Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Рубль бережем: зачем школьникам олимпиада по финансовой грамотности

Согласно последним данным Научно-исследовательского финансового института Минфина (НИФИ), улучшить свои знания в области финансов хотели бы 75% российских подростков. Неизменно растет интерес не только к олимпиадам по этой теме, но и к курсам по финансовой грамотности в школах. В образовательных мероприятиях, которые проводят Минфин России и Центробанк, каждый год принимает участие все больше молодежи.

Вот и март 2022 года стал месяцем финансовой грамотности и предпринимательства для более чем 1,6 млн российских школьников. С 1 по 31 число ребята со всей страны участвовали в олимпиаде по этим дисциплинам, которая проходила на базе образовательной платформы Учи.ру при поддержке нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Увлекательное онлайн-состязание позволило учащимся 1–9-х классов в игровой форме сформировать полезные финансовые привычки, развить предпринимательские навыки и познакомиться с культурой осознанного потребления.

Как прошла олимпиада и зачем она нужна, расскажем в нашей статье.

Карманные деньги любят счет

Онлайн-состязание по финансовой грамотности на платформе Учи.ру было организовано уже в пятый раз. Ежегодно олимпиада привлекает все больше участников. По сравнению с прошлым годом, когда тестирование прошли около 800 тысяч человек, проверить свои знания решили вдвое больше ребят.

«Учи.ру уже 10 лет создает качественные образовательные ресурсы для детей. Обучение основам финансовой грамотности — одна из тем, которой уделяется особое внимание. Приятно видеть, что эта область знаний вызывает интерес и объединяет все больше детей в их стремлении к повышению качества жизни, всестороннему развитию и финансовому благосостоянию», — комментирует итоги олимпиады генеральный директор Учи.ру Илья Паршин.

По мнению директора НИФИ Владимира Назарова, интерес к теме финансовой грамотности связан с тем, что знаниями из этой области ребята ежедневно пользуются на практике.

«Я думаю, интерес связан с тем, что эти знания точно пригодятся, причем на любом этапе жизни. Школьники каждый день так или иначе сталкиваются с финансами: платят за проезд или покупают компьютерную игру в интернете, планируют свой день рождения, мечтают создать собственный стартап и так далее», — поделился в беседе с порталом национальныепроекты.рф Владимир Назаров.

Самыми активными участниками олимпиады Учи.ру в 2022 году оказались школьники из Татарстана, Дагестана, Московской, Кемеровской и Челябинской областей.

Рубль бережем: зачем школьникам олимпиада по финансовой грамотности
Артур Лебедев/ТАСС

Финансовая грамотность ― это просто, как дважды два! Или нет?

Авторы олимпиады разработали задания таким образом, чтобы они не только проверяли текущие знания ребят, но и стали для них обучающим пособием по финансовой грамотности. Когда участник тестирования выбирал неправильный ответ, он тут же мог прочитать справку по теме вопроса. Так школьники могли в доступной и понятной форме узнать что-то новое и полезное прямо во время олимпиады.

Для лучшего восприятия вопросы адаптировали для детей разных возрастов. Какие-то темы встретили только ученики младших классов. Другие — только ребята, которые уже перешли в среднюю школу. Впрочем, многие разделы в основе своей были одинаковыми для всех.

Статистика, которую организаторы получили по итогам тестирования, показывает, что ставить финансовые цели и не поддаваться на уловки мошенников многие ребята уже умеют.

Задания по теме «доходы и расходы» встретились ученикам младших классов, и с ними справились 77–87% школьников. Вопросы о том, как не попасться на удочку обманщиков, были в олимпиаде для всех возрастов. На них ответили правильно 85–90% ребят.

А вот задание по теме осознанного потребления без вреда для экологии, которое предлагали ученикам 5–9-х классов, вызвало у большинства затруднения. С ним справились только 10% школьников. Чуть проще для кого-то оказались задания, связанные с маркетинговыми уловками, которые были во всех вариантах олимпиады. Столкнувшись с ними, правильный ответ в зависимости от возраста дали 7–20% ребят.

