
От генетики до беспилотников: как в России готовят кадры для агропрома
В учебных заведениях сельскохозяйственного профиля сегодня учатся 264 тысячи студентов. Больше трети из них — или 79 тысяч человек — поступили в прошлом году. К 2030 году целевой прием в аграрных вузах вырастет до 70%. Это поможет решить кадровый вопрос в АПК и укомплектовать профильные предприятия сотрудниками на 95%.
Специалистов для агропромышленного комплекса (АПК) готовят при поддержке национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», который реализуется по решению Президента.
Рассказываем, как организована подготовка будущих аграриев начиная со школьной скамьи.
Первое погружение в сельскую жизнь
В этом году в России откроются около 600 агротехнологических классов, а к 2030-му их планируется создать почти 18 тысяч. Это позволит начать изучение передовых технологий в сельском хозяйстве еще до поступления в профильный колледж или вуз.
Агротехклассы оснащены необходимым оборудованием, чтобы школьники могли углубленно изучать предметы аграрного профиля, проводить лабораторные исследования и принимать участие в практических занятиях.
Школьники могут попробовать себя в аграрной отрасли и сделать первые шаги в профессии благодаря тому, что агротехклассы сотрудничают с высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями, а также с предприятиями АПК.
Кстати, по нацпроекту компенсировать часть затрат на создание и оснащение могут представители бизнеса, поскольку речь идет о подготовке будущих кадров и для них.
К примеру, в городе Павлово Нижегородской области агротехнологический класс «Аграрии» открыли в школе № 7 при поддержке группы компаний «Русское поле». Учебный кабинет оборудован исследовательской лабораторией, в которой находятся гидропонная и аэропонная установки, а также умная теплица.
В этом году в России откроются около 600 агротехнологических классов, а к 2030 году их планируется создать почти 18 тысяч
«Когда мы собрали теплицу, то все функции — полив, проветривание — осуществляли вручную, но потом мы сделали ее умной — запрограммировали. Теперь можно все делать с помощью ноутбука. Только после появления этой теплицы я заинтересовалась сельским хозяйством. В дальнейшем планирую связать жизнь с этой отраслью», — призналась ученица агротехкласса Наталья Горшкова.
Как отмечает руководитель агротехнологического класса, учитель биологии Анна Кондратьева, агротехкласс — это хорошая возможность для учеников перейти от теории, которую они получают на базовых школьных уроках, к практике.
«У каждого из ребят открываются новые возможности. Агрокласс — это не только для тех, кто увлечен биологией или химией. Здесь могут найти себя и те, кто любит математику и другие предметы. У нас есть три направления в зависимости от возраста ученика: 5-6-й классы — введение в агрообразование, 7–8-й классы — введение в агротехнологии, старшие классы — введение в агробизнес», — рассказала Анна Кондратьева.
Чтобы записаться в агротехкласс, нужно обратиться в администрацию школы. Если такой класс уже есть, ребенка могут перевести в него или предложить индивидуальный план обучения, включающий предметы аграрной направленности. Если школа еще не присоединились к проекту, можно выступить с инициативой по созданию агротехнологического класса, в свою очередь, школа вправе обратиться за консультацией в региональный орган управления АПК.

Ближе к практике
По окончании школы получить востребованную профессию и начать карьеру в АПК можно в профильных колледжах и вузах. Один из них — Колледж агропромышленных технологий Алтайского государственного аграрного университета (ГАУ). В нем готовят агрономов, ветеринарных фельдшеров, техников-механиков. Учебное заведение принимает участие в программе «Профессионалитет».
Обучение в ней ориентировано на практику, а образовательные программы разработаны совместно с работодателями. 25 лабораторий оснащены современным оборудованием, включая измерительные приборы, тренажеры, симуляторы. Рабочие зоны максимально похожие на реальные, где студенты тренируются, прежде чем отправиться на производственную практику. На базе работодателей-партнеров будущие аграрии проходят не только практику и стажировки, но и могут заниматься на профессиональных модулях.
«В ходе освоения образовательной программы студенты получают две рабочих профессии по своей специальности, что повышает их востребованность на рынке труда. Обучение строится на тесном взаимодействии с предприятиями-партнерами, что гарантирует актуальность получаемых знаний и навыков. Кроме того, у студентов есть возможность продолжить обучение по программам высшего образования в Алтайском ГАУ», — объяснил директор Колледжа агропромышленных технологий Алтайского ГАУ Михаил Савин.
Аграрное образование меняется столь же динамично, как и отрасль АПК в целом
В Ставропольском государственном аграрном университете (СтГАУ) готовят специалистов по 42 направлениям и специальностям. В их числе — «агрономия», «генетика и селекция растений», «разведение, селекция и генетика животных», «плодоводство, овощеводство и виноградарство», «технические системы в агробизнесе». Развитая материально-техническая база университета позволяет учиться и заниматься наукой — от генетики и инженерии до экономических исследований. В вузе также открыт учебно-технический центр «Беспилотная авиация в АПК».
По словам проректора по учебной работе СтГАУ Игоря Склярова, в последние годы популярность аграрного образования растет: по результатам приемной кампании 2024 года, число поступивших выросло на 23% по сравнению с 2023 годом, и в 2,7 раза по сравнению с 2020-м.

«Аграрное образование меняется столь же динамично, как и отрасль АПК в целом: генетика и селекция, беспилотные летательные аппараты и роботизация, цифровые сервисы и ГИС-технологии — реальность агропромышленного комплекса России и мира. Ставропольский государственный аграрный университет, являясь одним из лидеров аграрного образования, транслирует современные технологические подходы в образовательных программах в тесной кооперации с бизнесом, формируя новый образ специалиста АПК и внося вклад в повышение привлекательности одной из ключевых отраслей экономики и безопасности нашей страны», — заявил проректор по учебной работе СтГАУ Игорь Скляров.
А мы напоминаем, что основная задача национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» — развитие агропромышленного комплекса России и его технологической независимости, а также обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. Для этого в школах создают агротехнологические классы и оснащают их необходимым оборудованием. Учителя и преподаватели аграрных вузов, участвующие в разработке ключевых проектов для АПК, получают дополнительные выплаты, им также помогают приобрести жилье.
Подпишитесь на новости национального проекта