
Развитая инфраструктура и новый транспорт: как нацпроект улучшает дороги
В 2022 году благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в регионах уложили или отремонтировали тысячи километров дорог. Особое внимание также уделялось комплексному обновлению их инфраструктуры и обеспечению безопасности. Всего участниками нацпроекта являются 84 субъекта РФ и 105 городских агломераций.
О том, каких результатов удалось достичь в прошлом году, расскажем в нашем материале.
Комплексное улучшение дорожной сети
В нацпроект входит несколько федеральных проектов. Один из них — «Региональная и местная дорожная сеть». По нему за 2022 год уложено свыше 134 млн кв. м дорожного покрытия в пределах городских агломераций, а также на автомобильных дорогах регионального значения.
Например, среди крупнейших реализованных объектов прошлого года — северный обход Калуги. Строительно-монтажные работы велись с 2020-го по 2022 год. Этот проект позволил сократить время в пути из центра Калуги до населенных пунктов городского округа втрое — с полутора часов до 30 минут.
А для повышения уровня экономической связанности территорий страны действует проект «Развитие федеральной магистральной сети». Благодаря ему в прошлом году привели к нормативу более 250 км федеральных трасс.
При планировании дорожных работ важно обеспечить безопасный и комфортный проезд к больницам, поликлиникам, госпиталям, родильным домам, ведь от этого зависят жизни и здоровье людей. В 2022 году работы проводились почти на 700 таких участках, а их общая протяженность составила 3,4 тыс. км.
Большое внимание также уделяется дорогам, ведущим к детским образовательным и досуговым учреждениям. В прошлом году специалисты отремонтировали и обустроили порядка 980 участков общей протяженностью 3,3 тыс. км. Важно, что значительную часть объектов сдали в эксплуатацию к началу учебного года. Например, в Ставропольском крае преобразились подъезды к таким зданиям, общая протяженность отремонтированной площади составила более 20 км.
Немаловажны и маршруты, которые ведут к спортивным объектам. За предыдущие 12 месяцев в регионах — участниках нацпроекта привели в порядок 165 объектов общей протяженностью почти 700 км.
Комфортным и безопасным должен быть путь и до туристических объектов, природных заповедников, а также различных памятников архитектуры. В 2022 году в нормативное состояние привели свыше 400 региональных и муниципальных дорог. Их общая протяженность — 2 тыс. км.
Особое внимание в стране уделяют и повышению доступности дорожной инфраструктуры для всех граждан.
В прошлом году около 700 объектов адаптировали для беспрепятственного передвижения маломобильных людей.
При этом в регионах не только улучшают дорожное покрытие, но и продлевают его срок службы. Речь идет о контрактах, когда подрядчик не просто проводит работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, но и обязуется содержать участок в должном состоянии в течение нескольких последующих лет. По данным на конец декабря прошлого года, доля таких документов составила 25,15%.
Еще одной важной социальной задачей нацпроекта является обновление пассажирского общественного транспорта. В прошлом году в российских регионах появилось 310 новых автобусов и 23 троллейбуса. Техника работает на газомоторном топливе, адаптирована для маломобильных людей и оснащена Wi-Fi.

Например, в Пермскую городскую агломерацию поступило 33 автобуса марки НЕФАЗ. Новый транспорт оснащен информационным табло, приборами для видеонаблюдения, навигационным оборудованием, в том числе системой ГЛОНАСС.
«За последние три года городской транспорт сильно обновился. Теперь у нас теплые, комфортабельные автобусы и не нужно беспокоиться, как, например, доехать в больницу с ребенком», — отметила жительница Перми Полина Иванова.
В нацпроекте большое внимание уделяется и повышению квалификации работников дорожного хозяйства. Сегодня разработано более 30 программ для их обучения. В прошлом году курсы по дополнительным профессиональным программам прошли свыше 8 тыс. специалистов.
Безопасность на дорогах
Важнейшая составляющая нацпроекта — безопасность участников дорожного движения. Так, в 2022 году на объектах национального проекта установили порядка 233 тыс. дорожных знаков и 2,3 тыс. светофоров, а также более 653 тыс. м стационарного освещения, 2,3 млн м барьерного и 284 тыс. м пешеходного ограждения. На проезжую часть нанесли свыше 25 млн м разметки, а вдоль дорог обустроили более 1,7 млн м тротуаров.
В частности, особое внимание безопасности уделяли в Московской области. По словам министра транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья Алексея Гержика, в этом году в регионе вновь применили одну из самых эффективных мер предотвращения встречных столкновений — разделили встречные потоки, обустроив 50 км тросового ограждения, а также обустроили 300 новых пешеходных переходов. «Мы провели точечные мероприятия в 300 местах, где были зафиксированы ДТП, ликвидировав возможные очаги аварийности», — отметил он.
Кроме того, одной из приоритетных задач нацпроекта является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Для этого с 1 по 27 ноября прошла Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги». В ней приняли участие почти 4,5 млн учащихся 1–9-х классов. Они проверили собственные знания о правилах поведения на дорогах.
А для повышения безопасности в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 42 регионах внедрили интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Их ключевая цель — автоматизация процессов управления дорожным движением.
Согласно данным Госавтоинспекции, за 11 месяцев 2022 года было зафиксировано около 115 тыс. дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, что на 5,2% меньше, чем годом ранее. Число погибших в этих авариях сократилось на 5,7%, а раненых — на 5,3%.
Диалог жителей и дорожников
К работе по улучшению дорожной сети активно привлекают россиян. За время реализации нацпроекта граждане стали полноправными участниками процесса развития инфраструктуры. С 2019 года из регионов поступило более 30 тыс. обращений. Многие участки дорог в регионах отремонтированы по просьбам местных жителей.
Чтобы выстроить конструктивный диалог, в стране создали движение общественного контроля. В пул лидеров общественного мнения вошли около 500 человек из 84 регионов. Граждане участвуют в обсуждениях, инспекционных выездах и приемках готовых объектов.
А мы напоминаем, что одна из целей нацпроекта «Безопасные качественные дороги» — сокращение смертности в 3,5 раза к 2030 году. Для этого в России не только ремонтируют дороги и устанавливают новые светофоры, но и повышают качество обучения будущих водителей в автошколах. Подробнее о возможностях нацпроекта можно узнать по ссылке.
Подпишитесь на новости национального проекта