Как отмечает руководитель отдела разработки олимпиад Учи.ру Гаянэ Симонян, хотя задания тестирования каждый год уникальны, организаторы все же отмечают некоторые ежегодные тенденции. Так, вопросы о мошенниках традиционно оказываются среди легких, а вопросы об экологичном потреблении — среди сложных.

«Мы анализируем полученные результаты и в будущих олимпиадах и курсах будем давать соответствующие обучающие задания — чтобы тема осознанного потребления становилась привычной, и дети показывали такие же высокие результаты, как сейчас в области кибербезопасности», — рассказала порталу национальныепроекты.рф Гаянэ Симонян.

Зачем школьнику участвовать в олимпиаде по финансовой грамотности

Как считают родители участвовавших в олимпиаде ребят, основная польза такого тестирования состоит в том, что оно позволяет школьникам научиться более осознанно и эффективно обращаться с личными финансами. Кроме того, задания развивают у детей аналитическое мышление и логику.

По мнению директора НИФИ Владимира Назарова, лучше как можно раньше начинать знакомиться с разнообразными финансовыми процессами, в которых каждый человек участвует всю жизнь.

«Финансовая грамотность — это не только личные финансы, доходы и расходы, — поясняет глава института. — В эту область знаний входят важнейшие блоки о налогообложении и устройстве государственного бюджета, о различных форматах финансовой поддержки, которые человек может получить от государства, о финансовой безопасности, цифровых сервисах, возможностях граждан участвовать в управлении местными бюджетами, открывать и вести свой бизнес. Это те процессы, непосредственно связанные с личными финансами, в которых человек участвует всю свою жизнь. Конечно, к такому участию нужно готовиться со школьного возраста, закладывать основы для понимания этих тем и формировать начальные практические навыки».

Рубль бережем: зачем школьникам олимпиада по финансовой грамотности
Сергей Бобылев/ТАСС

По словам Владимира Назарова, олимпиады в этом смысле давно зарекомендовали себя как очень эффективный формат финансового просвещения.

«В них есть соревновательность, возможность работать как индивидуально, так и в команде, развивать навыки общения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, создавать и защищать тематические проекты. Поэтому мы по поручению Минфина России работаем над тем, чтобы координировать развитие программ обучения финансовой грамотности на всех ступенях обучения (от начальной школы через вузы до обучения взрослых), и чтобы на каждой ступени, где есть дети и подростки, была возможность участия в олимпиадах», — рассказывает директор НИФИ.

В частности, именно благодаря сотрудничеству института с Учи.ру появилась первая олимпиада по финансовой грамотности для начальной школы.

Первый шаг к основанию собственной компании

По мнению замглавы Минэкономразвития Татьяны Илюшниковой, для будущего поколения предпринимателей олимпиада финансовой грамотности — первый шаг к развитию своего бизнеса.

Подготовленные ребята, обладающие необходимыми знаниями, не только хотят создать свое дело, но и понимают, как это делать правильно.

Замминистра также обратила внимание, что для юношей и девушек, которые уверены в своих силах, имеют четкий план и развивают свой бизнес, в России открыт целый ряд образовательных и акселерационных программ. Об этом напомнил и Владимир Назаров.

«Знания из области личных финансов за последние годы стали намного доступнее, чем раньше. Появилось больше понятных молодым людям форматов — не просто бумажные учебники, но и удобные электронные курсы, те же олимпиады, но в онлайне; тематические порталы — как наш портал моифинансы.рф; тематические страницы и сообщества в соцсетях, квесты, викторины, настольные игры, мобильные приложения, мультфильмы и сериалы. Каждый может найти что-то по душе», — считает директор НИФИ.

Так, например, на базе центров «Мой бизнес», работающих при поддержке нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», для ребят проходят открытые уроки и курсы по основам предпринимательской деятельности, деловые игры, конкурсы, тематические смены. А на онлайн-портале центров размещен тест, который поможет оценить знания и предрасположенность к ведению бизнеса.

Кроме того, с марта 2022 года благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» молодые люди в возрасте до 25 лет могут поучаствовать в конкурсе на получение государственного гранта в размере до 500 тысяч рублей. Если средства пойдут на создание или развитие проекта в Арктической зоне, то размер гранта может составлять до миллиона рублей.

Подпишитесь на новости национального проекта