Егор Алеев/ТАСС

Сахалинский эксперимент: роль бизнеса в формировании климатической политики

К 2060 году Россия планирует достичь углеродной нейтральности. То есть сколько парниковых газов производят различные отрасли экономики, такие как промышленность, транспорт, энергетика и сельское хозяйство, столько и должно поглощаться.

Сахалин стал первым регионом, где начали проводить климатический эксперимент. Уже третий год там отрабатываются механизмы будущей общенациональной системы углеродного регулирования. Например, в области запустили первые климатические проекты и начали продавать российские углеродные единицы. Программа рассчитана до 2028 года, и уже в этом году Сахалин должен достичь углеродной нейтральности.

Рассказываем, почему проведение такого чистого эксперимента важно не только для защиты климата, но и для дальнейшего развития экономики.

Суть проекта

При подготовке эксперимента Минэкономразвития России рассматривало несколько территорий. В итоге выбрали Сахалин и Курилы по нескольким причинам.

Островное положение обеспечивает изолированную энергетическую и транспортную инфраструктуру.

В структуре валового регионального продукта и доходов бюджета доминирует топливно-энергетический комплекс, в котором активно внедряются низкоуглеродные технологии.

Выбросы парниковых газов на Сахалине изначально не сильно превышают их поглощение, что позволяет быстро достичь углеродной нейтральности.

В 2022 году Сахалин и Курилы первые в стране разработали и внедрили региональную Климатическую программу. Для этого там изучили выбросы и поглощение парниковых газов, зафиксировав результаты в специальном кадастре.

«‎‎Новая методология кадастра выбросов парниковых газов — один из первых значимых результатов эксперимента. Над ее созданием Минэкономразвития в партнерстве с Росгидрометом, Минприроды, Минэнерго и более чем 50 ведущими научными институтами работали с 2022 года»‎, — подчеркивает глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников.

По его словам, методика ориентирована, прежде всего, на объективный учет вклада управляемых экосистем в балансе парниковых газов и особенности технологий, используемых в российской экономике.

Сахалин и Курилы в 2022 году первые в стране разработали и внедрили региональную Климатическую программу

«‎‎‎С учетом масштабов России мы впервые внедряем в практику создания национального кадастра данные космического мониторинга и результаты пространственного моделирования ключевых характеристик экосистем», — ‎рассказывает министр.

Кроме того, там выбрали 35 предприятий, которые примут участие в эксперименте. С 2024 по 2028 год для них введены квоты на выбросы. За отведенное время компании смогут совместно сократить их почти на 160 тыс. тонн в СО2-эквиваленте. Это около 2% от уровня 2022 года с учетом планов по росту производства.

Для этого в регионе предпринимается масштабный комплекс мер. Они касаются газификации жилья, строительства новых котельных с минимальным уровнем выбросов, перевода на газ транспорта. Большое внимание уделяется энергосбережению и повышению энергоэффективности в различных отраслях. Параллельно реализуются проекты, которые связаны с поглощением уже образованных парниковых газов.

Какая от этого выгода

Согласно оценке Агентства стратегических инициатив, в 2024 году Сахалинская область занимала 4-е место в России по инвестиционной привлекательности и 9-е место — по качеству жизни.

Позиции региона в подобных национальных рейтингах ежегодно улучшаются, и климатический эксперимент играет в этом далеко не последнюю роль. На островах развиваются высокоэффективная и ресурсосберегающая энергетика, низкоуглеродный транспорт, переработка и повторное использование материалов.

Особенно важно, что эксперимент стимулирует внедрение новых решений в самых разных сферах: от водородной энергетики до цифровых систем мониторинга. При этом государственные субсидии на переход к чистым видам топлива, такие как выплата за переоборудование транспорта на газ, позволяют снизить затраты на модернизацию.

Для бизнеса, который внедряет «‎зеленые» инновации, благодаря стремлению государства к углеродной нейтральности открыто окно больших возможностей. Необходимость укладываться в нормативы по выбросам парниковых газов — поначалу может быть ограничением. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе оно подталкивает к снижению издержек за счет повышения энергоэффективности. А еще адаптация к низкоуглеродным стандартам помогает проще проходить проверки, связанные с природоохранным законодательством, и избежать штрафов.

