Повышение рождаемости — один из приоритетов национального проекта «Демография». Некоторые пары, чтобы в семье появился малыш, обращаются к врачам. В этом случае на помощь будущим родителям приходят так называемые вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ). Они входят в систему ОМС с 2013 года.
Об одной из них, известной под названием ЭКО, мы попросили рассказать нашему порталу Наталию Витальевну Долгушину — заместителя директора — руководителя департамента организации научной деятельности Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени В. И. Кулакова и главного внештатного специалиста Минздрава России по репродуктивному здоровью женщин.
Что такое ЭКО, и кто может им воспользоваться
Аббревиатура ЭКО расшифровывается как экстракорпоральное оплодотворение. Это метод лечения бесплодия, при котором яйцеклетка оплодотворяется вне тела пациентки, в пробирке. Женщине, которой потребовалась подобная помощь в зачатии, эмбрион в полость матки переносят спустя несколько дней после оплодотворения яйцеклетки.
С 2019 года федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», который является частью нацпроекта «Демография», предполагает рост числа выполненных процедур ЭКО на 2 тыс. циклов ежегодно. Государство стало тщательней следить за тем, чтобы пары, которым для рождения ребенка нужно воспользоваться ВРТ, вовремя получали направление к профильным врачам. Всего с 2019 по 2024 год планируется провести 438 тыс. процедур ЭКО.
Помимо ЭКО к ВРТ также относят, например, ИКСИ (разновидность ЭКО, когда яйцеклетки оплодотворяют с помощью микроиглы), суррогатное материнство и донорские программы.
«Воспользоваться этими видами помощи могут бесплодные пары, а также лица, страдающие генными и хромосомными заболеваниями, с целью предотвращения их передачи потомству, дискордантные ВИЧ-инфицированные пары (когда один из партнеров является инфицированным, другой — нет) и люди с сексуальной дисфункцией», — рассказывает Наталия Долгушина.
По закону, для того чтобы воспользоваться ВРТ, мужчина и женщина не обязаны быть в браке. Одинокие женщины тоже могут пройти через процедуру ЭКО.
«У одиноких женщин, вступающих в программу ВРТ, яйцеклетки в пробирке оплодотворяют донорской спермой. Затем эмбрионы переносятся в полость матки», — продолжает врач.
Исключение из правил
Самой сложной с правовой точки зрения является ситуация, когда пара оставила генетический материал в криобанке, но затем мать или оба будущих родителя внезапно погибли. Дело в том, что для использования сохраненных оплодотворенных клеток нужно совместное добровольное информированное согласие и мужчины, и женщины, которые являются биологическими родителями эмбриона.
«Случаются такие примеры: остаются эмбрионы или гаметы от погибших потенциальных родителей. При этом потенциальные бабушки и дедушки или супруг (супруга) хотят воспользоваться этим биоматериалом для рождения внуков или детей. К сожалению, постмортальная репродукция законодательно не урегулирована, поэтому каждый индивидуальный случай необходимо обсуждать с юристами. Если есть возможность заранее это сделать, в случаях, когда о том, что человек, сохранивший свой биоматериал, умрет, заведомо известно, к решению вопроса можно подготовиться юридически», — объясняет Наталия Долгушина.
По закону программами ВРТ не могут воспользоваться одинокие мужчины. Они могут быть только донорами спермы. Из-за этого, даже если уже оплодотворенные яйцеклетки, то есть эмбрионы, были сохранены в криобанке, партнер погибшей женщины, например, скоропостижно скончавшейся от рака, не может обратиться к суррогатной матери, чтобы та выносила и родила ребенка этого мужчины и его погибшей жены.
Когда без программ ВРТ просто не обойтись
Наталия Долгушина вспоминает как раз такой случай из практики. К специалистам обратилась трижды рожавшая женщина. Один мальчик появился на свет в срок, двое — преждевременно. И все погибли. У двоих детей к тому же были выявлены пороки развития скелета.
«Естественно, пациентка после третьих неудачных родов обратилась к врачу-генетику. Хотя это нужно было сделать намного раньше, уже после первой трагически завершившейся беременности, — рассказывает Наталия Долгушина. — При генетическом обследовании была выявлена делеция Х-хромосомы. Делеция — это выпадение участка хромосомы. Отсутствие гена, который обычно там содержится, может приводить к развитию хондродисплазии — наследственного заболевания, связанного с нарушением роста костей».
Поскольку мутация была в Х-хромосоме, шансы, что она передастся от матери сыну, были равны фактически 100%. А вот дочь, обладающая двумя Х-хромосомами, могла стать просто скрытой носительницей этой патологии, которая никак бы не давала о себе знать. Благодаря программе ВРТ пациентка смогла выносить и родить здоровую девочку.
«Селекция пола в программах ВРТ без медицинских показаний запрещена. Пациенты не могут выбирать пол ребенка с помощью генетического исследования, — подчеркивает Наталия Долгушина. — Но при ряде заболеваний родиться без патологий могут только мальчики или только девочки. В данном случае пациентке перенесли эмбрион женского пола, и в этой семье родился здоровый ребенок».
Когда девочка вырастет и сама захочет стать матерью, ей обязательно нужно будет проконсультировалась с врачом-генетиком и планировать беременность с его участием. Впрочем, возможно, окажется, что «поломка» в генах ей не передалась.
