
Широка река: как в России благодаря нацпроекту строят и обновляют мосты
Ежегодно в российских регионах строят и реконструируют множество участков дорог на обходах городов, транспортных развязок, мостов и путепроводов. Благодаря этому загруженность городских магистралей снижается, передвигаться между разными районами внутри больших городов, а также между соседними населенными пунктами становится удобнее. Все это не только делает жизнь россиян более комфортной, но и заметно влияет на повышение экономического потенциала регионов.
Осуществлять подобные проекты помогает в том числе один из национальных проектов — «Безопасные качественные дороги». Где в этом году благодаря ему строят и уже открыли новые мосты и участки дорог, расскажем в нашей статье.
Путь в «Онежское Поморье» открыт
В Архангельской области в начале осени открыли новый мост через реку Луду длиной более 70 метров. Раньше здесь, в 150 км от Архангельска, была деревянная переправа. Но она давно устарела не только физически, но и морально. Движение по мосту было ограничено, и в ту часть расположенной здесь же деревни Луды, что стоит на правом берегу реки, было сложно доставлять тяжелые грузы.
Ремонт переправы был важен и для жителей деревни, и для желающих отдохнуть на природе в парке «Онежское Поморье».
«Туристический поток здесь с каждым годом растет», ― отмечает губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Теперь, после завершения работ, в Луде появилась новая надежная переправа. Как и многие другие мосты в регионе, этот сделали комбинированным. Хотя настил остался привычным — деревянным, основание сделали железобетонное. Такую технологию повсеместно используют по всей Архангельской области. Кстати, закончить ремонт, который длился с февраля, удалось на два месяца раньше запланированного срока.
Всего в этом году при поддержке нацпроекта в Архангельской области намечено отремонтировать пять искусственных сооружений.

Подарок для самого красивого села
Жители села Большой Куналей в Бурятии — официально одной из самых красивых деревень России — в начале сентября тоже праздновали открытие нового моста. Его строительство — часть работ, предусмотренных планом реконструкции местной улицы Кирова, которая является одной из главных дорог в селе. Поскольку она пришла в неудовлетворительное состояние, подрядчики при поддержке нацпроекта начали ее ремонт, чтобы и для водителей, и для пешеходов движение вновь стало не только комфортным, но и безопасным.
Относительно всего объема работ, которые ведутся на протяжении двух километров, мост через реку Куналейку — совсем небольшой участок. Его длина всего 6,8 метра. Однако важность его обновления для села сложно переоценить.
«Этот новый мост и новая дорога нам очень нужны. Нам, жителям сельских территорий, мостики через малые реки также жизненно важны, как для горожан — большие мосты. От их состояния зависит весь наш быт», — объясняют жители Большого Куналея.
Мост в селе специалисты возвели полностью с нуля. На пролет положили двухслойное покрытие. Теперь в Большом Куналее осталось лишь доделать подъезды к мосту. Полностью завершить масштабную реконструкцию улицы Кирова планируется до конца сентября. Отметим, что всего в 2022 году в Бурятии благодаря нацпроекту намерены отремонтировать более 100 км дорог и улиц.
Мосты Тамбовщины под контролем
В Тамбовской области в этом году благодаря нацпроекту ввели в эксплуатацию уже четыре моста через реки Сержалу, Кашму, Малый Ломовис и Ирку. Работы на двух последних закончили совсем недавно. Новости о том, что капитальный ремонт на трассе «Тамбов — Пенза» завершен, и из Бондарского, и из Гавриловского района области пришли в начале сентября.
«В этом году мы полностью поменяли подход к дорожному ремонту. Ужесточили условия отбора подрядчиков, требуем внедрения современных технологий, ввели многоуровневую систему контроля. Делаем акцент на приведении в нормативное состояние межмуниципальных дорог», — рассказывает врио главы администрации Тамбовской области Максим Егоров, добавляя, что ремонту именно мостов в области уделяется пристальное внимание.
И на реке Малый Ломовис, и на реке Ирке отремонтировали не только опоры, но и пролеты мостов. Специалисты не ограничились заменой верхнего слоя асфальта, а потрудились над всем дорожным покрытием. Кроме того, были обустроены водоотводы с проезжей части. Также рабочие установили новые знаки и барьерные ограждения. А разметку дороги выполнили не обычной краской, а с помощью термопластика. Кстати, закончить капремонт моста через Малый Ломовис удалось даже на месяц раньше, чем планировалось.

