
Поезд отправляется: машинисты РЖД отмечают профессиональный праздник
Развитие железных дорог — один из приоритетов национального проекта «Эффективная транспортная система». Сегодня по 85,6 тысячам километров путей курсируют самые разные составы. От современных «Сапсанов», способных развивать впечатляющую скорость, до ретропоездов, которые тянут раритетные паровозы, создавая особую атмосферу путешествия в прошлое. Управляют ими свыше 130 тысяч машинистов и их помощников.
В России в последнюю пятницу марта отмечают День машиниста. Этот профессиональный праздник совсем молодой: он появился в 2023 году по распоряжению генерального директора РЖД Олега Белозерова. В 2025 году машинистов и их помощников чествуют 28 марта.
Машинист в третьем поколении
Максиму Ладыгину из Санкт-Петербурга 31 год. Он работает машинистом пассажирского электровоза в депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский. Нередко Максим управляет особенными составами, например, поездом Деда Мороза или передвижным консультативно-диагностическим центром «Святой Пантелеймон». В прошлом году он участвовал в испытаниях обновленной скоростной «Авроры» с двухэтажными вагонами и двумя локомотивами ЭП2К.
Максим — потомственный железнодорожник. Еще его прадед в годы Великой Отечественной войны работал на станции, а дед и отец стали машинистами. «В детстве папа брал меня с собой в поездки в кабину электровоза, и я тоже полюбил эту профессию. Я не представляю себя никем, кроме как машинистом», — отмечает он.
Его путь к мечте начался после девятого класса, в Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта. Уже на третьем курсе Максим прошел первую практику в качестве помощника машиниста. В 23 года стал полноценным машинистом. Успел поработать даже в метро, и, по собственным словам, после этого особенно ценит красоту пейзажей в разную погоду, время суток и сезоны — все, чем можно любоваться на поверхности.
Максиму нравится работать на пассажирских поездах. Им по правилам разрешено ездить быстрее, чем грузовым. Максимальная скорость, до которой Максим разгонялся, — 200 км/ч. Самый длинный состав, управляемый им, насчитывал 20 вагонов.
«Самый долгий рейс, в который я отправлялся, был на медицинском поезде „Святой Пантелеймон“. Он шел из Москвы в Хабаровск. В пути друг друга по очереди сменяли три бригады», — рассказывает Максим.
В среднем же поездки занимают три дня. Длинные маршруты, например из Санкт-Петербурга в Адлер, разбивают на небольшие отрезки. По каждому из них поезд проводят разные бригады. Например, Максим и его помощник могут доехать до Москвы, где передадут состав коллегам, а сами отправятся в обратный путь на другом локомотиве.
Между поездками машинисты отдыхают не менее 16 часов, а затем снова заступают на дежурство. Всего в месяц у специалиста около восьми подобных смен. Важно, что семейному счастью Максима это не мешает. Его жена сама когда-то была проводницей, так что хорошо понимает специфику работы мужа.
Сегодня Максим не только опытный машинист, но и популяризатор железнодорожной профессии. Он активно ведет социальные сети, где знакомит подписчиков с закулисьем железной дороги.

Сбывшаяся мечта
Роман Новиков из Тулы работает машинистом уже около 15 лет. Сейчас ему 34 года, и он трудится в Дирекции скоростного сообщения. Этот филиал РЖД отвечает за перевозки «Сапсанами» между Москвой и Санкт-Петербургом, а также «Ласточками» в Сочи, между Москвой и Тверью, Иваново, по Московскому центральному кольцу (МЦК). Кроме того, именно к этому филиалу относятся Рускеальский экспресс в Карелии и многие другие туристические поезда.
Хотя в семье Романа никто не связан с железной дорогой, стать машинистом он твердо решил еще в раннем детстве. «Когда мне было около трех лет, бабушка впервые поехала со мной на поезде в гости к родственникам. Казанский вокзал, мощные электровозы настолько меня впечатлили, что я буквально с первого взгляда влюбился в эту атмосферу», — рассказал он. Мальчик сразу же заявил, что будет водить поезда, и даже годы спустя не рассматривал никакие другие профессии.
