Михаил Джапаридзе/ТАСС
Образование

Первая и единственная: как нацпроект борется со второй сменой в школах

Одна из ключевых составляющих нацпроекта «Образование» — масштабная программа государственно-частного партнерства по созданию школ. Еще на этапе проектирования для них используют лучшие инфраструктурные решения, а в классах предусматривают передовое оборудование. Координатором проекта выступает «ПроШкола» — созданная летом 2021 года дочерняя структура ВЭБ.РФ.

В 2022 году первые образовательные учреждения, построенные при поддержке компании, уже распахнули двери. О том, как это удалось сделать так быстро, и возможно ли в России полностью решить проблему обучения во вторую и третью смены, нашему порталу рассказала генеральный директор «ПроШколы» Алиса Денисова.

Правильная среда

«ПроШкола» создает образовательные организации на условиях концессии. Компания покрывает основную часть затрат за счет кредитных средств, а также капитального гранта. При этом она не только несет ответственность за строительство, но и принимает обязательства по эксплуатации здания в последующие десять лет. Взамен инвестор получает возможность использовать помещения школы. К примеру, проведение в них платных кружков и секций помогает возместить вложенные средства.

«Но основная цель, в любом случае, не извлечь прибыль, а создать безопасные, комфортные школы, среду, которая позволит выйти на новый уровень обучения, — подчеркивает Алиса Денисова. — В том числе это достигается за счет качества дополнительного образования и суперсовременного оснащения школ, где все продумано до мелочей. Правильно созданная среда уже диктует нестандартный, креативный подход к учебе».

Примером, как все это реализуется на практике, может служить школа «Территория успеха», которую перед Новым годом открыли в Белгороде в микрорайоне Новосадовый-41. Образовательный комплекс рассчитан на 1 тыс. детей. Площадь главного трехэтажного здания составляет около 17 тыс. кв. м, а школьные владения занимают почти 4 га.

В хорошую погоду заниматься можно будет не только в помещениях, но и на свежем воздухе. Пространства для проведения уроков разместили, например, на крыше школы.

«Зеленые классы» есть и на территории: столы и скамейки расположили под навесами. Кроме того, на «Территории успеха» есть автогородок, где школьники изучают Правила дорожного движения.

Для занятий физкультурой, конечно же, обустроили спортивные и игровые площадки, а также большой стадион. Три зала (один из них хореографический) дополняет крытый 25-метровый бассейн с мембранным покрытием. Как ожидается, школа станет центром притяжения и социального развития всего района, где пока остро не хватает досуговой и спортивной инфраструктуры. Учиться и проводить время на «Территории успеха» комфортно смогут, в том числе, люди с ограниченными возможностями здоровья — здесь для них созданы все необходимые условия.

Первая и единственная: как нацпроект борется со второй сменой в школах
Донат Сорокин/ТАСС

Без лишних проволочек

Школа в Новосадовом-41 — одна из семи, которые ввели в эксплуатацию в Бурятии и Белгородской области при поддержке «ПроШколы» в 2022 году. В общей сложности в новых классах смогут учиться 2,7 тыс. ребят. Проектирование и строительство этих образовательных комплексов заняло всего год.

Суммарно при поддержке «ПроШколы» ведется подготовка и реализация 68 концессий. Они позволят создать 70 школ в 26 регионах, рассчитанных на более чем 63 тыс. учеников. Сейчас подписаны уже 58 соглашений на 60 образовательных учреждений.

Строительство объектов по концессионному соглашению с «ПроШколой» идет быстрее по двум причинам. Во-первых, по ним не нужно проводить публичные процедуры, которые обычно предусмотрены федеральным законодательством и занимают до трех месяцев. Во-вторых, ускорению процесса способствует грамотная организация внутренних процедур "ПроШколы".Так, проектирование и строительство заказываются одному и тому же исполнителю. А необходимые закупочные процедуры проводят параллельно с заключением концессии.

На этапе проектирования

Цикл комплектации школ сильно изменился по срокам за последние годы. Сначала пандемия значительно повлияла на логистические цепочки, затем уже локально в России возникла необходимость срочного импортозамещения.

