ФКУ "Ространсмодернизация"

Семь футов под килем: как нацпроект помогает развивать перевозки по воде

6 июля в России свой профессиональный праздник отмечают работники морского и речного флота: те, кто обеспечивает бесперебойную работу портов и перевозки по воде пассажиров и грузов. Сейчас в сфере речного транспорта в нашей стране заняты около 120 тыс. специалистов, а в морском — почти 260 тысяч.

Сделать их работу эффективной и более комфортной поможет развитие инфраструктуры по нацпроекту «‎Эффективная транспортная система».‎ Например, в Ленинградской области реконструируют Волховский шлюз, а для развития Северного морского пути строят новейшие атомные ледоколы. Рассказываем об этих проектах — и людях, которые с ними связаны.

Залог прогресса

Как подчеркнул министр транспорта Роман Старовойт на совещании, приуроченном к празднованию Дня работников морского и речного флота, сегодня начинается новая веха развития отрасли. С января в России реализуется новый национальный проект, который станет фундаментом развития морского и речного транспорта до 2030 года. Особое внимание уделяется федеральному проекту по развитию кадров, впервые включенному в пакет национальных проектов.

Для развития российской экономики крайне важна бесперебойная, безаварийная и, самое главное, безопасная работа флота. Ведь по рекам перевозят пассажиров и грузы, что в том числе позволяет разгрузить железные и автомобильные дороги. А по морю российские товары часто отправляют на экспорт.

В развитии водных путей у нацпроекта несколько направлений: модернизация гидротехнических сооружений на внутренних водных путях и инфраструктуры морских портов, расширение возможностей Севморпути. Еще один приоритет — подготовка квалифицированных специалистов в профильных вузах, колледжах, техникумах. Ведь, чтобы суда ходили по рекам и морям, необходимы не только инфраструктура и технологии, но и профессионалы, обеспечивающие перевозки на всех этапах.

«В отраслевых учебных заведениях Росморречфлота ведется подготовка специалистов для всей инфраструктуры водного транспорта. Это наш флот, порты, судоремонтные и судостроительные предприятия, а также научно-исследовательские институты. В среднем в год в наших учебных заведениях обучается около 55 тысяч человек», — рассказывает руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко.

Семь футов под килем: как нацпроект помогает развивать перевозки по воде
Александр Кряжев / РИА Новости

Подарок к столетнему юбилею

Волго-Балт — самый длинный искусственный водный путь в России. Протяженность этой системы рек, озер и рукотворных каналов — 1,1 тыс. км. Она соединяет пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское. Между городом Вытегра и селом Девятины в Вологодской области по каскаду шлюзов из шести ступеней суда поднимаются или опускаются на более чем 80 м.

Один из крупных проектов на Волго-Балте — реконструкция шлюза Волховской гидроэлектростанции в Ленинградской области. ГЭС запустили в 1926 году. Сегодня она в числе старейших действующих гидроэлектростанций в России и остается важной частью энергосистемы региона. Комплекс ее сооружений, включая шлюз, — памятник науки и техники, объект культурного наследия федерального значения.

Для развития российской экономики крайне важна бесперебойная, безаварийная и, самое главное, безопасная работа флота

Реконструкция шлюза поможет повысить безопасность на территории комплекса электростанции и обеспечить бесперебойную навигацию по Волго-Балтийскому водному пути. В 2024 году Волховский шлюз пропустил из озера Ильмень в Ладожское и обратно 392 судна, по реке Волхов перевезли около 12 тысяч пассажиров.

Реконструкцию шлюза уже завершили на 90%. Полностью закончить работы планируют до конца года.

Одним из самых интересных этапов стало обновление уникального поворотного автомобильного моста длиной 29 м. Он связывает здание ГЭС с противоположным берегом Волхова. Для пропуска судов с высокой надстройкой пролет не поднимают вертикально, а разворачивают на 90 градусов, вдоль берега. В нашей стране это единственная переправа, которая устроена по принципу открывающейся двери.‎

Механизм износился, поэтому в последние годы его не использовали. Это ограничивало судоходство — трехпалубные пассажирские теплоходы были слишком высокими, чтобы пройти под мостом. Теперь проблему решили.

Семь футов под килем: как нацпроект помогает развивать перевозки по воде
ФКУ «Ространсмодернизация»

Администраторы речного движения

Как и на железной дороге, на реках тоже есть «‎путейцы»‎. Эти специалисты следят, чтобы и для маленьких лодок, и для больших теплоходов и сухогрузов путешествие было безопасным. На Волго-Балте за это отвечают в том числе специалисты ‎администрации бассейна из отдела регулирования движения судов.

Начальник этого подразделения — Алексей Сидоров. В администрации Волго-Балта он работает уже четверть века. Начинал с должности специалиста по навигационной обстановке. Затем 10 лет трудился в качестве диспетчера по регулированию движения судов во время разведения мостов в Санкт-Петербурге. В 2013 году стал главным диспетчером, а должность руководителя отдела получил в 2017-м.

В навигации не бывает легких и сложных периодов, это постоянная борьба с вызовами, которые диктует как природа, так и человек

Алексей ответственный, работает с полной отдачей и по-настоящему любит свою профессию. Настолько, что в период навигации он остается на связи с коллегами круглые сутки и в будни, и на выходных, ведь в субботу и воскресенье движение по рекам не останавливается.

«‎В навигации не бывает легких и сложных периодов. Для диспетчера на внутренних водных путях работа — это не просто смена, а скорее постоянная борьба с вызовами, которые диктует как природа, так и человек», — констатирует ‎Алексей.

