
Отечественные технологии: вантовый мост через Оку на М-12 сдадут к осени
Движение по строящейся трассе М-12 от Москвы до Арзамаса готовятся открыть в начале сентября. Одно из условий для этого — завершение строительства вантового моста через Оку. Он расположен на границе Владимирской и Нижегородской областей. Общая длина переправы в этом месте — почти 1,4 км. Дорожное полотно поддерживают 17 опор. Два берега реки соединились в конце апреля, когда рабочие замкнули центральный пролет моста длиной около 250 м. Монтаж металлоконструкций на этом полностью завершили.
Особый повод для гордости — рекордные сроки возведения моста. Он создан всего за 2,5 года. Так быстро в нашей стране еще не удавалось реализовать ни один подобный проект. К тому же объект стал настоящим испытательным полигоном для отечественных технологий.
Переправа через Оку — единственный вантовый мост на участке от Москвы до Казани трассы М-12 и одно из крупнейших искусственных сооружений на этой магистрали. При этом для реализации проекта на 90% использовали отечественные материалы. К весне не успели заместить только импортные вантовые канаты.
Ударные темпы строительства моста через Оку
Первую пробную балку для моста выпустили в июле 2021 года. Ее отлили на цементобетонном заводе, который специально для этого развернули неподалеку. Благодаря этому качественный материал для масштабной стройки поступал максимально оперативно.
Работу над мостом не прекращали даже в холодный период. Так, одним из важных эпизодов строительства стала работа промышленных водолазов. В прошлом году они заблаговременно, еще подо льдом и до весеннего подъема воды, обследовали дно у опор и проверили герметичность ограждения котлована опор. Там, где были обнаружены протечки, их устранили с помощью подводной сварки, а наиболее сложные места дополнительно усилили накладками из металлических труб. Благодаря подобному контролю котлован, основание которого на 7 м ниже уровня дна реки, в дальнейшем выдержал паводок и ледоход.
Первую пару вант установили в октябре 2022 года. Всего на мосту их по 17 с каждой стороны
Первую пару вант установили в октябре 2022 года. Всего на мосту через Оку их по 17 с каждой стороны. Длина тросов варьируется от 39,2 до 130,6 м.
Оборудование и программное обеспечение, использовавшиеся для монтажа, полностью российского производства. А сама вантовая система отечественная пока что наполовину. Но благодаря деятельности рабочей группы, в которую вошли «Автодор», «Северсталь», «Газпромнефть-БМ» и «Сибур Холдинг», уже следующие проекты большепролетных мостов такого типа будут оснащать системами, полностью произведенными в нашей стране.
Увидеть, запомнить, использовать
Весной этого года изучить опыт возведения вантового моста через Оку смогли студенты и преподаватели Института путей, строительства и сооружений Российского университета транспорта. Будущих инженеров пригласили на технологическую экскурсию, а также на семинары в штабе четвертого этапа прокладки М-12.
Гости узнали о современных технологиях, применяемых на подобных объектах. Например, использование метода скользящей опалубки при создании опор, к которым крепятся ванты, позволило вести бетонирование непрерывно, высокоточно и особенно качественно. Пилоны высотой 80 м удалось возвести примерно за четыре с половиной месяца вместо девяти. А общий срок строительства моста за счет этого сократился примерно на полгода. Молодым специалистам также рассказали об организации строительного контроля и взаимодействии всех участников крупного инфраструктурного проекта.
Еще одна тема для обсуждения — художественная подсветка моста и его общий облик. При разработке проекта петербургские архитекторы уделили этому аспекту много внимания. Как и другие подобные объекты, мост через Оку станет достопримечательностью в своем регионе, а потому было важно, чтобы переправа была не только надежной, но и эстетичной.

Маленький фрагмент глобального проекта
Несмотря на то что центральный пролет моста уже замкнули, полное завершение его строительства еще впереди. Оно запланировано на 9 сентября — с опережением графика на десять месяцев. Первый слой асфальтобетона планируется уложить к концу июня. Пока по мосту открыт только технологический проезд.
Как ожидается, пропускная способность переправы составит до 40 тыс. автомобилей в сутки. За первый год ей воспользуются 15–18 тыс. транспортных средств. Примерно в то же время откроется сквозной проезд на 403-м и 810-м километрах М-12 от Москвы до Арзамаса. Сдать оставшийся участок между Арзамасом и Казанью можно будет, когда закончится строительство двух других мостов — через Суру и Волгу. Планируется, что все работы завершат до конца нынешнего года.
Планируется, что все работы по строительству моста завершат до конца нынешнего года
Когда строительство всей новой скоростной трассы М-12 полностью закончится, она свяжет 17 крупнейших региональных центров. Время в пути от Москвы до Казани станет почти вдвое быстрее, чем по существующей автодороге М-7 «Волга». Попасть в Татарстан или в столицу России можно будет всего за 6,5 часа вместо 12, как сейчас.
Выиграют от появления М-12 и жители населенных пунктов, через которые уменьшится транзитный трафик. Вместе с тем увеличение грузового потока позволит развивать экономический потенциал агломераций, которые окажутся в зоне тяготения новой трассы.
В будущем из Казани автомагистраль М-12 продолжат строить в сторону Екатеринбурга, Тюмени и Челябинска. В перспективе эта дорога, получившая имя «Восток», также станет частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай».
Напомним, что строительство М-12 ведется благодаря национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», инициированному президентом РФ Владимиром Путиным. Этот нацпроект также связан с развитием отечественных морских портов, региональных воздушных гаваней и железнодорожной сети.
Подпишитесь на новости национального проекта