
Путешествие с комфортом: в России обновляют дороги в туристические места
Дороги к туристическим достопримечательностям в нашей стране планомерно приводят в порядок. В 2019–2024 годах дорожники обновили свыше 9,7 тыс. км таких маршрутов. С 2025 года эта работа продолжается по национальному проекту «Инфраструктура для жизни». За текущий сезон планируют сделать более безопасными и комфортными около 2 тыс. км региональных трасс. По ним туристы едут, чтобы посетить природные комплексы, памятники архитектуры, исторические места.
Рассказываем, где какие маршруты станут доступнее уже в этом году.
Отдых на берегу Оби
В Новосибирской области начался ремонт подъезда к детскому лагерю «Чкаловец», одному из крупнейших в регионе. Эта дорога — ответвление от федерального Чуйского тракта. Ею пользуются жители более 20 населенных пунктов. Кроме того, по маршруту ездят грузовики.
Работы ведут на участке протяженностью 3 км. Планируют усилить основание дороги, выровнять ее и обновить покрытие. Попутно специалисты заменят трубы для пропуска воды, а на финальном этапе установят новые дорожные знаки. Закончат ремонт к середине сентября.
После обновления там станет безопаснее и для детей, которые едут на отдых или возвращаются домой, и для местных жителей. Порадуют изменения и многочисленных туристов, которые проезжают по участку, когда добираются в живописный Караканский бор на берегу Оби. Согласно статистике за последние годы, в летний сезон поток достигает свыше 2 тыс. автомобилей в сутки.
Родина российских самоцветов
В Свердловской области завершают капитальный ремонт 4-километрового участка дороги рядом с селом Мурзинка. Это одна из самоцветных столиц Среднего Урала, где камнерезное искусство сохраняют и развивают уже почти 400 лет. Поездка туда считается одним из лучших вариантов для путешествия на один день из крупных городов региона.
В числе главных достопримечательностей села — минералогический музей имени Ферсмана, где собрана уникальная коллекция. Внимания заслуживает и само здание музея — здание бывшей Сретенской церкви. Храм построили в 1729 году, и сегодня он один из старейших сохранившихся в регионе.
В Свердловской области завершают капремонт участка дороги у села Мурзинка — это одна из самоцветных столиц Среднего Урала, где камнерезное искусство сохраняют и развивают уже почти 400 лет
Отремонтированный участок дороги стал шире и безопаснее. Используя современные технологии, рабочие уложили долговечное трехслойное покрытие на проезжей части, оборудовали тротуар и фонари, обновили остановки общественного транспорта, установили барьеры и сигнальные столбики. Комплексные работы провели с опережением графика.
«Теперь гарантийный срок на этот участок будет составлять минимум 5 лет», — заверил заместитель начальника управления автомобильных дорог Свердловской области Александр Окунский.
Ремонт стал важным событием не только для туристов, но и для жителей Мурзинки. Ведь дорога, которую обновляют по нацпроекту, ведет к учреждениям здравоохранения и социально значимым объектам.

Живое наследие
В Костромской области в 2025 году отремонтируют дорогу, ведущую к деревне Медведки от региональной трассы. Этот маршрут ведет к одному из старейших в этом районе конезаводов. Купец Скалозубов основал его в 1891 году.
У комплекса конюшен в Медведках с уникальным шатровым манежем нет аналогов в России. Это архитектурный памятник федерального значения и один из главных магнитов для туристов в регионе. Гостям предлагают осмотреть конезавод и познакомиться с его историей или отправиться изучать окрестности верхом. Также посетители могут попробовать блюда местной кухни.
По нацпроекту ремонтируют участок дороги длиной 3,2 км. Там обновят покрытие, укрепят обочины, установят барьеры, сигнальные столбики и знаки. Также во время работ отремонтируют водопропускную трубу.
«Замечательно, что в план развития конезавода Медведки вошел ремонт дороги, ведь с нее начинаются туристические впечатления. Значение хорошего покрытия возрастает многократно, когда речь идет об организации семейных маршрутов, образовательных и воспитательных программ для детей», ― отметил член Общественной палаты Костромской области Юрий Батурин.
Гостеприимный Кавказ
В Северной Осетии завершили реконструкцию по нацпроекту 126-метрового тоннеля. Он расположен на 21-м километре трассы Чикола — Мацута — Комы-Арт, которая ведет к Дигорскому ущелью, одному из самых живописных мест региона. В его высокогорной части находятся восемь туристических баз и альпийских лагерей.
Во время реконструкции специалисты расширили тоннель до современных параметров, армировали свод, провели гидроизоляцию, смонтировали освещение. Кроме того, у Северного и Южного порталов построили галереи, на въездах создали дополнительную защиту от камнепадов. Теперь габариты тоннеля позволяют проезжать через него большим туристическим автобусам и крупнотоннажным грузовикам.
