
Против роста тарифов: как власти поддержат отрасль по обращению с отходами
С 1 июля этого года для россиян выросли тарифы на вывоз мусора. Однако власти стараются сдерживать их стоимость, в том числе с помощью мер нацпроекта «Экология». Весной стало известно о новой инициативе Минприроды России и Российского экологического оператора (РЭО) — вместе они разрабатывают программу субсидирования лизинга оборудования и техники для обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). О том, в чем суть этой программы и что о ней думают участники рынка, читайте далее.
Смысл программы
Как объяснила порталу национальныепроекты.рф юрист компании Zharov Group Сюзанна Торосян, программа Минприроды и РЭО направлена то, чтобы возместить региональным операторам по обращению с ТКО до 25% стоимости лизинга оборудования и техники по сортировке или переработке отходов за счет бюджетных средств. Однако это не все — проект предусматривает и другие меры поддержки.
Всего их четыре: займы у РЭО на 10 лет под 3% годовых и выкуп облигаций инвесторов на тот же срок, а также само субсидирование 25% стоимости лизинга оборудования или ставки по банковским кредитам до 4,5% за счет государства. Сейчас Минпромторг по действующим программам предоставляет десятипроцентную скидку на аванс по лизингу мусоровозов.
«Будет происходить квалифицированный отбор лизинговых компаний, которым будут возмещаться потери в доходах при предоставлении ими скидок по уплате авансового платежа. Субсидия будет покрывать скидку в размере до 25% общей суммы лизинговых платежей», — рассказала Торосян.

Руководитель секции «Экология и охрана окружающей среды» комитета Совета Федерации по АПК и природопользованию, председатель правления экологической организации «Равноправие» Наталья Соколова отметила, что эта программа станет хорошим подспорьем для реализации нацпроекта «Экология» и многих других инициатив, направленных на улучшение экологической обстановки в стране.
«В разрабатываемой программе заявлено, что поддержка пойдет на улучшение оборудования для размещения и утилизации твердых коммунальных отходов, создание системы фандоматов для вторичной тары, покупку контейнеров и современных мусоровозов», — объяснила она.
Эколог рассказала, что сейчас отрасль обращения с отходами очень нуждается в федеральных субсидиях. По ее словам, большинство проектов предполагает привлечение внебюджетных источников финансирования, однако происходит это сейчас не так активно. А с новой поддержкой появятся и новые мощности по обработке и утилизации ТКО в регионах, где изменения в этой сфере идут гораздо медленнее, чем в Москве.
Всего на новую программу Минприроды и РЭО планируют направить от 6 до 10 млрд рублей до 2024 года. При этом, по данным министерства, оказание поддержки рынку через финансирование лизинга позволит привлечь в область обращения с твердыми коммунальными отходами на каждый рубль вложенных бюджетных средств три рубля частных инвестиций. А еще это позволит сдержать рост тарифов на вывоз мусора. Глава РЭО Денис Буцаев объяснил: чем больше государственная поддержка, тем меньше рост тарифа для граждан.
Соколова в свою очередь отметила, что современный парк автоспецтехники в системе обращения с ТКО составляет более 30 тыс. единиц, и 76% из них — отечественные.

«Порядка 30% машин скоро завершат срок полезного использования, потребуются средства для того, чтобы их восполнить. А, учитывая активное развитие отрасли, парк спецтехники нужно не только восполнять, но и расширять. Экологическое сообщество поддерживает введение такой меры поддержки», — отметила Соколова.
Запрос на прозрачность
В компании «Петро-Васт» считают, что новая программа позволит ускорить реформирование отрасли обращения с ТКО. Сама компания работает на всей территории Санкт-Петербурга, в большинстве районов Ленинградской области, а также в Белгородской области, а с 2018 года внедряет проект раздельного сбора отходов в северной столице.
«При этом важно отметить, что проект раздельного сбора отходов компания «Петро-Васт» финансирует исключительно за счет собственных средств, полученных от основного вида деятельности — сбор и вывоз ТКО. Государственная поддержка, дополнительное финансирование в виде дотаций и субсидий, как на оборудование для раздельного сбора отходов, так и спецтехнику, в рамках национального проекта «Экология», крайне важна. И, несомненно, отрасль будет поддерживать подобные нововведения, направленные на сохранение природных ресурсов и способствующие сокращению полигонов твердых коммунальных отходов», — рассказали в «Петро-Васт».
В компании отметили, что программа будет очень востребована среди участников рынка обращения с ТКО. «Не секрет, что мусорная реформа так и не заработала в полную силу, в том числе и из-за слабой технической оснащенности в отрасли», — объяснили там.
Торосян добавила, что главный плюс программы — это поддержка и стимулирование к обновлению основных средств региональных операторов, которые используются в обращении с ТКО.
«Льготное финансирование позволит региональным операторам с малыми финансовыми возможностями начать путь обновления всей инфраструктуры транспортировки и обработки ТКО, включая расширение мусоровозного и контейнерного парка. Это благоприятно как для экономики, так и для экологии», — объяснила юрист порталу национальныепроекты.рф.
Кроме того, она подчеркнула, что программа окажет положительное влияние не только на региональных операторов, но и на лизинговые компании. Подобное финансирование позволит лизингодателям сформировать качественно новый портфель «зеленых инвестиций», а это положительно скажется на их ESG-повестке (экологическое, социальное и корпоративное управление — три параметра, по которым можно оценить, как компания меняет окружающий мир).
Подпишитесь на новости национального проекта