Всего администрация Волго-Балта отвечает за судоходство в семи регионах: Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Карелии, а также Псковской, Вологодской, Новгородской и Калининградской областях. Алексей и его подчиненные следят за движением по основной трассе водного пути — между Санкт-Петербургом и Рыбинским водохранилищем.

Чтобы регулировать движение на сложных или односторонних участках создали девять диспетчерских пунктов. Четыре из них пропускают лодки и корабли в Ладожское и Онежское озера. Такое усиленное внимание связано с тем, что, хотя эти водоемы и пресноводные, в плохую погоду условия там сравнимы со штормом на море.

Для обеспечения безопасности на Ладоге есть система маяков, расположенных в стратегически важных точках. Они помогают ориентироваться ночью, в тумане или во время бури. Всего таких путеводных огней восемь, причем шесть башен, на которых они установлены, — памятники культурного наследия.

Например, маяк в деревне Сторожно на юго-востоке озера, построенный в 1909–1911 годах, — один из старейших действующих в России. А также второй по высоте в стране. Фонарь и линзу для фокусировки света установили на вершине башни, в 76 м над землей.

Семь футов под килем: как нацпроект помогает развивать перевозки по воде
Росморречфлот

Арктические великаны

Еще один невероятно важный маршрут — Северный морской путь (СМП). Это самый простой способ попасть из европейской части России на Дальний Восток по воде. От Карских Ворот до мыса Дежнева суда проходят около 5,6 тыс. км.

Развивать перевозки по этому направлению помогают новые атомные ледоколы — их строят по нацпроекту. Современные российские суда, созданные по проекту 22220, могут в одиночку проводить танкеры водоизмещением свыше 100 тыс. т через льды толщиной до трех метров. Все благодаря мощности на валах 60 МВт.

Другая «‎суперсила» этих ледоколов — способность менять свою осадку. Набирая забортную воду в специальные отсеки, они погружаются глубже, а сбрасывая такой балласт, наоборот, «‎‎всплывают»‎. Такие суда могут одинаково эффективно работать и на трассах Северного морского пути, и в относительно мелких устьях сибирских рек.

Всего в Арктике сейчас четыре подобных ледокола: «‎Арктика», «‎Сибирь», «‎Урал» и «‎Якутия». К 2030 году появится еще три.

Также продолжают использовать четыре атомных ледокола прошлого поколения: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Вместе с атомными «‎старшими братьями» в Арктике работают 34 дизель-электрических ледокола. В том числе самый могучий в мире среди неатомных — «Виктор Черномырдин» мощностью на валах 25 МВт.

Ледокол «‎Красин» — еще один представитель этого флота. Он построен в Хельсинки по заказу СССР в 1976 году и по своему классу близок к первому в мире атомному ледоколу «‎Ленин».‎ Сначала судно ‎14 лет служило в Мурманске, а с 1990-го его перевели во Владивосток.

Сейчас ледокол использует одна из крупнейших отечественных транспортно-логистических компаний. В прошлую зимнюю навигацию 2023–2024 года «‎Красин» провел по Северному морскому пути 83 судна. За это время пройдено более 48 тыс. км. Для сравнения, длина земного экватора — чуть более 40 тыс. км. По итогам 2024 года экипаж ледокола признали лучшим среди сотрудников «‎Росморпорта».‎

Семь футов под килем: как нацпроект помогает развивать перевозки по воде
Росморречфлот

Женщина на ледоколе — к спокойному рейсу

Вера Дубовицкая — 3-й помощник капитана «‎Красина». Ее специальность — навигация.‎ Девушка корректирует и обновляет карты в электронной системе, следит за прогнозом погоды и новостями об изменении ледовой обстановки, составляет и прокладывает маршруты.

Вера — выпускница Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова. В 2018 году она поступила в питерский вуз на специальность «‎Судовождение»‎ по целевому договору с «‎Росморпортом». После окончания учебы с красным дипломом с 2023 года девушка пришла работать‎ в Мурманский филиал.

По словам Веры, в профессию она пришла, вдохновившись примером дедушки. Тот был капитаном дальнего плавания, и буквально все детство девочка всегда видела его в форме. Позже, уже во время учебы, она окончательно влюбилась в морское дело: благодаря занятиям на небольших парусно-весельных ЯЛ-6 в Финском заливе, полугодовой работе на ледоколе «‎Адмирал Макаров» и путешествию на нем к Северному полюсу.‎

«‎В работе, наверное, как и у каждого моряка, сначала вдохновляет романтика. Это закаты, восходы, солнечное гало, какие-то интересные ледовые ситуации, северное сияние. Но это все второстепенно. Первостепенно — сама работа, — делится Вера. — Мы ищем дорогу, мы ее выбираем. Уже спустя полгода в моей должности я понимала, где какой лед, куда лучше наехать, что делать, если где-то есть торосы. Вот эта интересная работа очень вдохновляет изучать ледовую обстановку, устройство ледокола. Ни одна навигация никогда не похожа на предыдущую»‎.

Планы на будущее

Главная цель нацпроекта «Эффективная транспортная система» — к 2030 году создать в России бесшовную логистическую сеть. Она свяжет все основные центры экономического роста, что позволит нарастить грузоперевозки внутри страны и на экспорт. А еще людям будет удобнее путешествовать без лишних пересадок на большие расстояния.

Подпишитесь на новости национального проекта