«Во многих типовых проектах использовалось зарубежное оборудование. Особенно это касалось инженерных систем. Нам пришлось вместе с проектными институтами, подрядными организациями быстро менять оборудование на аналоги. В частности, лифтовое хозяйство, вентиляцию, котлы для систем отопления, — вспоминает наша собеседница. — Здесь нужно отдать должное и подрядным организациям, и российскому машиностроению, и вообще промышленности, которые достаточно быстро смогли поставить все в нужные сроки».

Поскольку риски по этим типам оборудования сохраняются, «ПроШкола» уже сейчас обсуждает с профильными предприятиями производственные программы на ближайшие два года. Число компаний, выпускающих лифты и вентиляционное оснащения, ограничено, и им важно планировать свою работу. Многие комплектующие и элементы раньше завозились из разных стран, в том числе, например, Германии и США. Теперь их постепенно заменяют на отечественные аналоги. Мебель же закупают у местных производителей или крупных заводов-изготовителей.

«Школа еще не спроектирована до конца, еще только возводится, а мы уже заранее бронируем изготовление всего необходимого, продумываем логистические маршруты, чтобы к моменту, когда она будет построена, оснастить ее под ключ», — говорит Алиса Денисова.

Урбанизация и дефицит мест в школах

По мнению эксперта, текущей программы создания новых и ремонта существующих школ недостаточно, чтобы все дети могли учиться не в переполненных классах и только в первую смену. Об этом свидетельствуют и демографическая статистика, и фактическая загруженность образовательных учреждений в крупных городах.

«Сейчас видна потребность еще примерно в 150 объектах образования, на которые есть конкретные заявки субъектов»,

В первую очередь эксперт связывает дефицит с продолжающейся и набирающей обороты урбанизацией. В крупных городах строятся миллионы квадратов жилья, в которое люди переезжают, в том числе, из деревень и сел. Ответом на этот процесс должно стать создание социальной инфраструктуры нового качества.

«Разработанная в феврале 2021 года новая субсидия по нацпроекту «Образование», так называемая демографическая, значимо влияет на создание социальной инфраструктуры. Раньше за два года в среднем строилось по 80-90 школ. Сейчас мы говорим о том, что за ближайшую двухлетку появится еще 300. Хотя, вероятно, в следующую пятилетку и останется потребность, которую нужно будет закрывать похожими механизмами. Возможно, также с привлечением бюджетных источников», — считает Алиса Денисова.

Чтобы разработать дальнейшую стратегию, по итогам 2024 года в стране потребуется провести новые социально-демографические срезы. Это позволит проанализировать, как усилия последних лет по строительству и ремонту образовательных учреждений повлияли на загрузку школьной сети.

Но все это в будущем. А пока «ПроШкола» продолжает развиваться и охватывать новые регионы. В 2023 году планируется ввести в эксплуатацию 21 школу в восьми субъектах РФ. Сейчас компания работает над объектами, которые в соответствии с критериями предоставления госсубсидий отбирало Минпросвещения страны. Помимо этого, видя, как регионы все больше интересуются концессионными соглашениями, к весне «ПроШкола» планирует запустить собственный конкурс проектов из числа ранее отобранных министерством по базовой субсидии на 2023-2024 годы.

Первая и единственная: как нацпроект борется со второй сменой в школах
Сергей Фадеичев/ТАСС

Прощай, третья смена!

Хотя о полном решении проблемы дефицита школ говорить пока рано, на пути к этому достигнуты ощутимые успехи. Так, согласно предварительным оценкам экспертов, уже в этом году в России удастся полностью отказаться от проведения занятий в три смены.

«Для нас особенно важно, что «ПроШкола» является ключевым драйвером этого процесса в Республике Бурятия. Там мы за счет внебюджетных источников и новой «демографической» программы строим десять объектов. В других регионах благодаря нацпроекту «Образование» тоже есть динамика», — отмечает собеседница.

Что касается учебы во вторую смену, то, по оценкам эксперта, в ближайшие два года от нее еще не удастся отказаться полностью. Как ожидается, эта практика будет сохраняться в крупных городских агломерациях. Но положительная динамика есть и в этом вопросе. По оценке Алисы Денисовой, доля школ, где вынуждены применять такой подход, снизится относительно текущего значения примерно на 30%.

Узнать больше обо всех возможностях нацпроекта «Образование» можно по ссылке.

Подпишитесь на новости национального проекта