
Роковая тайна мушки: зачем нужно следить за родинками и как это делать
Жаркий летний день — идеальное время, чтобы понежиться на солнышке и окрасить кожу красивым бронзовым загаром. Но принимать солнечные ванны следует с осторожностью, ведь ультрафиолетовые лучи представляют невидимую, но очень серьезную угрозу для здоровья кожи. Особенно внимательно стоит следить за родинками, ведь сами по себе они могут быть фактором риска для возникновения рака кожи и меланомы кожи.
Борьба с онкологическими заболеваниями — одно из главных направлений национального проекта «Здравоохранение». Нацпроект предусматривает масштабное переоснащение онкодиспансеров современным оборудованием и открытие центров амбулаторной онкологической помощи.
О том, на что обращать внимание и как уберечь себя от страшного диагноза, а чего не стоит делать даже из самых благих побуждений, нашему порталу рассказали ведущий специалист по опухолям кожи НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина Игорь Самойленко и Роман Мышьяков — дерматолог-онколог тюменского многопрофильного клинического медицинского центра «Медицинский город», крупнейшего лечебно-профилактического учреждения Тюменской области и самого крупного комплекса онкологического профиля в Уральском федеральном округе.
Как связаны злокачественные новообразования кожи и внешние факторы
«Я глубоко убежден в том, что каждый человек хотя бы один раз в год должен прийти на прием к дерматологу, даже если, как ему кажется, его ничего не беспокоит, в идеале, конечно, посетить дерматолога-онколога. Почему? Все просто. Наша кожа — это орган, который непосредственно контактирует с внешней средой, она, если образно сказать, принимает на себя первый удар внешних факторов», — объясняет Роман Мышьяков.
Прямая связь между раком и внешними факторами неоднократно доказана в различных исследованиях. Для кожи наибольшую угрозу представляют ультрафиолетовое излучение солнца, хотя опасность есть и от ожогов огнем, и от химических ожогов, которые, впрочем, являются намного более редкой причиной опухолей кожи. Время от солнечного ожога до возникновения опухоли кожи обычно занимает годы и нередко десятилетия.

Как понять, что солнце успело нанести вред? Достаточно просто взглянуть на свою кожу на следующий день после воздействия солнца. Если есть краснота, это солнечный ожог, пусть и легкой степени. Если есть болезненность, волдыри или шелушение (обычно возникает позднее), это более тяжелые степени солнечного ожога. Именно таких проявлений (тяжелых или легких) следует избегать всеми силами.
В случае с ультрафиолетом свою роль играет географическое месторасположение. В разных точках планеты солнечные лучи падают на землю под разным углом, и в зависимости от этого они в большей или меньшей степени агрессивны. Ближе к экватору сгореть на солнце гораздо проще, для этого потребуется намного меньше времени, но и в умеренных широтах получить солнечный ожог очень даже возможно. Особенно тщательно следует защищать детскую кожу: даже единичный случай сильного, до пузырей, солнечного ожога, полученного в детстве, многократно увеличивает риски возникновения меланомы и других злокачественных опухолей кожи в будущем.
Понятно, что восприимчивость к солнцу отличается у разных людей. Одна и та же порция ультрафиолета у рыжих или светлокожих людей может вызвать тяжелый ожог, в то время как у смуглых лишь слегка добавит оттенка к их коже. Потому нет универсального правила, сколько
времени можно безопасно находиться на пляже. В самом общем случае ответ звучит так: «Столько, сколько не вызовет покраснения кожи».
«В любом случае солнечный ожог — это всегда тот фактор, который вызывает возникновение фотомутаций в коже, которые со временем накапливаются. И на самом деле они никуда не уходят, — рассказывает Роман Мышьяков. — В какой-то момент их количество превышает критическую отметку, и возникает злокачественное новообразование, причем различных форм: как меланоцитарных, так и немеланоцитарных опухолей». Что касается химического воздействия на кожу, следует избегать ядов, сильной химии и веществ, например содержащих бензол.
«Тем, кто работает с кислотами, щелочами, мышьяком, тяжелыми металлами как в быту, так и на производстве, следует всегда использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать технику безопасности. Это же касается использования ионизирующего излучения и промышленных УФ-установок», — напоминает Игорь Самойленко.

