регионы Центрального федерального округа. Быстрые и комфортные электрички свяжут столицу с Тулой, Калугой, Ярославлем, Владимиром, Костромой, Ивановым, Тверью. По словам вице-мэра Москвы Максима Ликсутова, схему развития этих маршрутов планируется утвердить в первой половине 2025 года.
Ожидается, что к 2030 году инфраструктура Центрального транспортного узла позволит перевозить ежегодно 844 млн пассажиров
Приготовиться к взлету
Нацпроект помогает обновлять и региональные аэропорты. Это позволило сделать перелеты внутри страны безопаснее и комфортнее.
«Мы раньше постоянно говорили: чтобы слетать в соседний регион, надо обязательно через Москву двигаться. Так вот доля авиарейсов, которые соединяют города, минуя Москву, уже превышает 50%. Есть над чем работать, но все-таки прогресс заметен. Это значит, что перелеты внутри России становятся более удобными, быстрыми, и надеюсь, что это сдерживает рост тарифов», — отметил Президент Владимир Путин во время недавнего заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
С 2019 года инфраструктуру обновили уже в 33 воздушных гаванях по всей стране, в том числе реконструировали 21 взлетно-посадочную полосу.
Особое внимание уделяется аэропортам в Сибири и на Дальнем Востоке. Программа модернизации затронула и города-миллионники, такие как Красноярск, Новосибирск, Челябинск, и центры добывающей отрасли вроде Магнитогорска и Норильска.
В Якутии по нацпроекту реконструировали сразу 12 комплексов. Это в том числе аэропорты в Якутске, Нерюнгри, Олекминске, поселках городского типа Хандыга, Сангар, селах Верхневилюйск и Жиганск. Для республики обновление воздушных гаваней крайне важно, так как пользоваться наземным транспортом круглый год могут только 15% населения региона. На 90% территории не зависит от сезона только авиация.

Освоение Арктики
Северный морской путь — кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Его протяженность от пролива Карские Ворота у Новой Земли до мыса Дежнева на Чукотке — около 5,6 тыс. км.
По Севморпути в том числе перевозят продукты питания, строительные материалы, пиломатериалы, технику, социально значимые продукты в 25 регионов, а также сжиженный природный газ и нефть. Кроме того, этот маршрут используется для транзита нефти, железной руды и угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Всего в 2023 году по Северному морскому пути перевезли рекордные 36,2 млн тонн грузов.
Чтобы грузооборот продолжал расти и дальше, по нацпроекту строятся атомные ледоколы нового типа. С их помощью в обозримом будущем навигация на Северном морском пути станет круглогодичной. Сейчас с февраля по май к востоку от Обской губы ледовая обстановка слишком сложная, чтобы проводить суда через этот район.
С 2020 года в эксплуатацию ввели уже три атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Планируется, что уже совсем скоро, до Нового года, к ним присоединится еще один — «Якутия». А в дальнейшем до 2030-го на воду спустят еще три — «Чукотку», «Ленинград» и «Сталинград».
Ледоколы проекта 22220 на сегодняшний день самые большие и мощные в мире
Длина их корпуса — более 173 метров, а бортовая двухреакторная ядерная установка подает на валы двигателя 60 МВт. Эти суда могут разбивать льды толщиной до трех метров.
Тем временем в Приморье по проекту 10510 уже строится ледокол, который превзойдет эти характеристики. Мощность ядерной установки 209-метровой «России» будет вдвое больше. А максимальная толщина льда, через которую она сможет пробиться, составит 4,3 метра. Для трассы Севморпути этого должно хватить.
Амбициозные планы
В этом году нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры» завершается, но ему на смену придет следующий — «Эффективная транспортная система». Целями новой инициативы будут формирование эффективной транспортной системы, повышение скорости и количества перевозок пассажиров и грузов как внутри страны, так и за рубеж. Разные направления будут развивать комплексно, увязывая железные дороги, авиацию и судоходство в единую систему.
От четкой, надежной работы транспортного комплекса во многом зависит качество жизни людей, рост промышленности, туризма, торгового оборота, укрепление всей национальной экономики
Одним из знаковых проектов грядущих лет станет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Она не просто свяжет два крупнейших города европейской части России, но сократит время до Твери и Великого Новгорода. Таким образом, строительство магистрали отразится примерно на одной пятой жителей страны.
По железной дороге запустят поезда совершенно нового типа, которые смогут разгоняться до 400 км/ч. В результате время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится с четырех до всего лишь двух с четвертью часов. Доехать из столицы в Тверь получится менее чем за 40 минут, а из Петербурга в Великий Новгород — быстрее чем за неполные полчаса.
При этом поезда будут не единственной инновацией. Новшеством для нашей страны станут и отечественная система управления, которая позволит контролировать движение этих составов, и автоматизированная система диагностики инфраструктуры и вагонов.
Разрабатывать и производить поезда для высокоскоростной магистрали помогут специалисты и предприятия как минимум из 15 регионов. Саму железную дорогу будут строить свыше 40 тыс. человек.

Отметим, что магистраль Москва — Санкт-Петербург станет первой, но не единственной железной дорогой такого типа. В будущем планируют построить ее аналоги и в других уголках России.
Помимо этого, по новому нацпроекту к 2030 году модернизируют не менее 75 аэропортов. Ожидается, что пассажиропоток вырастет до 158 млн человек в год. Провозную способность БАМа и Транссиба увеличат до 210 млн тонн грузов в год. На границе с соседними странами инфраструктура пунктов пропуска позволит сократить время осмотра грузовых автомобилей до 10 минут. Продолжится развитие Северного морского пути. Также правительство планирует отдельно уделить внимание цифровой трансформации в транспортной сфере и подготовке кадров.
Подпишитесь на новости национального проекта