
Самый любознательный: юных ученых приглашают проверить свою эрудицию
Новый сезон ежегодного научно-популярного конкурса для школьников и студентов «Наука. Территория героев» стартовал 31 октября. Он проводится при поддержке национальных проектов России и входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий.
В увлекательной игровой форме молодые люди знакомятся с профессией ученого и современными научными исследованиями. Они узнают о том, как наука влияет на жизнь общества и на экономику. Главный приз — стажировка в одном из крупнейших научных центров страны и дополнительные баллы при поступлении в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Встречаемся онлайн
Специалисты считают, что конкурс «Наука. Территория героев» помогает молодым людям определиться с будущей профессией и задуматься о том, стоит ли посвятить себя науке. Участников ждут три трека с разными типами заданий. Первый из них — «Научный фан» — для активных пользователей соцсетей. Во втором — «Научный интерес» — конкурсантов ждут веселые и несложные вопросы, с которыми справятся даже самые юные участники. А вот в категории «Научные устремления» ребятам предстоит показать все свои знания и умения в различных областях науки.
Конкурс проходит на платформе герои.наука.рф. К участию приглашают молодых людей от 10 до 22 лет. В зависимости от интересов и уровня знаний они могут выбрать только один трек или сразу несколько. Чтобы пройти в финал, важно набрать как можно больше баллов за правильные ответы и занять лидирующие позиции в общем рейтинге.
Выполнять задания конкурсантам поможет портал герои.наука.рф. На сайте опубликовано множество статей и видеоэкскурсий по российским исследовательским центрам. В них спрятаны подсказки к тематическим вопросам, квизам и квестам.
Кроме того, стоит следить за публикациями в официальном сообществе конкурса в социальной сети «ВКонтакте». Там тоже найдется много полезного и интересного. А еще это площадка для общения с другими участниками проекта и экспертами. Бот, встроенный в сообщения группы, поможет разобраться в правилах, ответит на все вопросы и не даст пропустить начало очередного испытания.
Отмечаем в календаре
Первый этап конкурса стартовал 31 октября и продлится до 20 ноября. Второй тур начнется на следующий день — с 21 ноября по 11 декабря. Третий — с 12 по 18 декабря.
Параллельно с третьим этапом состоится «суперблиц». Те, кто не участвовал в конкурсе с самого начала, но мечтает попасть в полуфинал, смогут за неделю выполнить задания, на которые у остальных участников было полтора месяца.
100 участников, занявших первые места в общем рейтинге по итогам трех этапов, пройдут в полуфинал, который состоится с 21 по 29 декабря.
10 сильнейших полуфиналистов попадут на заключительный этап. 8 февраля, в День российской науки, они соберутся в Москве в новом кампусе МГТУ им. Н. Э. Баумана, построенном по нацпроекту «Наука и университеты». Кроме соревнований, участников ждут встречи с молодыми учеными и известными популяризаторами науки.
Кроме соревнований, участников ждут встречи с молодыми учеными и известными популяризаторами науки
Например, в прошлом году среди приглашенных экспертов были профессор Института лазерных и плазменных технологий «МИФИ» Владимир Решетов, профессор СПбГУ Ирина Тимофеева и амбассадор конкурса, биолог Илья Гомыранов. Все они подготовили для финалистов специальные задания.
Стажировку в научных центрах и дополнительные баллы при поступлении в Бауманку получат победители, занявшие три первых места. Все остальные — подарки от партнеров. В прошлом году это были сертификаты на электронику и так называемые вечные блокноты, записи в которых можно стирать неограниченное количество раз, не боясь истончить страницы ластиком.
Секреты здоровья из Нижнего Новгорода
За предыдущие четыре сезона в конкурсе «Наука. Территория героев» приняли участие более 64 тыс. школьников и студентов со всей страны. В прошлом году за победу боролись 23 тыс. человек.
