Кирилл Кухмарь/ТАСС

Просто космос: куда финалисты «Наука. Территория героев» поехали в Самаре

Победители второго сезона конкурса «Наука. Территория героев», который Минобрнауки России проводит при поддержке нацпроекта «Наука и университеты», продолжают получать свои призы. Мы уже рассказывали о том, как Александра Кузьмич из Москвы и Арина Филимонова из Нижнего Новгорода, занявшие в конкурсе первое и второе место, отправились в Иннополис в январе. А 28 февраля — 1 марта еще трое финалистов познакомились с Самарским национальным исследовательским университетом им. С. П. Королева. О том, как прошла поездка, читайте в нашем материале.

Два конкурса — одна страсть

Путевку в Самару в конкурсе выиграли 13-летние Артем Прокуратов из поселка Александро-Невский (Рязанская область) и Ярослав Макаров из Устюжны (Вологодская область), а также 12-летний Родион Трунов из Новосибирска. На Среднюю Волгу ребята приехали вместе с мамами.

Организаторы поездки не просто так выбрали для нее последние числа февраля. Именно в эти дни в Самарском университете им. Королева открылся третий этап шестого Всероссийского конкурса юных инженеров-исследователей «Спутник» для учащихся 7–11 классов из школ России и зарубежья. Это один из космических конкурсов серии «Дежурный по планете», который проводит Фонд содействия инновациям. Одновременно с победителями конкурса «Наука. Территория героев» в Самарский университет приехали финалисты «Спутника» в треках «Проект» и «Исследование» и несколько участников трека «Эксперимент».

Часть познавательной программы для ребят сделали общей, например, лекции от Дениса Прудника — основателя профориентационно-образовательного проекта «Мы верим в космос», лауреата премии Российского общества «Знание» «Просветитель года 2021» и участника отбора в отряд космонавтов. Один из ведущих популяризаторов космонавтики в нашей стране рассказал школьникам о международных проектах, над которыми специалисты «Роскосмоса» работают совместно с зарубежными коллегами.

Просто космос: куда финалисты «Науки. Территории героев» поехали в Самаре
Михаил Терещенко/ТАСС

Насыщенная программа

Два дня в Самаре у ребят были расписаны буквально по минутам. Если хочешь за короткий срок увидеть как можно больше, без жесткого графика и тайм-менеджмента никуда!

Первая остановка — «Точка кипения» Самарского университета. Развивающее пространство, где студенты и эксперты вместе придумывают инновационные проекты и делают первые шаги к их реализации. В «Точке кипения» можно быстро тестировать прорывные идеи, собирать проектные команды, находить единомышленников, учиться и учить. Здесь каждый может бесплатно организовать независимое образовательное мероприятие или принять в нем участие — также бесплатно.

Познакомились победители конкурса «Наука. Территория героев» и со студенческим конструкторским бюро RocketLAV. Это объединение студентов-энтузиастов Самарского университета, которые интересуются ракетной техникой и хотят сами непосредственно участвовать в разработке проектов. Инициативные студенты с нуля проектируют экспериментальных модели ракет, делают баллистические расчеты, собирают прототипы, а затем проводят тестовые пуски и анализируют прошедшие испытания.

В «Лаборатории аддитивных технологий» ребята узнали о том, как в Самарском университете разрабатывают и осваивают передовые технологии, которые затем внедряют на промышленные предприятия региона. В этой лаборатории, например, оптимизируют технологии изготовления изделий методом вакуумного литья полимеров в эластичные формы и изготавливают прототипы изделий методом 3D-печати для лабораторных исследований. Принтер, который для этого используют, особенно поразил Родиона Трунова.

«Родион увлекается 3D-моделированием, и его очень впечатлила экскурсия, во время которой им показали, как работает промышленный 3D-принтер, который печатает не только пластиковые, но и металлические детали», — рассказывает мама Родиона Ирина.

Пустили победителей конкурса «Наука. Территория героев» и в экспериментально-испытательный корпус университета. В нем расположен, в частности, Научно-исследовательский институт космического машиностроения (НИИ-219). Ученые здесь занимаются определением вибрационных характеристик материалов, исследованием распределения деформаций в различных деталях, изучением принципов и методов спутниковой навигации. Один из учебно-исследовательских экспериментальных стендов, установленных в НИИ-219, предназначен для программно-аппаратного моделирования систем управления движения малых космических аппаратов.

От теории к практике

Второй день в Самаре для ребят начался с экскурсии в Центр получения и обработки информации Федерального космического агентства «Прогресс». Школьники смогли своими глазами увидеть, как работает комплекс управления малыми космическими аппаратами. Это место, куда поступают и где обрабатываются все данные дистанционного зондирования Земли с российских спутников.

