
Под надежным крылом: как санитарная авиация в России спасает пациентов
В 2025 году в России отмечают 100 лет с момента зарождения летающей скорой помощи. Для ее развития с учетом современных технологий в 2017 году по инициативе Государственной корпорации Ростех в нашей стране создана Национальная служба санитарной авиации (НССА), эту инициативу поддержал Президент России Владимир Путин.
Всего за восемь лет география авиационных работ НССА увеличилась в 16 раз. Сегодня бесплатную экстренную медицинскую помощь с использованием вертолетов могут получить россияне, проживающие в регионах от Мурманской области до Камчатского края.
О том, как при поддержке нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь» спасают людей, пострадавших в ДТП или получивших серьезные травмы на вершинах вулкана, на корабле в море, — в нашем материале.
Помощь со скоростью в 275 км/ч
НССА эвакуирует пациентов на территории 54 регионов во всех восьми федеральных округах России. Изначально в службе насчитывалось всего восемь воздушных судов, в 2025 году холдинг «Вертолеты России», входящий в Госкорпорацию Ростех, поставил финальную партию авиатранспорта. И сегодня в распоряжении НССА 76 воздушных судов — 38 «Ми-8» и столько же «Ансат».
Вертолет «Ми-8» обладает уникальными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками, что позволяет использовать аппарат практически при любых климатических условиях. Воздушное судно этого типа развивает скорость до 230 км/ч и может летать на расстояния до 1265 км. Именно на «восьмерках» экипажи НССА в основном выполняют санитарные рейсы на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.
Оптимальная конструкция и современное техническое оснащение позволяют «Ми-8» садиться и взлетать даже на неподготовленных площадках. Дополнительное оборудование в виде лебедки помогает проводить эвакуации пострадавших с водной поверхности, например, во время спасательных операций в открытом море. Такой вертолет может перевозить до четырех тяжелобольных пациентов на носилках или до 20 пассажиров с травмами легкой и средней тяжести.

В отличие от «Ми-8», «Ансаты» не столь вместительны, но незаменимы в центральных регионах России, Приволжье, на Кавказе и Урале. Эти легкие машины эффективны в условиях плотной городской застройки и могут садиться даже на маленьком участке в 15×15 метров. За один раз такие вертолеты могут перевозить одного лежачего пациента и медиков на расстояние до 400 км со скоростью до 275 км/ч.
Спасательная команда с опытом
Каждое воздушное судно НССА оснащено всем необходимым медицинским оборудованием для оказания экстренной медицинской помощи. В распоряжении врачей дефибрилляторы, аппараты ЭКГ, искусственной вентиляции легких, средства иммобилизации при травмах, электронная система для дозированного введения лекарственных препаратов. Для перевозки малышей есть кувезы — специальные инкубаторы с автоматической подачей кислорода и поддержкой оптимальной температуры.
Наравне с техническим оснащением не меньше внимания уделяют подбору профессиональных кадров. Сегодня в санитарной авиации работают более 320 пилотов. Большинство из них бывшие военные летчики с уникальным опытом работы. Многие имеют государственные награды.
Спасенная жизнь — это вклад в будущее. Мы гарантируем, что никто не останется один на один с бедой, даже если она застала его в горах, на море или в глухой тайге
«Мастерство летного состава позволяет успешно справляться с самыми сложными задачами, включая эвакуацию пациентов в условиях сложной местности: в горах, с кораблей в открытом море, на трассах, в лесных массивах, а также оперативно действовать в непредвиденных ситуациях», — рассказывает генеральный директор НССА Руслан Голик.
Поддержание летной годности обеспечивают более 200 инженеров, а управление полетами осуществляется через Единый диспетчерский центр НССА.
«Для нас важен каждый санитарный рейс, поэтому успех спасательной операции — результат слаженной работы команды НССА и медиков. Спасенная жизнь — это вклад в будущее. Мы, в свою очередь, гарантируем, что никто не останется один на один с бедой, даже если она застала его в горах, на море или в глухой тайге», — добавляет Голик.
Эвакуация в сжатые сроки
Для авиационной эвакуации врачи оформляют заявку, которую передают в круглосуточный Единый диспетчерский центр НССА. В летнее время в среднем команда НССА готова к вылету после получения заявки от медиков в течение 25 минут. Продолжительность полета зависит от протяженности пути, метеоусловий в регионе, необходимости дозаправки.
В течение всего полета состояние пациента постоянно контролируют медики. Современное медоборудование на борту позволяет перевозить больных в состоянии любой тяжести.
За первое полугодие 2025 года вертолеты санавиации Ростеха провели 4,6 тыс. медицинских эвакуаций, среди пациентов было 845 детей. Всего за 8 лет работы НССА спасено свыше 49 тыс. человек, более 7 тыс. из них — дети.
На море и на суше
Одна из запоминающихся спасательных операций произошла этим летом на Камчатке. Туристу, который повредил ногу во время восхождения на Вилючинский вулкан, потребовалась экстренная медпомощь.
«Наши пилоты совместно с Поисково-спасательным отрядом Камчатского края провели невероятную миссию. Экипаж „Ми-8“ прибыл к склону вулкана и высадил спасательную бригаду на высоте 2100 метров», — рассказывает гендиректор НССА.
Поиск и подготовка пострадавшего заняли полтора часа, но поверхность склона не позволяла полноценно посадить вертолет, чтобы забрать туриста. Пилоты провели ювелирную работу, чтобы удержать машину в воздухе всего в нескольких сантиметрах от земли. Таким образом спасатели смогли поднять на носилках пострадавшего на борт.

Экипажи санитарной авиации регулярно проводят сложнейшие эвакуации с морских судов в акватории Берингова моря. Это требует особого мастерства от пилотов, поскольку вертолет должен зависнуть над кораблем, зачастую в условиях «бокового ветра».
В ходе морских операций спасатели спускаются на борт корабля с помощью лебедочной системы, после чего их поднимают вместе с пострадавшим обратно. При этом пациент может быть лежачим или без сознания. В таком случае спасатели, оставаясь на борту корабля, контролируют подъем пациента при помощи специальных тросов, а ответственность пилотов увеличивается многократно.
НССА сегодня — один из элементов системы здравоохранения. С 2019 года в стране проведено 71,8 тыс. дополнительных вылетов и эвакуировано более 93 тыс. пациентов. Совместно с Минздравом России в рамках реализации нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь» прорабатываются вопросы дальнейшего развития санитарной авиации. Пациентов с тяжелыми патологиями, травмами будут перевозить не только вертолетами, но и самолетами отечественного производства.
Подпишитесь на новости национального проекта