
Первым делом — самолеты: завод «Авиастар-СП» отмечает 45-летний юбилей
Уже 65 лет в нашей стране 15 августа ежегодно отмечают День авиастроителя. Профессиональный праздник объединяет всех специалистов, которые разрабатывают, проектируют и строят не только сами самолеты и вертолеты, но и авиационное оборудование и взлетно-посадочные устройства. В этот день дань уважения отдают всем людям, без которых воздушные суда даже с самым опытным экипажем никогда бы не смогли ни оторваться от земли, ни вернуться из неба невредимыми.
В честь Дня авиастроителя портал национальныепроекты.рф знакомит читателей с заводом «Авиастар-СП», который в 2021 году празднует 45-летний юбилей.
Прошлое
Первый колышек на месте строительства Ульяновского авиационного промышленного комплекса им. Д.Ф. Устинова (УАПК) был вбит 10 июня 1976 года. Генеральным директором предприятия назначили Аполлона Сергеевича Сысцова — главного инженера Ташкентского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова и тогда еще только будущего министра авиационной промышленности СССР.
Даже те, кто никогда не слышал об УАПК, наверняка знают хотя бы один самолет, который собирали в стенах местного авиационного завода
Уникальный транспортник Ан-124 «Руслан», впервые взмывший в небо над Ульяновском осенью 1985 года, и сегодня не имеет полноценных аналогов.
Грузоподъемность этого 69-метрового воздушного богатыря с размахом крыльев 73,3 метра составляет 120 тонн. А одна из современных модификаций этой модели способна поднять все 150 тонн. Чего только не перевозили в «Русланах»: космические аппараты, 109-тонный локомотив, 86-тонные насосы для ликвидации аварии на АЭС в Фукусиме и даже 160-тонный 24-метровый обелиск, который решили вернуть из Рима на историческое место в Эфиопии.

С полной загрузкой такой самолет способен пролететь до 4,8 тыс. км. А в мае 1987 года Ан-124 без посадки и дозаправки за сутки облетел вокруг СССР, преодолев более 20 тыс. км, и установил рекорд беспосадочного перелета по замкнутому маршруту. Рабочие полеты «Русланов» из России в Перу или Венесуэлу — обычное дело.
«Русланы» стали первыми самолетами, которые начали строить на новом производстве на левом берегу Волги. Взлетно-посадочную полосу на испытательном аэродроме завода сделали им под стать, тоже рекордной — 5 км. Даже спустя почти полвека она все еще входит в топ-5 самых длинных в мире. В России же ее превосходит только взлетно-посадочная полоса в подмосковном Жуковском, да и то всего лишь на 400 метров. Сегодня этот аэродром превратился в международный аэропорт Ульяновск-Восточный.
С 1986 года кроме грузовых Ан-124 на заводе начали выпускать и пассажирские Ту-204 — среднемагистральные лайнеры с узким 46-метровым фюзеляжем шириной 3,8 метра, в котором ряды кресел разделяет единственный центральных проход. Они рассчитаны на 215 пассажиров и перелеты до 5,9 тыс. км. Первый из собранных в Ульяновске Ту-204 поднялся в воздух летом 1990 года.
Настоящее
После распада Советского Союза УАПК имени Устинова получил новое имя — «Авиастар», а затем «Авиастар-СП» («Авиастар — самолетное производство»), под которым завод известен сегодня. С годами поменялась и специализация производства.
Различные модификации Ту-204 на заводе собирали до 2016 года, хотя на заводе имени С.П. Горбунова в Казани модель после этого продолжили выпускать. А вот строительство новых самолетов «Руслан» в России с 2003 года прекращено полностью. В Ульяновске только обслуживают и модернизируют существующие самолеты. С 1980-х годов их успели построить 55.