Рассмотреть авиационную и ракетно-космическую технику, созданную в Самаре, и образцы современных и исторических авиационных двигателей ребята смогли в музеях. В программе нашлось время и для посещения Центра истории авиационных двигателей, а также Музея авиации и космонавтики. Оба они работают при активной поддержке Самарского университета.

«Очень поразил Музей космонавтики, где при входе установлен огромный памятник в виде ракеты. Это уникальный музей, где можно увидеть разнообразные космические аппараты, космический скафандр, аппараты для выхода в космос», — делится впечатлениями Ярослав Макаров.

Этот музей входит в число ведущих авиакосмических музеев России и считается уникальным объектом высшей школы. Помимо образцов техники и их моделей, в нем также хранится, например, богатая коллекция российских и зарубежных видеофильмов авиационно-космической тематики. Она насчитывает более 300 экземпляров. А среди документов из коллекции Музея авиации можно найти письма выдающихся ученых, конструкторов и космонавтов, а также свидетельства рекордов советских космонавтов.

В Центре истории авиационных двигателей ребята увидели все типы воздушно-реактивных авиадвигателей, а также вспомогательные и наземные силовые установки. Собранная здесь техника детально иллюстрирует эволюцию разработок в этих областях. Например, коллекция советских и российских газотурбинных двигателей, хранящаяся в музее — крупнейшая в мире.

Просто космос: куда финалисты «Наука. Территория героев» поехали в Самаре
Елена Афонина/ТАСС

Наука и дружба

«Ребята подружились. Наверное, очень интересно общаться с теми людьми, которые чем-то увлечены», — отмечает Галина, мама Артема Прокуратова. Сын соглашается с ней.

Для Ярослава Макарова новые друзья тоже стали важной частью путешествия в Самару.

«Спасибо огромное организаторам за поездку в такой удивительный город. Она подарила мне яркие впечатления, космическое настроение и много знаний. А также много возможностей, друзей и опыта, и за это я ей сильно благодарен», — признается мальчик.

Для него поездка в Самару стала даже более значимой, чем для Артема. По словам Галины Прокуратовой, ее сын больше интересуется медициной, поэтому, если бы можно было выбирать, скорее отправился бы в Дальневосточный федеральный университет. А вот Ярослав Макаров как раз болеет космосом.

«Космос ему очень интересен, особенно после того, как он побывал на космодроме «Восточный», в большом путешествии от «Большой перемены», — рассказывает мама Ярослава Илена.

Красавица-Самара

Делясь впечатлениями о поездке, и ребята, и их мамы неизменно отмечали, насколько красив сам город. Школьники полюбовались им на обзорной экскурсии, а у родителей было время познакомиться с Самарой поближе, пока ребята были в музеях и лабораториях.

«Город весь насквозь пропитан космической темой», — отмечает мама Родиона Трунова Ирина.

Ярославу Макарову особенно запомнился возвышающийся над Волгой 53-метровый монумент Славы — один из главных символов города.

Каким был конкурс «Наука. Территория героев»

Второй сезон конкурса «Наука. Территория героев» стартовал 25 сентября в рамках Года науки и технологий. За три месяца в нем приняли участие почти 16 тысяч человек. Участники столкнулись с 540 вопросами из научной сферы, провели более 8,5 тыс. минут за чтением научных статей и в сумме набрали более 12,5 млн баллов.

Задания конкурса были разделены по трем направлениям: «Научное волонтерство», «Научный интерес» и «Научные устремления». В треке «Научное волонтерство» баллы начислялись за активность в соцсетях: размещение баннера конкурса и приглашение друзей. «Научный интерес» — направление с относительно несложными вопросами для участников в возрасте от 10 до 15 лет. А ребят постарше, в возрасте от 15 до 22 лет, ждал трек «Научные устремления» с более сложными вопросами, рассчитанными на знатоков.

Участники могли выполнять задания разных уровней параллельно. В полуфинал прошли 200 человек, набравшие максимальное количество баллов за два этапа. В суперфинал попали только 20 из них. Они-то и стали участниками научного квиза в прямом эфире 21 декабря.

Семеро победителей этой интеллектуальной схватки получили главный приз — поездку в кампус одного из ведущих российских университетов. Помимо Университета Иннополис в Республике Татарстан и Национального исследовательского университета имени С. П. Королева, двери для ребят распахнул Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке.

Конкурс «Наука. Территория героев» — научно-популярный конкурс, призванный зажечь в школьниках мечту стать исследователями и создателями новых материалов и технологий. Решить, на какое именно направление стоит обратить внимание, помогут профориентационные тесты. Один из них, не самый серьезный, зато увлекательный, можно пройти на сайте Года науки и технологий.

Подпишитесь на новости национального проекта