Константин Михальчевский/РИА Новости
Образование

Правильный вектор: как школьникам помогают выбрать профессию

Раньше многие дети мечтали стать учителями, врачами или космонавтами. Сегодня желания ребят изменились: к специальностям мечты добавились программисты и дизайнеры. А вот связать свою жизнь с рабочими профессиями, например, машинист трубоукладчика или электрогазосварщик, хотят не так много ребят. Чтобы изменить это и повысить престиж таких профессий, компании запускают различные проекты для школьников и студентов колледжей. 

Кроме того, в российских школах запустили профминимум, который поможет ребятам выбрать дело своей жизни еще за партой. Проект реализуется по национальному проекту «Образование», созданному по инициативе Президента РФ Владимира Путина.

Подробнее об этом расскажем в нашем материале.

Профориентация со школьной скамьи

С 1 сентября в российских школах внедрили единую модель профориентационной деятельности (профминимум), которую разработало Минпросвещения РФ. Это единый универсальный набор практик и инструментов для помощи обучающимся в выборе будущей специальности. Он включает в себя семь направлений. Среди них профильные предпрофессиональные классы, в том числе инженерные, медицинские, космические, ИT, специальные уроки, а также внеурочная деятельность — цикл занятий «Россия — Мои горизонты». 

Есть и практико-ориентированный модуль, на котором школьники смогут посетить экскурсии на производство, выставки «Лаборатория будущего», а также профессиональные пробы, выставки и ярмарки. Кроме того, ученики выберут для себя дополнительные занятия с учетом склонностей к тем или иным предметам и пройдут подготовку по рабочим специальностям.

Ученики выберут для себя дополнительные занятия с учетом склонностей к тем или иным предметам, а также пройдут подготовку по рабочим специальностям

К профориентационной работе будут подключать родителей или законных представителей школьников. Помимо стандартных собраний, они смогут участвовать во встречах с представителями разных компаний.

Программа, утвержденная министерством, включает три уровня: базовый, который составляет не менее 40 часов в учебный год, основной — не менее 60 часов и продвинутый — не менее 80 часов. Занятия будут проводить у школьников 6–11-х классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Так, 7 сентября уже состоялся первый урок профориентационного курса «Россия — мои горизонты». На нем школьники узнали о важности труда в жизни человека, об отраслях российской экономики, а также о навыках, необходимых для различных профессий. На последующих занятиях ребятам расскажут о достижениях страны в области науки и технологий и о современном рынке труда.

Правильный вектор: как школьникам помогают выбрать профессию
Кристина Кормилицына/РИА Новости

Престижная отрасль

В последние годы ощущается нехватка кадров в газовой отрасли. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, компания «Газпром» запустила проект «Хочу в газовики». Он призван повысить престижность рабочих специальностей, сформировать уважительное отношение к человеку труда, а также привлечь в отрасль молодых квалифицированных профессионалов.

Благодаря проекту школьники и студенты колледжей познакомились с такими рабочими специальностями топливно-энергетического комплекса, как электрогазосварщик, машинист технологических компрессоров, оператор ГРС (газораспределительной станции), лаборант химического анализа и другими. Для старшеклассников, например, проводили тематические классные часы, посвященные знакомству с профессиями газовой отрасли. Кроме того, во время занятий они самостоятельно производили сварку, делали лабораторные анализы и даже управляли трубоукладчиком.

Участниками проекта стали свыше тысячи желающих определиться с будущей профессией. Кроме того, в проекте были задействованы 56 сотрудников предприятия и 50 работников общеобразовательных учреждений.

Участниками проекта стали свыше тысячи желающих определиться с будущей профессией

Важно отметить, что 74 старшеклассника, познакомившихся с проектом «Хочу в газовики!», поступили на подготовительные курсы в Институт нефти и газа Северо-Кавказского федерального университета. Например, в Ставрополе первым участником стал ученик 9-го класса средней школы № 11 поселка Рыздвяного Семен Войтов. Он из семьи газовиков и после окончания школы планирует получить специальность «Нефтегазовое дело» в Северо-Кавказском федеральном университете.

А школьник Иван Пуля примерил роль машиниста трубоукладчика и изучил особенности работы тяжелой спецтехники. Он познакомился с тонкостями одной из сложных и ответственных профессий газовой отрасли и узнал, почему она так важна. Этот опыт по-настоящему вдохновил подростка.

Проект стартовал в 2021 году. На сегодняшний день он реализован в Ставрополе, Астрахани, Минеральных Водах, Кисловодске, Владикавказе, а также других городах и селах. В планах компании в ближайшие 2-3 года вывести программу на межрегиональный уровень и привлечь к сотрудничеству органы муниципальной и региональной власти.

Правильный вектор: как школьникам помогают выбрать профессию
Максим Блинов/РИА Новости

Практика для трудоустройства

Горно-металлургический и машиностроительный секторы составляют основу промышленности в Белгородской области. В регионе всегда есть запрос на инженеров и специалистов рабочих профессий. Задачи по выращиванию таких кадров решает проект «Полигон рабочих профессий» при Старооскольском технологическом институте НИТУ «МИСиС», организованный компанией «Металлоинвест» в 2019 году.

Ее цель — переход на новый уровень подготовки технических кадров, который позволит будущим специалистам эффективно работать в условиях постоянной модернизации высокотехнологичного производства. Кроме того, проект призван повысить качество подготовки и переподготовки для работы в реальных условиях на предприятиях машиностроения и металлургии.

На учебных площадях расположено пять лабораторий и учебный класс, где можно получить навыки по 12 рабочим профессиям, в том числе по сборке и монтажу осветительных узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных предприятий.

На занятиях студенты рассматривают реальные производственные задачи, что позволяет развить инженерное и системное мышление

Одновременно получать знания на «Полигоне рабочих профессий» могут порядка 90 человек. А ежегодно свои умения здесь отрабатывают 1,5 тыс. студентов всех специальностей. Отметим, что программа позволяет организовывать производственное обучение, максимально приближенное к реальным условиям.

Особое внимание здесь уделяют интеграции с потребностями предприятий-партнеров. На занятиях студенты рассматривают реальные производственные задачи, что позволяет развить инженерное и системное мышление. Кроме того, после обучения студенты могут попасть в кадровый резерв ведущих организаций или же сразу трудоустроиться.

В планах компании — создать кадровый резерв из числа обучающихся по техническим специальностям для работы на современных предприятиях горно-металлургической промышленности.

Все эти проекты разработаны и реализуются финалистами Национальной премии «Наш вклад». В мае этого года состоялась торжественная церемония награждения победителей. Это первое мероприятие в стране, на котором отмечают роль бизнеса и НКО в достижении национальных целей. Сегодня в стране все больше компаний подключаются к работе по профориентации молодежи.

А мы напоминаем, что благодаря национальному проекту «Образование», который был инициирован Президентом РФ Владимиром Путиным, в России можно получить помощь в воспитании ребенка, выбрать будущую профессию еще в школе, а также развивать свой талант с ранних лет. Подробнее о возможностях нацпроекта — по ссылке.

Подпишитесь на новости национального проекта