Как пара готовится к ЭКО
В первую очередь и мужчина, и женщина должны обратиться за консультацией к врачу-гинекологу и провести диагностику причин бесплодия. После того как специалист оценит показания и противопоказания к ВРТ, пара получает направление на обследования. Для мужчин и для женщин список анализов различается.
Кроме того, за 3–6 месяцев до планируемой беременности обоим в паре следует начать вести более здоровый образ жизни.
«Мы всегда воспринимаем женщину, которая планирует беременность, как уже условно беременную. В первую очередь она должна начать вести правильный образ жизни. Это отказ от вредных привычек, активный образ жизни, соблюдение режима сна и бодрствования, правильное питание, прием фолиевой кислоты», — рассказывает Наталия Долгушина.
В период пандемии этот список пополнился еще одним пунктом — прививкой от COVID-19.
«Мы рекомендуем на этапе планирования беременности обязательно сделать прививку от COVID-19, чтобы сформировать иммунитет и защитить своего будущего ребенка от этого страшного вируса», — обращает внимание врач.
Когда подготовительный этап завершен, пару ждет визит к врачу-репродуктологу. Женщина может переходить к овариальной стимуляции — гормональной терапии, которая длится в среднем 10–12 дней. Овариальная стимуляция обеспечивает созревание в течение одного цикла сразу нескольких яйцеклеток. Параллельно мужчина сдает эякулят.
После гормональной терапии женщине предстоит процедура пункции фолликулов — забор яйцеклеток из яичников. Она проводится под внутривенным наркозом и благодаря этому безболезненна.
«Этого бояться не нужно. Процедура не длительная и практически не имеет в настоящее время каких-либо осложнений», — успокаивает Наталия Долгушина.
В лаборатории эмбриологи оплодотворяют яйцеклетки, культивируют эмбрионы и в среднем через пять дней переносят эмбрион в полость матки.
Если по какой-то причине с первого раза беременность не наступила, процедуру ЭКО можно повторить уже через месяц. Если нужно заново стимулировать яичники женщины, чтобы получить больше яйцеклеток, допустимо сделать 2–3 месяца перерыва. За это время врачи смогут разобраться в причинах первой неудачи и предложить альтернативные методы, чтобы вторая попытка ЭКО была успешной.
Рак не приговор
Следует учитывать, что список противопоказаний к ВРТ довольно широк. Их полный перечень можно найти в приложении № 2 к приказу Минздрава № 803н.
«В ряде случаев женщине можно провести овариальную стимуляцию, но по состоянию здоровья она не сможет вынашивать ребенка. Таким женщинам показана программа суррогатного материнства. И, наоборот, когда есть противопоказания к овариальной стимуляции, или она неэффективна вследствие истощения функции яичников. Таким женщинам показана программа донорства ооцитов», — объясняет Наталия Долгушина.
А вот онкологические заболевания в настоящее время далеко не всегда являются противопоказанием к ВРТ.
«В настоящее время онкологические заболевания — это не приговор. И очень многие женщины, которые, к сожалению, столкнулись с такими грозными заболеваниями в молодом возрасте, после излечения могут вернуться в программу ВРТ и выносить здорового ребенка», — уверяет врач.
Наталия Долгушина вспоминает пациентку, у которой в 32 года был выявлен генетически зависимый рак молочной железы. Перед началом длительного лечения, во время которого девушка прошла через химиотерапию, операции и заместительную гормональную терапию, ей провели овариальную стимуляцию.
«Были забраны ооциты до того, как пациентку подвергли гонадотоксическому воздействию, получены эмбрионы, которые криоконсервировали и сохранили в криобанке. Она выздоровела и вернулась к нам. Врач-онколог дал разрешение на перенос эмбрионов», — рассказывает Наталия Долгушина.
После всех тяжелых испытаний, через которые девушке пришлось пройти, она в конце концов родила здорового мальчика.
Развенчиваем мифы об ЭКО
Мнение о том, что беременность после ЭКО как-то отличается от естественной, Наталия Долгушина называет распространенным мифом. То же касается мнимых представлений об отличиях самих детей, «зачатых в пробирке».
«Дело не в ЭКО, а в здоровье будущих матерей. Если женщины вступают в программу поздно, имеют бремя соматических заболеваний: сахарный диабет, артериальную гипертензию, ожирение, — конечно, их беременность будет отягощенной. И не важно, каким способом она достигнута», — уверяет специалист.
Еще один миф — представление о программах ВРТ как о волшебной палочке, которая способна помочь забеременеть в любом возрасте. На самом деле после 43 лет для женщин эффективность ВРТ с собственными яйцеклетками фактически равна нулю.
«Пожалуйста, дорогие женщины, пациенты, не затягивайте с лечением бесплодия! — призывает Наталия Долгушина. — Самый главный совет — заниматься лечением бесплодия вовремя, думать о своей репродуктивной функции, не откладывать это надолго, потому что карьера, покупка имущества — это все можно решить позже, но рождение ребенка, к сожалению, не ждет».
А вот то, что после ЭКО чаще рождаются близнецы, — чистая правда. Поэтому в настоящее время не разрешено переносить в матку больше двух эмбрионов, тогда как раньше было допустимо переносить три и более. Но даже когда речь идет об одном эмбрионе, некоторые технологии ЭКО могут потенцировать появление однояйцевых близнецов. Так же как и при естественном зачатии, перед имплантацией эмбрион может разделиться, и впоследствии на свет появятся два совершенно одинаковых малыша.
Подпишитесь на новости национального проекта