«‎‎Повышение энергетической и ресурсной эффективности предприятий — цель, обозначенная Президентом страны. Энергосбережение приносит не только прямой экономический эффект, но и является основным драйвером сокращения выбросов. Мероприятия в области энергосбережения и энергоэффективности имеют межотраслевой характер. У них высокий потенциал, особенно при производстве и распределении электрической и тепловой энергии, а также в отраслях ТЭК, в промышленности, ЖКХ и других энергоемких секторах», — уверен глава Минэкономразвития РФ.

Кроме того, реализация экологических инициатив и модернизация дают компаниям доступ к «‎зеленым» финансам и новым рынкам.‎ В Азии уже действуют строгие углеродные нормы, часть которых касается и трансграничного регулирования. Так что для поставок в некоторые страны российским экспортерам нужно соответствовать высоким международным стандартам.

Компаниям, которые не ориентированы на экспорт, репутация экологически сознательного, устойчивого бизнеса тоже играет на руку и позволяет получить дополнительную прибыль. Такой имидж привлекает как партнеров, так и клиентов. Согласно российским опросам и исследованиям, «‎зеленые» бренды ‎предпочитают около 70% потребителей.

Сахалинский эксперимент: роль бизнеса в формировании климатической политики
Эрик Романенко/ТАСС

Климатическая политика как драйвер экономики

Климатические проекты измеряются в углеродных единицах (УЕ), которые эквивалентны сокращению выбросов углекислого газа на 1 тонну. Их могут получить компании и частные лица за различные меры по снижению выбросов, такие как высадка лесов или восстановительное земледелие. Государство устанавливает квоты на выбросы, и те, кто их превышает, платят, а те, у кого ниже нормы, получают УЕ. Эти единицы можно использовать для оплаты будущих выбросов или продавать на бирже.

Компании, сталкивающиеся с трудностями при внедрении новых технологий для сокращения выбросов, покупают эти единицы, чтобы избежать штрафов. Это позволяет им не только уменьшить текущие расходы, но и получить стимул для дальнейших усилий по снижению углеродного следа. Ведь за каждую реализованную единицу они получают вознаграждение.

Для проведения таких сделок с 1 сентября 2022 года при поддержке ВЭБ РФ, «‎Газпромбанка» и Московской биржи в России начал функционировать реестр углеродных единиц. Торговать ими могут не только участники сахалинского эксперимента, но и другие компании, а также физические лица, накопившие УЕ.

Зеленая энергетика и транспорт

При сжигании природного газа образуются только углекислый газ и вода. Хотя это и не «‎углеродно-нейтральное» топливо, оно более безопасно для окружающей среды, чем бензин ‎или уголь, да и стоит дешевле. Двигатели, работающие на газе, служат дольше и расходуют топливо экономичнее.

Газификация на Сахалине проводится за счет топлива из магистрального газопровода проекта «‎Сахалин-2». Он идет с севера острова на юг, в Корсаковский район, где находится крупный завод по производству сжиженного природного газа. Оттуда же СПГ далее отправляется на экспорт.

К концу 2024 года уровень газификации на Сахалине вырос до 62%. Как ожидается, в 2027 году процесс удастся полностью завершить.

В прошлом году в регионе с угля и дизельного топлива перевели на природный газ 53 котельные, а также газифицировано три асфальтобетонных завода. На газовое отопление перешли 4,8 тыс. домохозяйств — 57% от их общего числа. Там, где невозможно проложить трубопровод, будут пользоваться преимущественно сжиженным природным газом.

К концу прошлого года на газ перевели около половины региональных автобусов, включая 253 новых закупленных машин. Для частных автовладельцев предусмотрена компенсация затрат на переоборудование. Они могут вернуть до 150 тыс. рублей. Чтобы дополнительно мотивировать водителей, транспортный налог для транспорта, который работает на «‎голубом топливе»‎, на Сахалине снизили вдвое. Всего в регионе уже более 5,8 тыс. частных газовых машин.

Вместе с увеличением числа автомобилей с газобаллонной установкой растет и число специализированных заправок для них. Пока в области работают две станции в Южно-Сахалинске и по одной в Тымовском и Анивском районах. Запланировано открытие еще двух газовых АЗС в региональном центре и одной в Корсакове.

Также с этого года совместно с «‎Газпромом» правительство Сахалина начинает разворачивать газовые заправки «‎на колесах»‎‎. Туда, где пока не хватает стационарных пунктов, отправятся передвижные автомобильные газовые заправщики — ПАГЗы. Внешне они выглядят как грузовые фуры.