В Северной Осетии завершили реконструкцию 126-метрового тоннеля, который расположен на трассе, ведущей к Дигорскому ущелью — одному из самых живописных мест региона
«Дорога от Чиколы в Высокогорную Дигорию, отремонтированная в прошлые годы, уже изменила жизнь в ущелье, — поделился водитель туристических рейсов Тамерлан Авлохов. — Улучшилось транспортное сообщение с райцентром. На восстановленные турбазы, которые были заброшены с советских времен, опять поехали путешественники. А это значит, что появилась работа для местных жителей. С открытием движения по реконструированному тоннелю дорога станет еще безопаснее и удобнее для поездок в наше живописное ущелье. Осетия славится истинно горским осетинским гостеприимством, и мы всегда будем готовы встретить гостей со всех концов страны!»
Красивейшая дорога южного Крыма
В Крыму завершают капитальный ремонт на одном из самых живописных маршрутов. Трасса Алушта — Судак — Феодосия на протяжении 20 км петляет вдоль побережья и гор. По этой дороге туристы добираются до целого ряда культурно-исторических и природных достопримечательностей.
«Дорога Алушта — Судак — Феодосия ведет к известной святыне, ежегодно посещаемой тысячами туристов, ― храму-маяку Святителя Николая в селе Малореченском, — рассказал местный гид-экскурсовод Алексей Кругляков. — Проезжая дальше в направлении Судака, путешественники смогут насладиться потрясающими видами водопада Джур-Джур, оценить живописные панорамы, открывающиеся каждому, кто проезжает здесь. Поскольку маршрут пользуется популярностью, ремонт дороги очень актуален».
Крутые повороты серпантина сделали более плавными, а на опасных участках, где автомобиль может занести, установили двойное или дополнительное ограждение.

Путешествие вокруг Азовского моря
Один из самых масштабных дорожных проектов на юге России — реконструкция так называемого Азовского кольца. Это сеть федеральных и региональных дорог вокруг Азовского моря, общая длина маршрута — около 1,5 тыс. км. Он объединяет Ростов-на-Дону, Мариуполь, Мелитополь, Джанкой, Симферополь, Феодосию, Керчь, Тамань, Краснодар и Азов.
Одни из главных задач — расширить проезжую часть до четырех полос и построить обходы населенных пунктов. После завершения проекта пропускная способность Азовского кольца вырастет втрое — пробок станет гораздо меньше. Кроме того, маршрут даст импульс строительству жилья и бизнесу в южных регионах. Появятся новые рабочие места, а путешествия станут безопаснее и комфортнее.
«Федеральная трасса Р-280 „Новороссия“ — одно из важных направлений юга страны. Она входит в Азовское транспортное кольцо. В прошлом году трассу начали поэтапно расширять. И от границы Ростовской области до Мариуполя — это 37 км — она стала полностью четырехполосной», — рассказал Марат Хуснуллин.
Теперь аналогичные работы ведут на 70 км между Мариуполем и Бердянском в Запорожской области, а также строят обход Мариуполя протяженностью более 30 км. Он позволит вывести из города поток транспорта, который следует по трассе Р-280 из Ростова-на-Дону в Симферополь. Пропускная способность на этом участке трассы вырастет втрое, до 40 тыс. машин в сутки, а время в пути сократится. В самом Мариуполе станет тише и снизится загрязнение воздуха.
Обход Мариуполя протяженностью более 30 км позволит вывести из города поток транспорта, который следует по трассе Р-280 из Ростова-на-Дону в Симферополь
«Это положительно отразится на улучшении качества жизни местных жителей с точки зрения экологии и безопасности дорожного движения, — уверен руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. — С вводом обхода Мариуполя повысится пропускная способность транспортной сети Новороссии в целом, что в свою очередь даст мощный импульс к росту экономической активности в регионе, будет способствовать развитию бизнеса и притоку инвестиций».
На новой объездной появятся шесть разноуровневых развязок, 14 путепроводов, три моста. Встречные потоки разделят ограждением. Это сделает поездки безопаснее. На всем протяжении дороги оборудуют фонари. Работы планируют завершить до конца 2028 года. В общей сложности до 2030 года четырехполосная проезжая часть появится на 343 км Р-280, входящих в Азовское кольцо.
По всей России по национальному проекту «Инфраструктура для жизни» к 2030 году планируют привести в порядок не менее 85% федеральных и 60% региональных дорог. Кроме того, специалисты обновят не менее 85% дорог в городах. Особое внимание уделят маршрутам, ведущим к школам, детским садам, больницам и другим важным объектам.
Подпишитесь на новости национального проекта