ТРАНСМАШХОЛДИНГ

Поезд отправляется: машинисты РЖД отмечают профессиональный праздник

Развитие железных дорог — один из приоритетов национального проекта «‎Эффективная транспортная система»‎. Сегодня по 85,6 тысячам километров путей курсируют самые разные составы. От современных «Сапсанов», способных развивать впечатляющую скорость, до ретропоездов, которые тянут раритетные паровозы, создавая особую атмосферу путешествия в прошлое. Управляют ими свыше 130 тысяч машинистов и их помощников. 

В России в последнюю пятницу марта отмечают День машиниста. Этот профессиональный праздник совсем молодой: он появился в 2023 году по распоряжению генерального директора РЖД Олега Белозерова. В 2025 году машинистов и их помощников чествуют 28 марта.

Машинист в третьем поколении

Максиму Ладыгину из Санкт-Петербурга 31 год. Он работает машинистом пассажирского электровоза в депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский. Нередко Максим управляет особенными составами, например, поездом Деда Мороза или передвижным консультативно-диагностическим центром «Святой Пантелеймон‎».‎ В прошлом ‎году он участвовал в испытаниях обновленной скоростной «‎Авроры» с двухэтажными вагонами и двумя локомотивами ЭП2К.

Максим — потомственный железнодорожник. Еще его прадед в годы Великой Отечественной войны работал на станции, а дед и отец стали машинистами. «В детстве папа брал меня с собой в поездки в кабину электровоза, и я тоже полюбил эту профессию. Я не представляю себя никем, кроме как машинистом», — отмечает он.

Его путь к мечте начался после девятого класса, в Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта. Уже на третьем курсе Максим прошел первую практику в качестве помощника машиниста. В 23 года стал полноценным машинистом. Успел поработать даже в метро, и, по собственным словам, после этого особенно ценит красоту пейзажей в разную погоду, время суток и сезоны — все, чем можно любоваться на поверхности.

Максиму нравится работать на пассажирских поездах. Им по правилам разрешено ездить быстрее, чем грузовым. Максимальная скорость, до которой Максим разгонялся, — 200 км/ч. Самый длинный состав, управляемый им, насчитывал 20 вагонов. 

 «Самый долгий рейс, в который я отправлялся, был на медицинском поезде „‎Святой Пантелеймон“. Он шел из Москвы в Хабаровск. В пути друг друга по очереди сменяли три бригады», — рассказывает Максим. 

В среднем же поездки занимают три дня. Длинные маршруты, например из Санкт-Петербурга в Адлер, разбивают на небольшие отрезки. По каждому из них поезд проводят разные бригады. Например, Максим и его помощник могут доехать до Москвы, где передадут состав коллегам, а сами отправятся в обратный путь на другом локомотиве. 

Между поездками машинисты отдыхают не менее 16 часов, а затем снова заступают на дежурство. Всего в месяц у специалиста около восьми подобных смен. Важно, что семейному счастью Максима это не мешает. Его жена сама когда-то была проводницей, так что хорошо понимает специфику работы мужа.

Сегодня Максим не только опытный машинист, но и популяризатор железнодорожной профессии. Он активно ведет социальные сети, где знакомит подписчиков с закулисьем железной дороги.

Поезд отправляется: машинисты РЖД отмечают профессиональный праздник
Из личного архива Максима Ладыгина

Сбывшаяся мечта

Роман Новиков из Тулы работает машинистом уже около 15 лет. Сейчас ему 34 года, и он трудится в Дирекции скоростного сообщения. Этот филиал РЖД отвечает за перевозки «Сапсанами»‎ между Москвой и Санкт-Петербургом, а также «Ласточками»‎ в Сочи, между Москвой и Тверью, Иваново, по Московскому центральному кольцу (МЦК). Кроме того, именно к этому филиалу относятся Рускеальский экспресс в Карелии и многие другие туристические поезда. 

Хотя в семье Романа никто не связан с железной дорогой, стать машинистом он твердо решил еще в раннем детстве. «Когда мне было около трех лет, бабушка впервые поехала со мной на поезде в гости к родственникам. Казанский вокзал, мощные электровозы настолько меня впечатлили, что я буквально с первого взгляда влюбился в эту атмосферу», — рассказал он. Мальчик сразу же заявил, что будет водить поезда, и даже годы спустя не рассматривал никакие другие профессии.