Рак кожи диагностируют все чаще
Повышение заболеваемости злокачественными новообразованиями, в том числе меланомой и другими злокачественными опухолями кожи, эксперты связывают не только с тем, что осведомленность россиян об опасности меланомы выросла и они стали чаще приходить к дерматологам на осмотр.
Повышение уровня жизни населения также оказало влияние. Россияне стали чаще, регулярнее и продолжительнее отдыхать в теплых странах и, как следствие, дольше находиться на солнце, подвергаясь негативным факторам УФ-излучения. При этом особенно критично, что вне зависимости от того, где проходит отдых, многие люди не следуют правилам поведения на солнце.
«Короткий отпуск на побережье или в огороде среднестатистический россиянин будет проводить раздетый под солнцем, чтобы загореть. Мало кто пользуется одеждой с УФ-фильтром или кремами солнцезащитными во время поездок к морю или похода в горы», — объясняет Игорь Самойленко.
Свою роль в росте заболеваемости играет также спрос на загар у молодых людей, которые ассоциируют такие оттенки кожи с успешностью и здоровьем. Это касается не только естественного загара, но и того, который получают после посещения соляриев.
«Еще с 60–70-х годов прошлого века за рубежом заметно увеличилась заболеваемость, и эта тенденция продолжается. Все равно люди продолжают посещать солярии. Их популярность, может быть, и снижается, но мы видим в числе своих пациентов людей, у которых в анамнезе посещение соляриев», — рассказывает Роман Мышьяков.
Любая порция искусственного ультрафиолета несет риск. В солярии человек не может регулировать воздействие ультрафиолетовых лучей на свою кожу. В результате она подвергается слишком сильному одномоментному облучению. К сожалению, это не проходит бесследно.

Как защитить свою кожу и на какие изменения стоит обращать внимание
Ультрафиолет негативно влияет на уже существующие родинки и может быть причиной возникновения новых. И то, и другое не очень хорошо.
«Количество родинок на теле напрямую коррелирует с возникновением меланомы кожи, если мы говорим о меланоцитарных опухолях, — объясняет Роман Мышьяков. — В частности, есть риск развития меланомы. Уже посчитали, что при наличии более 100 родинок на теле риск развития увеличивается в несколько раз. Если их больше 20–30 на всем теле, уже нужна консультация онколога-дерматолога».
Если родинок много, осматривать себя, используя зеркало, нужно раз в три месяца, при меньшем количестве хотя бы пару раз в год. Особенно актуально это перед летним сезоном и после него, чтобы оценить появление новых родинок под воздействием солнца.
Консультацию специалиста стоит получить, если размер родинки больше 6 мм (это сравнимо с диаметром карандаша), она несимметрична, имеет неровный или «географический» край (похожа на остров с бухтами и мысами). Родинки с двумя и более цветами, утолщенные или, наоборот, бледнеющие и исчезающие также требуют внимания. Особенно стоит насторожиться, если эти признаки меняются с течением времени на протяжении последнего года или полугода.
«Кровоточивость, зуд и жжение — важные дополнительные признаки поздних форм меланомы», — обращает внимание Игорь Самойленко.
Совсем не обязательно, что меняющаяся родинка окажется злокачественной. Однако дальнейшую оценку состояния должен дать врач.
Отдельно врачи выделяют так называемые диспластические невусы — не злокачественные, но все же отличающиеся от нормальных родинки. Для специалиста наличие диспластического невуса — важный индикатор того, что пациент склонен к меланоме. Сами подобные невусы похожи на меланому, хотя и не являются ее предшественниками. Иногда врачи не могут отличить диспластический невус от меланомы даже при помощи дерматоскопии и удаляют их, потому что более точно можно будет разобраться в диагнозе, уже изучив данное новообразование под микроскопом. Эта процедура называется эксцизинной биопсией.

Для защиты родинок от солнца, как и для остальной кожи, достаточно крема с УФ-фильтром. Защитный слой нужно не забывать обновлять примерно каждые два часа. Кожа все равно загорит, и загар получится даже более стойким и красивым, чем без использования защитных средств.
А вот заклеивать родинки пластырем во время солнечных ванн не стоит.
«В 1990 годы были даже созданы специальные УФ-экранчики в виде прозрачных наклеек для родинок. Оказалось, что это не работает. Наличие атипических невусов — это индикатор повышенной чувствительности кожи к ультрафиолету, и заклеивание родинки не будет профилактикой новой меланомы. Это лишь создаст чувство ложной защищенности и подтолкнет к еще более длительному пребыванию на солнце. Злокачественная же опухоль под действием полученного ультрафиолетового облучения может возникнуть на другой части кожи (внешне совершенно здоровой!), потому что шанс возникновения меланомы в невусе примерно такой же (может, чуть выше), чем во внешне нормальной коже. В ней тоже есть меланоциты, они тоже могут стать источником меланомы», — объясняет Игорь Самойленко
Удалять родинки можно! Но только в клинике
Распространенное мнение о том, что родинки нельзя удалять, не более чем миф. Врач может порекомендовать сделать это, например, если родинка травмирована, чтобы избежать риска нагноения. Избавиться от родинки, если она просто кажется владельцу некрасивой, тоже можно. Если родинка увеличивается в размерах, с удалением тянуть не стоит, лучше сделать это, пока она маленькая, чтобы рубец был небольшим.
«Но все-таки перед удалением родинки нужна консультация онколога-дерматолога. Это первый момент. Второй момент: удаленную родинку нужно отправить на гистологическое исследование. Желательно, чтобы через два-три месяца пациент пришел к врачу, чтобы провести осмотр на наличие остатка пигмента в рубце», — рассказывает Роман Мышьяков.
Чего делать точно не стоит, так это самостоятельно перевязывать родинки нитками и мазать их чистотелом, йодом или перекисью водорода. В этом случает есть риск получить некрасивый рубец или удалить родинку не полностью. А если таким способом избавиться от меланомы, не распознав ее, это не поможет вылечиться, а только оттянет время до установления диагноза.