На Сахалине также приветствуют развитие электрического транспорта. В регионе зарегистрировано уже свыше 420 электро- и 840 гибридных легковых автомобилей. В Южно-Сахалинске на них ездят не только частные владельцы, но и водители, которые пользуются каршерингом. Для зарядки машин открыли 329 станций. 

Сахалинский эксперимент: роль бизнеса в формировании климатической политики
Сергей Красноухов/ТАСС

Экономически выгодная альтернатива газу

На базе Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований в Южно-Сахалинске запущен водородный полигон. Это большая опытная площадка, где специалисты реализуют пилотные проекты в сфере водородной энергетики. Например, испытывают и дорабатывают новое оборудование.

При использовании водорода в качестве топлива не образуется вредных выбросов, только водяной пар. Но, чтобы он мог называться «‎экологичным»‎, производство водорода тоже должно быть чистым. И в этом главная сложность и причина, почему водородная энергетика до сих пор не получила широкого распространения.

На Сахалине водородные проекты развиваются довольно успешно. Уже весной две энергоустановки, работающие на сжатом водороде под высоким давлением, планируется ввести в опытную эксплуатацию. Так, МЧС России получит мобильную электростанцию-платформу с автономным энергоснабжением и системами жизнеобеспечения. Она будет полезна спасателям во время работы в местах ЧС и проведения аварийных работ на объектах критической инфраструктуры. А в Анивском районе автономная станция обеспечит энергией изолированные вышки сотовой связи вдоль федеральных дорог.

На базе Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований в Южно-Сахалинске запущен водородный полигон — большая опытная площадка, где специалисты реализуют пилотные проекты в сфере водородной энергетики

Чуть позже, летом, в поселке Новиково с изолированной энергосистемой смонтируют установку по генерации водорода и систему накопления энергии. Они будут работать в связке с ветровой электростанцией, которая уже действует в том районе. Населенный пункт получит надежное и бесперебойное электроснабжение, не зависящее от запасов дизельного топлива. Когда энергии в избытке, излишки будут аккумулироваться в виде водорода, а при дефиците — использоваться.

Еще один интересный проект на водородном полигоне — перевод на водород грузовика «‎Урал». Предполагается, что машина в будущем будет использоваться ‎для нужд городского хозяйства и ЖКХ. А пока уникальный автомобиль используют как учебно-опытный экспонат для студентов Передовой инженерной школы Сахалинского государственного университета. В рамках нее в сентябре 2024 года СахГУ совместно с МГТУ имени Баумана запустил программу подготовки кадров для водородной энергетики.

Масштабирование проектов

Министерство экологии и устойчивого развития Сахалинской области ежегодно проводит инвентаризацию и публикует в кадастре парниковых газов всю информацию об их выбросах и поглощении. Именно этот документ покажет, удастся ли региону достичь в 2025 году углеродной нейтральности, как планировалось.

«Один наш экспериментальный регион в поле „климатического кризиса“ не воин, хотя и первопроходец. Поэтому самое главное для достижения климатической цели на 2060 год, поставленной Президентом, — чтобы все регионы России постепенно шли к ней совместно. Разумеется, с учетом особенностей своей экономики, а также природно-климатических и социальных факторов. Важно управлять углеродным бюджетом в каждом регионе на всех уровнях», — уверена специальный представитель губернатора Сахалинской области по вопросам климата и устойчивого развития Милена Милич.

Сейчас опыт Сахалина уже начали перенимать 25 регионов. Для этого была сформирована рабочая группа, в которую вошли руководители профильных ведомств.

Сахалинский эксперимент будет развиваться и дальше уже по национальному проекту «‎Эффективная и конкурентная экономика»‎. В приоритете — развитие государственной наблюдательной сети Росгидромета и совершенствование методической базы. 

«‎‎Мы сформируем федеральный перечень климатически уязвимых объектов в разрезе отраслей экономики и субъектов РФ. Одновременно учтем в системе бюджетного планирования мероприятия, которые, помимо своего основного назначения, способствуют адаптации к изменениям климата. Например, это работы по дноуглублению, мелиорации в сельском хозяйстве, инженерной защите территорий»‎, — делится планами Максим Решетников.

Подпишитесь на новости национального проекта