На смену Ту-204 и Ан-124 в ангары «Авиастар-СП» с 2010-х годов пришли тяжелые 46,6-метровые транспортники для межрегиональной перевозки грузов, больных и раненых, а также десантирования военнослужащих, техники и грузов Ил-76МД-90А и разработанные на их основе дозаправщики Ил-78М-90А. Именно Ил-76 используются, например, для тушения лесных пожаров в России и за рубежом.
Также АО «Авиастар-СП» участвует в кооперации по ряду гражданских и транспортных авиационных программ Объединенной авиастроительной корпорации. Например, для покраски и установки салона в Ульяновск с Дальнего Востока страны прилетают новенькие 30-метровые 100-местные региональные пассажирские лайнеры Sukhoi Superjet 100.
Современное производство — залог успеха
Сегодня «Авиастар-СП» является крупнейшим и одним из самых современных самолетостроительных предприятий России. Установленное здесь высококачественное оборудование позволяет производить широкий спектр технологических операций: от штамповки до окончательной сборки и испытаний.
На всех этапах производства, начиная с проектирования, используются цифровые технологии, что позволяет значительно повысить качество изготавливаемой техники за счет применения одного источника информации
Кроме того, это позволяет на 30% сократить время общего цикла изготовления изделий.
Лазерные устройства повышают точность монтажа, а современные стапели, которые легко контролировать и удерживать в нужном положении, обеспечивают идеальное повторение деталей. Итальянская контрольно-измерительная машина автоматически обмеряет контрольные точки деталей и позволяет без кропотливой работы со штангенциркулем проверить соответствие размеров заданным параметрам.

Для испытаний самолетов на «Авиастаре-СП» используют наземные автоматизированные станции контроля. Их подключают к бортовой сети, а дальше они самостоятельно, совсем без участия человека собирают все необходимые данные и проверяют нужные параметры.
«Новое оборудование, фрезерные обрабатывающие центры, прессы для изготовления обшивок и другие современные станки для изготовления деталей по цифровым технологиям появляются на предприятии ежегодно. «Авиастар-СП» вошел в федеральную целевую программу по поддержке оборонного комплекса, в рамках которой государство вкладывает деньги в техническое перевооружение предприятий», — рассказывают на заводе.
Значительно ускорить производство позволил и переход в 2020 году от традиционной стапельной сборки к конвейерному производству — теперь в «Авиастар-СП» могут собирать несколько самолетов параллельно. В соответствии с нацпроектом «Производительность труда» внедряются принципы бережливого производства.
Будущее
Мощности завода позволяют успешно реализовывать крупномасштабные инновационные и производственные проекты. Благодаря этому он считается одним из наиболее перспективных предприятий России в своей отрасли.
«Долгосрочная программа стратегического развития «Авиастар-СП» способна удовлетворить потребности внутреннего авиарынка России в транспортных самолетах», — уверены на производстве.

В «Авиастар-СП» сформировался коллектив высококлассных специалистов разных областей и уникальных профессий, и кадровая служба непрерывно работает над тем, чтобы персонал поддерживал квалификацию. Сотрудникам предприятия предоставляют возможности для обучения, переобучения и приобретения дополнительных компетенций. Действуют программы наставничества, кадрового резерва, сотрудничества с профильными образовательными учреждениями.
«В связи с увеличивающимися объемами производства в ближайшие три года планируется увеличение численности основных производственных рабочих, которые будут задействованы в основном производственном процессе по строительству самолетов», — делятся ближайшими планами в «Авиастаре-СП»
Новые кадры понадобятся заводу в том числе в связи с участием «Авиастара-СП» в кооперации, которая с 2022 года начнет серийное производство легких 24-метровых военно-транспортных самолетов нового поколения Ил-112В и 33-46-метровых среднемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолетов МС-21, рассчитанных на 130–210 пассажиров. В Ульяновске для этих моделей будут изготавливать ряд агрегатов, а финальная сборка будет происходить в Воронеже и в Иркутске.
Чтобы привлечь специалистов, «Авиастар-СП» сотрудничает с Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, а также с профильными учебными заведениями: Ульяновским авиационным колледжем и Ульяновским электромеханическим колледжем.
Подпишитесь на новости национального проекта