В клиниках для удаления родинки применяют либо обычное хирургическое иссечение скальпелем, либо лазер, электрокоагуляцию или радиоволновое удаление. При хирургическом удалении кожа восстанавливается за две недели. В остальных случаях срок увеличивается до четырех–восьми недель в зависимости от размера и локализации удаленной родинки.
Что такое паспорт кожи?
Так называют карту родинок всего тела. При помощи дерматоскопа и специального программного обеспечения врач наносит на нее все родинки, которые требуют наблюдения и имеют вероятность стать злокачественными.
Современное программное обеспечение может охарактеризовать дерматоскопическую картину родинок более чем по 30 критериям. Но глаз опытного онколога, который углубленно занимается опухолями кожи, пока все равно остается незаменимым.
Как проходит процедура?
Часто у доктора на приеме есть специальный прибор — дерматоскоп, который позволяет разглядеть новообразование кожи с большим увеличением и во многих случаях подозрительные образования разделить совершенно точно на доброкачественные или, напротив, требующие вмешательства.
Автоматизированная система скрининга рака кожи в специальном диагностическом кабинете фиксирует абсолютно все, даже незначительные пигментные изменения диаметром менее 0,9 мм. Аппарат в течение нескольких минут фотографирует пациента в разных положениях, охватывая его со всех сторон. Система анализирует снимки и мгновенно выводит на экран патологические участки.

Какие методы применяют для лечения злокачественных опухолей кожи?
Меланома кожи на своих ранних стадиях может быть вылечена только при помощи небольшой операции на коже. Однако уже при увеличении толщины опухоли всего до 0,8 мм может потребоваться более сложная процедура — биопсия сторожевых лимфатических узлов, в которых даже при такой тонкой опухоли уже могут быть выявлены микроскопические (не видимые на УЗИ или на ощупь) клетки меланомы.
В этом случае только операцией обойтись не удастся. Может потребоваться годичный курс профилактической терапии самыми современными лекарствами. К счастью, они доступны в рамках программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи практически во всех уголках нашей необъятной Родины.
При базальноклеточном раке кожи очень важно правильно удалить его. Так называемая хирургия с интраоперационным морфологическим контролем всех краев резекции (часто в память ее изобретателя — американского хирурга Фредерика Моса, называемая хирургией по Мосу) — очень важный компонент лечения.
При метастатической меланоме большим прорывом считается таргетная терапия и иммунотерапия блокаторами PD1 и CTLA4, при которой применяются особые препараты. Они либо воздействуют на патологически измененные белки в опухолевых клетках (таргетная терапия), либо устраняют тормозные сигналы в иммунной системе и позволяют организму вылечить себя самому (иммунотерапия). Это позволяет справиться с распространением болезни.
Благодаря этим методам те пациенты, которым еще не так давно практически ничем нельзя было помочь, сейчас получили шанс на выздоровление при очень далеко зашедшей метастатической болезни.
Над чем ученые работают сейчас?
Большое внимание уделяется совершенствованию аппаратуры и программного обеспечения для машинной диагностики меланомы кожи, а также генетическим тестам, которые позволят, наклеив специальный пластырь на подозрительное новообразование и отправив его в лабораторию, без удаления быть уверенным, что это доброкачественная родинка или уже ранняя стадия злокачественной опухоли.
Кроме того, что касается немеланоцитарных раков кожи, для лечения раков кожи уже сейчас начинают применять лечение препаратами, которые наносятся как мазь. В перспективе такие мази могут позволить лечиться в домашних условиях, например, пожилым людям, которым тяжело ездить в клинику на лучевую терапию или имеются противопоказания для проведения хирургического лечения.
Совершенствуют и методы лекарственной терапии метастатических форм опухоли. Ежегодно появляется большое количество лекарств в разработке, многие из которых за несколько лет, безусловно, выйдут в клиническую практику и обязательно внесут свой вклад в излечение пациентов с ранее неизлечимыми заболеваниями.
Подпишитесь на новости национального проекта