Виталий Невар/ТАСС
Наука и университеты

Пять научно-исследовательских судов модернизируют к 2024 году

В этом году правительство выделит около 2 млрд рублей на модернизацию пяти научно-исследовательских судов (НИС). При поддержке нацпроекта «Наука и университеты» будут отремонтированы и получат новое оборудование суда «Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе», которые находятся в распоряжении Центра коллективного пользования научным оборудованием Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН и базируются в Калининграде. Кроме того, в программу модернизации включили НИС «Академик М. А. Лаврентьев», которое находится в ведении Национального оператора научно-исследовательского флота и базируется во Владивостоке. Все они были построены в 1980-х годах.

«Создание комфортных условий для работы ученых и обновление приборной базы для проведения исследований на высоком уровне — приоритетная задача работы Правительства. Установка современных приборов позволит вывести экспедиционную работу ученых в Атлантическом океане, Балтийском море и Арктике на новый уровень. Уверен, это будет способствовать совершению научных открытий международного уровня», — отзывался вице-премьер Дмитрий Чернышенко о решении выделить средства на модернизацию судов.

Чем интересно каждое из пяти НИС, которые получили финансирование, расскажем в нашей статье.

Пять научно-исследовательских судов модернизируют к 2024 году
Игорь Зарембо/ТАСС

Первые результаты программы модернизации ждут уже в 2022 году

Средний возраст научно-исследовательских судов Института океанологии РАН составляет 35-40 лет. При этом стоит учитывать, что этот институт — единственный в стране центр, ведущий исследования во всех океанах. Его специалисты изучают в том числе Арктику и приантарктические районы Южного океана, а также большинство окраинных и внутренних морей. Благодаря грамотному планированию экспедиций и своевременному ремонту флот института удалось сохранить в работоспособном состоянии. Но возраст судов берет свое, и сегодня им требуется особое внимание.

На модернизацию каждого из пяти судов уйдет разное количество времени. Например, ремонт и обновление «Николая Страхова», построенного в 1985 году для Геологического института Академии наук СССР, планируется завершить уже в этом году. В 2021 году сотрудники Института океанологии РАН и компании «Нордик Инжиниринг» закончили разработку конструкторской документации, необходимой для глубокой модернизации этого НИС, и начали воплощать проект в жизнь.

Из-за длительной эксплуатации большинство научных устройств, систем, помещений и датчиков на судне износились, да и просто морально устарели. Так что научное и судовое оборудование поменяют, чтобы оно соответствовало современным стандартам. Жить и работать на борту станет комфортнее, и ученые смогут исследовать океан новейшими методами. По сути, в старом корпусе будет создано новое высокотехнологичное судно.

Всего на «Академике Николае Страхове» могут разместиться 42 ученых и 32 члена экипажа. Бок о бок с маститыми экспертами на борту набираются опыта молодые океанологи. На борту судна проводят геофизические исследования и изучают геологическое строение дна океана. Недаром свое имя НИС получило в честь одного из создателей современной литологии — одного из разделов геологии, который изучает осадочные породы не только на суше, но на на дне Мирового океана.

Новая жизнь морских близнецов

Параллельно с «Академиком Николаем Страховым» модернизация началась и на борту «Академика Сергея Вавилова». Конструкторскую документацию для этого проекта также разработали специалисты «Нордик Инжиниринг».

«Академика Сергея Вавилова» спустили на воду на три года позже «Академика Николая Страхова», — в 1988 году. Это самое молодое из пяти судов, которые попали в программу модернизации. Свое имя НИС получило в честь основателя научной школы физической оптики в СССР.

Пять научно-исследовательских судов модернизируют к 2024 году
Игорь Зарембо/ТАСС

Длина «Академика Сергея Вавилова» на 40 с лишним метров больше, чем у «Академика Николая Страхова». И хотя работы на борту двух судов и начались одновременно, модернизация «Академика Сергея Вавилова» продлится дольше. Как ожидается, общий ремонт и установка оборудования завершатся в 2023 году.

На борту «Академика Сергея Вавилова» проводят гидроакустические и гидрофизические исследования.

Именно его команда в 2016 году обнаружила в канадской Арктике обломки легендарного затонувшего корабля «Террор».

В 1846 году его команда потерпела неудачу, пытаясь отыскать проход из Атлантического океана в Тихий вдоль берега Канады. Все члены той экспедиции пропали без вести и погибли.

При этом в истории «Академика Сергея Вавилова» были не только научные исследования. Например, в 2017 году на борту НИС жили художники, писатели, ученые и философы со всего мира. В рамках «Антарктической биеннале» они отправились в плавание к Южному полярному кругу. А в 2003 году судно использовали, чтобы доставить на российскую антарктическую станцию «Беллинсгаузен» церковь кедра и лиственницы, выросших на берегу Телецкого озера на Алтае.

НИС «Академик Иоффе», которое также попало в программу модернизации, — близнец «Академика Сергея Вавилова». Судна были построены на одной верфи и по одному проекту. Разве что на воду «Академика Иоффе» спустили на год позже, чем «Академика Сергея Вавилова» — в 1989 году.

Имя младшему из «братьев» дали в честь отца советской физики, одного из основателей физико-механического факультета Санкт-Петербургского политехнического института, академика Абрама Иоффе.

В конструкции «Академика Иоффе» и «Академика Сергея Вавилова» есть интересная техническая особенность. В центральной части обоих судов можно найти вертикальную шахту диаметром около двух метров, в которой можно разместить научное оборудование. Благодаря этому, когда НИС-побратимы работают вместе, с борта «Академика Иоффе» можно опустить в толщу воды излучатель сигналов, а с «Академика Сергея Вавилова» — приемник. Так в 1989 году удалось зафиксировать сигналы, которые прошли в океане более 3 тыс. км.

