Юрий Смитюк/ТАСС

Поездом и кораблем: как в РФ будут развивать транспортную инфраструктуру

На протяжении 6 лет по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры» формировался транспортный каркас страны: построена скоростная автомагистраль М-12 «Восток» от Москвы до Казани, развивается Северный морской путь, инфраструктура БАМа и Транссиба, Центральный железнодорожный транспортный узел в столице, а в регионах модернизируются аэропорты. 

С 2025 года развивать инфраструктуру всех видов транспорта будут уже по новому нацпроекту «Эффективная транспортная система». При его поддержке к 2030 году в России создадут единую транспортную сеть, куда войдут основные железные дороги, морские порты, аэропорты.

Когда у жителей регионов появится возможность доехать из Москвы до Санкт-Петербурга за 2 часа 15 минут вместо 4 часов и как развитие транспортной инфраструктуры влияет на экономику страны — в нашем материале. 

Первые составы на скоростной магистрали

По данным ОАО «РЖД», пассажиропоток на российских железных дорогах в 2024 году вырос на 7%. Всего с вокзалов и станций по всей стране в поездки отправились около 1,3 млрд человек. При этом 90% из них воспользовались услугами пригородных поездов.

С учетом стабильного спроса развитие железных дорог — одно из основных направлений нацпроекта. Первым шагом на пути к созданию сети высокоскоростных магистралей станет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург.

По плану первые поезда нового поколения должны выйти на линию в 2028 году. После запуска движения по этой магистрали пассажиры смогут добраться из Москвы до Санкт-Петербурга всего за 2 часа 15 минут вместо 4 часов. А путешествие из Северной столицы в Великий Новгород сократится с трех часов до 29 минут.

Первым шагом на пути к созданию сети высокоскоростных магистралей станет строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург, поезда нового поколения должны выйти на линию в 2028 году

Магистраль объединит Москву и Санкт-Петербург, Ленинградскую, Московскую, Новгородскую и Тверскую области, где живет почти 30 миллионов человек. Всего на площадке задействуют свыше 40 тыс. рабочих. Замминистра транспорта России Алексей Шило подчеркнул, что на многих предприятиях-участниках проекта создали отдельные рабочие группы из ученых и конструкторов.

Строительство и последующее использование высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург положительно скажется на экономике и качестве жизни. В Министерстве транспорта России подчеркнули, что только в создании и производстве подвижного состава для этой магистрали примут участие не менее 15 регионов.

Современные технические решения

Первый высокоскоростной электропоезд для магистрали Москва — Санкт-Петербург назвали «Белый кречет». Он будет состоять из 8 вагонов и сможет развивать скорость до 400 км/ч.   

«Задача — не просто построить новую магистраль, но и, опираясь исключительно на отечественные технологии, создать новый железнодорожный подвижной состав. Для этого сейчас строится новый завод в Свердловской области по его производству», — поделился планами министр транспорта России Роман Старовойт.

Магистраль поможет разгрузить ветку Октябрьской железной дороги. Благодаря этому предприятия смогут перевозить как минимум 30 млн тонн грузов в год на северо-запад страны. По словам руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Александра Сахарова, ожидается, что в регионах, по которым пройдет магистраль, построят 3,9 млн кв. метров недвижимости до 2060 года. Суммарный прирост ВВП в течение 30 лет после завершения проекта достигнет 43 трлн рублей.

Задача — не просто построить новую магистраль, но и, опираясь исключительно на отечественные технологии, создать новый железнодорожный подвижной состав

В соответствии с задачами нового нацпроекта в России наладят использование отечественных систем управления для поездов. Таким автопилотом планируют оснастить первый поезд для высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. 

Кроме того, до 2030 года в России сосредоточатся над проектами по развитию международного транспортного коридора «Север — Юг», подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов. Также планируется продолжить развитие Восточного полигона железных дорог, в который входит БАМ и Транссиб.

Поездом и кораблем: как в РФ будут развивать транспортную инфраструктуру
Владимир Рябчиков/ТАСС

Цифровая трансформация

В процессе решения главных задач нацпроекта также предстоит провести цифровую трансформацию. Она поможет найти «узкие» места и обеспечить «бесшовные» перевозки грузов разными видами транспорта. Для этого внедрят специальные сервисы. Они облегчат документооборот в грузоперевозках и расчет экономии при создании плана развития транспортной инфраструктуры на той или иной территории.

Например, планируется создание Национальной транспортно-логистической платформы «Государственная Логистика». Цифровая площадка объединит уже существующие сервисы и сократит бумажный документооборот в сфере грузоперевозок.

Модернизация аэропортов

Данные опросов ВЦИОМ говорят о том, что жители нашей страны в основном предпочитают путешествовать на самолете. Примерно треть опрошенных сообщили, что за последние 2-3 года они совершали авиаперелеты.

О популярности воздушного транспорта можно судить и по данным пассажиропотока. По словам руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова, пассажиропоток по итогам 2024 года увеличился почти на 6%, до 111, 6 млн человек. Повысить этот показатель поможет расширение географии полетов, а также модернизация аэропортовых комплексов.  

Всего с 2019 года в стране обновили 35 аэропортов. К 2030 году при поддержке нацпроекта модернизируют еще не менее 75 авиаузлов. Часть аэровокзальных комплексов будет реконструирована. 

В стране с 2019 года обновили 35 аэропортов, к 2030-му при поддержке нацпроекта модернизируют еще не менее 75 авиаузлов

В течение шести лет планируется провести ремонт и реконструкцию взлетно-посадочных полос и перронов, предназначенных для малой авиации. Причем в обновленных аэропортах будут использоваться только отечественные разработки и современное оборудование.

Новейшие российские технологии, образцы рамок безопасности, беспилотников, багажных лент, которые применяют в разных аэропортах, представят на Национальной выставке инфраструктуры гражданской авиации в Москве. С инновациями можно будет познакомиться 5 и 6 февраля в Международном выставочном центре «Крокус Экспо». Продукцию представят более 130 компаний из 20 регионов России, Белоруссии, Китая и Ирана. На выставке обсудят развитие отрасли, а также наградят победителей ключевых отраслевых премий страны: «Воздушные ворота России» и RUSky Awards.

Поездом и кораблем: как в РФ будут развивать транспортную инфраструктуру
Лев Федосеев/ТАСС

Обновление водных путей и подготовка кадров

В числе стратегически важной инфраструктуры России — морские порты. Они помогают налаживать торговлю с зарубежными партнерами. Их обновление увеличит пропускную способность, повысит эффективность работы и грузопоток. А дноуглубление, реконструкция и строительство гидроузлов поможет развитию внутренних водных путей в нашей стране.

Продолжится и развитие Большого Северного морского пути. Чтобы нарастить грузоперевозки в этом направлении, обновляют атомный ледокольный флот. Его пополнят ледоколы проекта 22220 «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград» и ледокол новой серии 10510 «Лидер». По итогам 2024 года объем перевозки грузов по судоходному маршруту достиг 37,8 млн тонн.

Не менее значимым аспектом является подготовка квалифицированных специалистов на базе транспортных вузов. Для этого сформируют учебный флот с тренажерами, судами и беспилотниками. 

Профессиональные кадры станут одним из главных ресурсов обновления транспортной отрасли, считает первый проректор Российского университета транспорта Владимир Тимонин. Ежегодно в таких вузах по всей стране выпускают порядка 40 тыс. специалистов. Именно в них заложен ключевой потенциал для успешного решения задач нового нацпроекта «Эффективная транспортная система».

Подпишитесь на новости национального проекта