Саратовские ученые разработали новый материал для дорожного покрытия

Новый материал для дорожного покрытия — фосфогипс дорожный — разработали ученые Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Развитие масштабных научных проектов по приоритетным исследовательским направлениям является частью нацпроекта «Наука и университеты».

Производство фосфогипса отличается низкой себестоимостью, а использование вдвое увеличивает срок безремонтной эксплуатации автомобильных дорог. На рынке дорожно-строительных материалов он не имеет аналогов. На базе технологии получения фосфогипса дорожного ученые планируют создавать линейку материалов специальной авто- и железнодорожной направленности.

Вяжущий комплексный материал фосфогипс дорожный был разработан учеными из отходов промышленного производства предприятия «Апатит». По своим эксплуатационным характеристикам фосфогипс в 2–4 раза превышает традиционно используемые материалы — щебень и песок. Прочностные и эксплуатационные характеристики вяжущего материала не только многократно превышают требования нормативной документации для дорожной отрасли, но и позволяют полностью или частично заменить щебень и песок при строительстве дорог.

«По прочностным характеристикам фосфогипс соответствует легкому бетону и обладает уникальными свойствами: не боится переувлажнения, морозостоек, не вспучивается при морозах, обладает высоким параметром гибкости, выдерживает нагрузки до 30 тонн на ось, что в два раза выше нормативных требований», — рассказал руководитель отдела инжиниринга и промышленного дизайна Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Сергей Коротковский.

Низкая стоимость материала и длительный срок эксплуатации обеспечивают высокую экономическую целесообразность. Стоимость работ по строительству и содержанию автомобильных дорог разных категорий от 30 до 70% ниже, чем при применении традиционных материалов и способов строительства нижних слоев автомобильной дороги общего пользования. Простота технологии применения фосфогипса дорожного не требует дополнительной дорожно-строительной техники по сравнению с традиционными способами строительства.

Новый материал экологически безопасен и уже прошел необходимую стандартизацию и сертификацию в государственных органах. Из фосфогипса дорожного построено более 30 км автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения. Ученые прогнозируют, что у дорожного полотна, построенного с использованием этого материала, срок эксплуатации составит не менее 20 лет.

Согласно целям национального проекта «Наука и университеты», Россия должна войти в пятерку стран, ведущих разработки в приоритетных областях.

Нацпроекты, инициированные президентом РФ Владимиром Путиным, стартовали в 2019 году.

Подпишитесь на новости национального проекта