После школы Роман окончил в Туле техникум железнодорожного транспорта имени Сафонова и пришел работать помощником машиниста в локомотивное депо Москва-Пассажирская-Курская Московской железной дороги.
Под руководством опытных наставников молодой человек вырос до машиниста электровоза первого класса. Помимо прочих рейсов, у Романа был и опыт управления скоростными «Стрижами», которые курсировали между Москвой и Нижним Новгородом. В Дирекцию скоростного сообщения он перешел в 2019 году.
Больше всего я люблю свою профессию за разнообразие. Каждая поездка не похожа на другую: погода, время суток и года, расход энергии — отличий в каждом рейсе предостаточно. И поэтому эта работа не только ответственная, но и интеллектуальная, даже творческая
Тогда Роману пришлось сделать своеобразный шаг назад: вновь стать помощником машиниста и пройти несколько этапов переобучения и переквалификации. Зато теперь уже несколько лет он в одиночку управляет стремительными «Сапсанами».
В своем деле Роман — один из лучших. В 2023 году он получил благодарность от начальника Дирекции скоростного сообщения, а в 2024 году стал серебряным призером регионального этапа Чемпионата профессионалов РЖД в категории «Управление скоростным электропоездом».
«Больше всего я люблю свою профессию за разнообразие. Каждая поездка не похожа на другую: погода, время суток и года, расход энергии — отличий в каждом рейсе предостаточно. И поэтому эта работа не только ответственная, но и интеллектуальная, даже творческая. Выполнение такого серьезного дела, на которое способен не каждый человек», — отметил Роман.
Своей любовью к поездам он охотно делится с детьми, участвуя в профориентационных мероприятиях. Во время экскурсий он знакомит с «Сапсанами» школьников, студентов профильных техникумов, детей-сирот и ребят из многодетных семей. Сын Романа, которому сейчас около четырех лет, уже хочет пойти по стопам отца и в будущем вместе с ним водить поезда.

Главный проект ближайших лет
В 2028 году в России планируют запустить первую в стране высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ). Высокоскоростные поезда нового типа свяжут Москву и Санкт-Петербург, а маршрут пройдет через шесть регионов. Сейчас «Сапсаны» двигаются со скоростью максимум 250 км/ч и преодолевают расстояние между двумя столицами примерно за 4 часа.
Инновационные поезда, которые создадут для ВСМ, смогут разгоняться до 360 км/ч и «пролетать» 679 км всего за 2 часа 15 минут. Планируется, что за счет этого поток пассажиров между Москвой и Санкт-Петербургом к 2030 году вырастет до 43,4 млн человек в год, из них 23 млн воспользуются ВСМ.
Инновационные поезда смогут разгоняться до 360 км/ч и «пролетать» 679 км всего за 2 часа 15 минут
За разработку инновационных составов отвечает Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта — совместное подразделение РЖД и многоотраслевого холдинга «Синара». Производить поезда будут в Свердловской области — на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. Также в выпуске подвижного состава задействуют десятки других предприятий-комплектаторов, более половины из которых находятся в Уральском федеральном округе.
Сейчас специалисты Инжинирингового центра разрабатывают конструкторскую документацию. Уже известно, что новые поезда планируют оснастить системами машинного зрения и средствами цифрового управления. У составов будет аэродинамическая форма, которая поможет уменьшить сопротивление воздуха при движении. Это позволит поездам стать не только быстрее, но и тише, а также экономичнее расходовать энергию. А для снижения веса детали для основного каркаса будут создавать из алюминиевого сплава.
Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург ведется по нацпроекту «Эффективная транспортная система». После открытия этой железной дороги следующие высокоскоростные ветки могут протянуть из столицы в Екатеринбург, Адлер и Минск.
Подпишитесь на новости национального проекта