Разработка проекта модернизации «Академика Иоффе» была также завершена в 2021 году, и теперь судно ждет длительный ремонт. Завершить все работы планируют в 2024 году.

Флагман российского научного флота

Настоящая легенда и флагман отечественного научного флота — построенное в 1981 году 122,2-метровое судно «Академик Мстислав Келдыш», названное в честь выдающегося советского специалиста в области прикладной математики, механики и космической техники. На его борту могут одновременно жить до 44 членов экипажа и 86 ученых. Автономное плавание без захода в порт может длиться до 60 суток.

В свое время «Академик Мстислав Келдыш» помог выполнить пионерские исследования гидротермальных явлений в 17 районах Мирового океана, открыть крупнейшие залежи полиметаллических сульфидных руд и множество новых видов животных. В декабре 2021 года судно отправилось в экспедицию уже в 87 раз.

Одна из отличительных особенностей этого гиганта — возможность перевозить и использовать пару 18-тонных подводных обитаемых аппаратов «Мир».

Это единственный в мире комплекс, позволяющий вести работу на глубине до 6 км. Именно «Академика Мстислава Келдыша» использовали, когда нужно было обследовать затонувшие подводные лодки «Комсомолец» и «Курск». И именно с помощью «Келдыша» и «Мира» снимали документальную часть оскароносного «Титаника» Джеймса Кэмерона.

Пять научно-исследовательских судов модернизируют к 2024 году
Игорь Зарембо/ТАСС

Правда, после модернизации, которая стартует в этом году и продлится вплоть до 2024 года, аппаратов «Мир» на «Келдыше» больше не будет. Дело в том, что их не спускали в воду уже больше 10 лет — сейчас использовать обитаемые батискафы, в которых человек может выглянуть только в небольшой иллюминатор, просто нецелесообразно. Современные камеры с углом обзора до 360 градусов и роботы с дистанционным управлением могут спуститься даже в Марианскую впадину и дают гораздо больше информации. Освободившееся пространство используют для организации дополнительных лабораторий.

Ну а когда на воду спустят новые НИС «Академик В. И. Ильичев» и «Академик А. П. Лисицын» (кстати, первые российские НИС, построенные после распада СССР), «Академик Мстислав Келдыш» перестанет быть самым большим научно-исследовательским судном в стране.122,5-метровые корабли-близнецы, которые начали строить на судоверфи «Звезда» в городе Большой Камень в Приморском крае осенью 2021 года, будут на 0,3 метра длиннее нынешнего флагмана научного флота.

Дальнему Востоку тоже нужно обновление научного флота

75,5-метровое научно-исследовательское судно «Академик М. А. Лаврентьев», названное в честь основателя Сибирского отделения РАН и Новосибирского Академгородка, построено по тому же проекту, что и «Академик Николай Страхов». Но спущено на воду это НИС годом ранее, в 1984 году.

Многие открытия ученых Дальневосточного отделения РАН были сделаны именно благодаря экспедициям на «Академике Лаврентьеве». Это открытие газогидратов в Охотском и Японском морях и залежей барита в Охотском море, исследования внутренних волны дальневосточных морей. Благодаря этому судну впервые выполнены детальные палеореконструкции климата и состояния акваторий дальневосточных морей, прилегающей части Тихого океана и морей Восточной Арктики. Во время экспедиций на «Академике Лаврентьеве» специалисты нашли уникальных представителей морской фауны, а результаты их исследований в области гидроакустики и гидрофизики даже связаны с национальной безопасностью.

«Одно из самых важных достижений — благодаря работам на этом судне были получены основные геолого-геофизические доказательства принадлежности центральной части Охотского моря к государственному шельфу. Как результат, в 2014 году ООН признала суверенитет РФ на всю акваторию Охотского моря», — рассказал порталу национальныепроекты.рф замдиректора по научной работе Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичева Дальневосточного отделения РАН Ренат Шакиров.

Пять научно-исследовательских судов модернизируют к 2024 году
Роман Ахмедов/ТАСС

В ближайшее время «Академику Лаврентьеву» предстоит капитальный ремонт. Работы завершатся в 2023 году. Как подчеркнул Ренат Шакиров, они стали возможны исключительно благодаря поддержке Минобрнауки РФ.

«Нужно отметить, что новое руководство дальневосточным научным флотом — Национальный оператор научно-исследовательского флота Минобрнауки РФ прикладывает значительные усилия для ремонта судов, их модернизации и обеспечения морских научных экспедиций», — отмечает замдиректора Тихоокеанского океанологического института.

Параллельно с ремонтом «Академику Лаврентьеву» предстоит и модернизация. На борту установят новые спуско-подъемные устройства, а также современный комплекс геолого-геофизического, гидрологического, гидрохимического, гидроакустического оборудования. Там появятся приборы для наблюдения за поверхностью океана и уникальная мультипараметрическая система для анализа поверхностных вод непрерывно на ходу судна. Также планируется установить оборудование подготовки геологических и биологических образцов и приборы для их анализа непосредственно на борту судна. Кроме того, будет установлена локальная компьютерная сеть с центром обработки и хранения данных.

Обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований — одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Помимо модернизации научно-исследовательского флота оно подразумевает обновление приборной базы ведущих организаций и создание уникальных научных установок класса «мегасайенс». Благодаря нацпроекту ученые получат комфортные условия для исследований.

Подпишитесь на новости национального проекта