Первое место в четвертом сезоне получила второкурсница педиатрического факультета Башкирского государственного медицинского университета Елизавета Гарифуллина. После победы студентка отправилась в учебное путешествие в Нижегородский НОЦ.
Тур начался с экскурсии по Университетской клинике Приволжского исследовательского медицинского университета. Девушка посетила Центр ментального здоровья детей, который специализируется на социализации ребят с нарушениями психического развития. Для них открыты группы «Добрый сад» и семейная школа #Всёмогу. Специалисты центра рассказали Елизавете о новейших технологиях в лечении, последних исследованиях и современных тенденциях в области детской психологии.
В лаборатории Института травматологии и ортопедии Елизавете показали оборудование, которое позволяет безопасно изучать человеческий скелет как в статике, так и в движении.

Самой впечатляющей экскурсией для Елизаветы стал визит в Научно-исследовательский институт биологии старения. Это новое подразделение Нижегородского государственного университета имени Лобачевского было создано в январе прошлого года. Ученые поделились своими методами определения биологического возраста человека и объяснили, зачем это нужно делать.
Медицинские инновации в Уфе
Второе место в прошлом сезоне заняла студентка третьего курса Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова Наталья Ершова. Она уже в третий раз участвует в проекте «Наука. Территория героев», и, по ее словам, это помогло ей при подготовке первой научной публикации.
В качестве призера конкурса Наталья поехала на стажировку в Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня в Башкирию. В Уфимском федеральном исследовательском центре РАН ученые рассказали ей о своей работе в сфере медицинской генетики.
В Башкирском государственном медицинском университете Наталья посетила операционные в клинике вуза, где в тот момент как раз находились врачи, которые используют хирургического робота «Да Винчи». В нем установлены камеры, которые выдают 3D-изображение с 10-кратным увеличением. Это позволяет специалистам проводить операции с высокой точностью, делая лишь самые необходимые микроразрезы. В результате пациенты быстрее восстанавливаются и выписываются из стационара, а на их теле почти не остается шрамов.
Многоликая Пермь
Третьим призером конкурса «Наука. Территория героев» в прошлом сезоне стал 10-классник специализированного учебно-научного центра МГУ им. Ломоносова Дмитрий Мартьянов. Он родился и вырос в Донецке, а сейчас учится в Москве.
Юноша отправился в Пермь, чтобы посетить научно-образовательный центр «Рациональное недропользование». На Инженерном научно-испытательном полигоне он смог увидеть, как функционируют Центр цифрового месторождения, инженерный симулятор технологических процессов и система «Мобильный обходчик».
Кроме того, старшеклассник посетил единственную в Пермском крае лабораторию федерального уровня, где сам провел ПЦР-тестирование на коронавирус и определил группу крови.
В Пермском классическом университете молодые ученые занимаются научными разработками, которые могут быть интересны каждому
В Пермском классическом университете молодые ученые показали Диме свою лабораторию интегральной фотоники. Там они занимаются научными разработками, которые могут быть интересны каждому. В Уральском научно-исследовательском институте композиционных материалов школьник узнал о применении новейших имплантационных систем.
Выбирай науку
Для студентов такие поездки в крупные научно-образовательные центры — это возможность пообщаться с коллегами из других регионов и поделиться своим опытом. А для школьников — шанс понять, какая специальность им по душе.
Тем, кто не стал победителем конкурса «Наука. Территория героев», расстраиваться не стоит. Национальный проект «Наука и университеты» вносит значительный вклад в популяризацию науки среди молодежи. Например, на портале Десятилетия науки и технологий предлагают пройти увлекательный тест «Какой ты ученый».
Кроме того, студентов и аспирантов, которые уже начали строить карьеру в науке, приглашают в молодежные лаборатории вузов и исследовательских центров. Сегодня по всей стране их 940. И в каждой есть вакансии для научных работников младше 40 лет.
Подпишитесь на новости национального проекта