Теперь до ноября 2025 года содержать оба моста будут те же местные подрядные организации, которые по контракту с «Тамбовавтодором» проводили капитальный ремонт.
Отметим, что всего по нацпроекту в 2022 году в Тамбовской области запланированы работы по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции автодорог протяженностью свыше 68 километров.
Путь на учебу и работу в Самаре станет комфортнее
В Самаре уже в ближайшее время готовятся официально ввести в эксплуатацию участок Фрунзенского мостового перехода от улицы Шоссейной до границы города. Работы по проекту, который поддерживает нацпроект «Безопасные качественные дороги», планировалось закончить в октябре нынешнего года, но удалось сделать быстрее. По дороге уже запущено рабочее движение, осталось лишь завершить благоустройство прилегающей территории и подключить освещение.
На участке длиной около восьми километров рабочие демонтировали и полностью заменили весь многослойный «пирог» проезжей части толщиной в метр. К мосту подвели сразу три транспортные развязки. Благодаря этому новая магистраль общегородского значения получит выход на федеральные трассы в направлении Оренбурга и Казахстана, а также на региональную дорогу Самара — Волгоград, и обеспечит транспортную доступность микрорайона Южный город и Новокуйбышевска. Кроме того, в состав второй очереди моста вошел 200-метровый путепровод через железнодорожные пути на перегоне Кряж — Самара.
«Жители этого района, проживая в уникальной природной локации — между двух рек, всегда испытывали трудности, неудовольствие и дискомфорт. На единственном старом мосту были постоянные перебои с общественным транспортом. Теперь, с вводом в строй нового мостового перехода, все эти вопросы решены», — рассказывает заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Павел Покровский.
Третий этап строительства мостового перехода — 1,5-километровую дорогу от границы Самары до объездной трассы — планируется завершить до 2024 года.

Транзитом, минуя Волгоград
В Волгограде к концу лета наполовину завершили первый этап новой четырехполосной объездной дороги, которая строится при поддержке нацпроекта «Безопасные качественные дороги». На этом участке расположен самый сложный объект будущей трассы — мост с эстакадной частью через Волго-Донской канал. Работы начались летом 2019 года, и до конца нынешнего года специалисты планируют приступить к надвижке пролета над руслом канала.
Когда участок объездной будет готов, он свяжет астраханское и элистинское направления федеральной трассы Р-22 «Каспий» с региональной дорогой Волгоград — Котельниково — Сальск.
Второй этап строительства обхода Волгограда готов примерно на 20%. На этом участке дороги длиной 25 км запланировано возведение сразу 13 мостов, и восемь из них уже начали строить. Рабочие заливают фундамент, формируют опоры и готовятся к монтажу балок. Там, где появится основное полотно дороги, формируют земляные насыпи, а кое-где уже даже приступили к укладке асфальтобетона.
Документация на третий этап волгоградской объездной дороги сейчас согласует Главгосэкспертиза, а проект четвертого этапа только обсуждается. Однако строительство 70-километровой трассы спланировано таким образом, что каждый из этапов может входить в эксплуатацию самостоятельно. Это позволит постепенно выводить транзитный транспорт за пределы мегаполиса. Когда же объездная дорога будет полностью готова, она соединит за пределами Волгограда практически все федеральные и основные региональные трассы области.

Стоит иметь в виду, что подсказать властям, какая дорога требует ремонта, а затем стать общественным контролером и следить за тем, чтобы работы были выполнены качественно, может каждый россиянин. Мнению рядовых граждан при планировании работ при поддержке нацпроекта «Безопасные качественные дороги» традиционно уделяют большое внимание. Ведь в конечном счете, как и все нацпроекты, он направлен именно на повышение качества жизни жителей нашей страны.
Подпишитесь на новости национального проекта