После школы Роман окончил в Туле техникум железнодорожного транспорта имени Сафонова и пришел работать помощником машиниста в локомотивное депо Москва-Пассажирская-Курская Московской железной дороги. 

Под руководством опытных наставников молодой человек вырос до машиниста электровоза первого класса. Помимо прочих рейсов, у Романа был и опыт управления скоростными «‎Стрижами»‎, которые курсировали между Москвой и Нижним Новгородом. В Дирекцию скоростного сообщения он перешел в 2019 году. 

Больше всего я люблю свою профессию за разнообразие. Каждая поездка не похожа на другую: погода, время суток и года, расход энергии — отличий в каждом рейсе предостаточно. И поэтому эта работа не только ответственная, но и интеллектуальная, даже творческая

Тогда Роману пришлось сделать своеобразный ‎шаг назад‎: вновь стать помощником машиниста и пройти несколько этапов переобучения и переквалификации. Зато теперь уже несколько лет он в одиночку управляет стремительными «‎Сапсанами»‎.

В своем деле Роман — один из лучших. В 2023 году он получил благодарность от начальника Дирекции скоростного сообщения, а в 2024 году стал серебряным призером регионального этапа Чемпионата профессионалов РЖД в категории «Управление скоростным электропоездом». 

«Больше всего я люблю свою профессию за разнообразие. Каждая поездка не похожа на другую: погода, время суток и года, расход энергии — отличий в каждом рейсе предостаточно. И поэтому эта работа не только ответственная, но и интеллектуальная, даже творческая. Выполнение такого серьезного дела, на которое способен не каждый человек», — отметил Роман. 

Своей любовью к поездам он охотно делится с детьми, участвуя в профориентационных мероприятиях. Во время экскурсий он знакомит с «‎Сапсанами» школьников, студентов профильных техникумов, ‎детей-сирот и ребят из многодетных семей. Сын Романа, которому сейчас около четырех лет, уже хочет пойти по стопам отца и в будущем вместе с ним водить поезда.

Поезд отправляется: машинисты РЖД отмечают профессиональный праздник
Из личного архива Романа Новикова

Главный проект ближайших лет

В 2028 году в России планируют запустить первую в стране высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ). Высокоскоростные поезда нового типа свяжут Москву и Санкт-Петербург, а маршрут пройдет через шесть регионов. Сейчас ‎«‎Сапсаны»‎ двигаются со скоростью максимум 250 км/ч и преодолевают расстояние между двумя столицами примерно‎ за 4 часа. 

Инновационные поезда, которые создадут для ВСМ, смогут разгоняться до 360 км/ч и «‎пролетать» 679 км всего за 2 часа 15 минут. Планируется, что за счет этого поток пассажиров между Москвой и Санкт-Петербургом к 2030 году вырастет до 43,4 млн человек в год, из них 23 млн воспользуются ВСМ.

Инновационные поезда смогут разгоняться до 360 км/ч и «‎пролетать» 679 км всего за 2 часа 15 минут

За разработку инновационных составов отвечает Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта — совместное подразделение РЖД и многоотраслевого холдинга «‎Синара». Производить поезда будут в Свердловской области — на заводе ‎«‎Уральские локомотивы»‎ в‎ Верхней Пышме. Также в выпуске подвижного состава задействуют десятки других предприятий-комплектаторов, более половины из которых находятся в Уральском федеральном округе. 

Сейчас специалисты Инжинирингового центра разрабатывают конструкторскую документацию. Уже известно, что новые поезда планируют оснастить системами машинного зрения и средствами цифрового управления. У составов будет аэродинамическая форма, которая поможет уменьшить сопротивление воздуха при движении. Это позволит поездам стать не только быстрее, но и тише, а также экономичнее расходовать энергию. А для снижения веса детали для основного каркаса будут создавать из алюминиевого сплава.

Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург ведется по нацпроекту «Эффективная транспортная система». После открытия этой железной дороги следующие высокоскоростные ветки могут протянуть из столицы в Екатеринбург, Адлер и Минск.

Подпишитесь на новости национального проекта