
От беспилотников до нового мессенджера: как дети и взрослые покоряют сферу IT
Запрограммировать робота, управлять беспилотником, а может, создать целый IT-проект? Школьники и студенты, преподаватели и ученые, бизнесмены и госслужащие учатся новым IT-компетенциям благодаря нацпроекту «Цифровая экономика». Какие новые навыки получают дети и взрослые, читайте в материале портала.
Беспилотники и чат-боты
В марте в школах по всей стране прошел очередной «Урок цифры». Занятия помогли подросткам сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями, а учителям — освоить новые практики преподавания. Дети и взрослые могли прокачать свои навыки в сфере беспилотного транспорта. В мероприятии участвовали зампредседателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина, директор департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ Павел Кузьмин и другие.
«Мы понимаем, что скоро беспилотники будут не только коммерческие, но и станут частью нашей обыденной жизни. Особый экспериментальный правовой режим позволит продолжить тестирование без пилота. Мы сейчас ездили, и перед нами припарковался водитель. Он, не посмотрев, открыл дверь. Беспилотник остановился, подождал, пока беспечный водитель отойдет, и продолжил движение только после этого», — сказал тогда вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

А ученики 9-х и 10-х классов из Ханты-Мансийского АО — Югры осваивают основы промышленного программирования, обучаясь на втором курсе бесплатного образовательного IT-проекта «Яндекс.Лицей». Ребята разрабатывают IT-проекты на языке Python, решают прикладные задачи, создают приложения с графическим интерфейсом и разными библиотеками. Ученики попробовали себя в творческих проектах: разработке чат-ботов, мобильных квестов, игр. Так, например, Евгений Владзиевский готовит проект нового мессенджера, а Дарья Мартюшова разрабатывает редактор фотографий.
Проректор по «цифре»
Технологии настолько плотно вошли в нашу жизнь, что в вузах даже появилась должность, которая называется «цифровой проректор». Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ввел ее в числе первых в стране, должность появилась с начала года. Также в вузе появилось инновационное структурное подразделение — департамент цифрового развития.
«Вуз давно живет «цифрой». Мы развиваем все знаковые направления цифровой трансформации. В этом году создали департамент цифрового развития, который будет заниматься проектной работой, внедрением современных образовательных технологий, ввели должность проректора по цифровизации. Главным по «цифре» стал доктор экономических наук, профессор Владимир Крюков. Он более 20 лет занимается процессами информатизации и цифровизации вуза, является автором уникальной концепции «Электронный кампус университета», — рассказала ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева.
А в Москве Центр подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления РАНХиГС запустил открытый курс по основам цифровой трансформации, проектного управления и сквозным технологиям для госслужащих, научного и образовательного сообщества и бизнеса. Новая программа доступна для всех желающих на платформе Stepik.
«Первый открытый курс Центра привлек более 19 тыс. желающих и вошел в топ-20 самых популярных программ на платформе Stepik. Важную роль сыграл массовый интерес к онлайн-форматам образования. Как минимум 19% граждан, согласно исследованию центра и Google, отмечают, что обучение цифровым компетенциям поможет улучшить карьерные перспективы и преодолеть экономические последствия пандемии», — рассказала директор центра подготовки руководителей цифровой трансформации вуза Ксения Ткачева.
Открытый образовательный проект центра доступен для слушателей независимо от сферы деятельности. В 2020 году наибольший интерес он вызвал у госслужащих, представителей системы образования и IT-бизнеса.
Цифровые сертификаты
Чтобы сменить профессию и стать цифровым специалистом, люди все чаще выбирают программы дополнительного образования в сфере маркетинга, дизайна и программирования. В 2020 году более 39 тыс. жителей 48 регионов России бесплатно получили допобразование по различным направлениям цифровой экономики. Сертификаты на обучение им выдали благодаря нацпроекту «Цифровая экономика». Оператором выступил Университет 2035.
По сравнению с пилотным запуском 2019 года, в 2020-м удалось привлечь в 10 раз больше регионов, обучить в семь раз больше людей, предложив им в четыре раза больше образовательных программ. Участвовать в них могли совершеннолетние, еще не достигшие пенсионного возраста граждане с дипломом о среднем профессиональном или высшем образовании.
Конкурс на сертификаты составил три человека на место. Почти 10% получателей сертификатов проживают в Татарстане — 3517 человек. Также в топ-10 по числу тех, кто участвовал в проекте, вошли Нижегородская область — 2693 человека, Башкортостан — 2648, Ростовская область — 2440, Ивановская область — 1384, Ставропольский край — 1275, Удмуртская Республика — 1223, Алтайский край — 1190, Калининградская область — 1159 и Пермский край — 1150 человек.
Самому молодому участнику — 18 лет, старшему — 63 года. 90% обучившихся имеют диплом о высшем образовании и 10% — о среднем профессиональном. Специальности у них самые различные: от руководителей предприятий до мастеров маникюра.

Обладатели сертификатов могли выбрать одну из 400 программ в каталоге Университета 2035, подготовленных 109 образовательными организациями из 36 регионов. При этом курсы, которые были рассчитаны как на новичков, так и на продвинутых слушателей, охватили 22 направления: искусственный интеллект, программирование, кибербезопасность, большие данные, цифровой маркетинг, дизайн и другие.
В 2021 году планируют переобучить минимум 35 тыс. человек, а до конца 2024 года — более 180 тыс. человек.
«Программа персональных цифровых сертификатов — это самая масштабная государственная программа, по которой люди могут бесплатно повысить квалификацию или переобучиться в цифровой сфере на программах как от государственных вузов, так и от частных edtech-компаний. Необходимость такого проекта объясняется как высокой востребованностью так называемых профессий цифровой экономики, так и большим числом незакрытых вакансий в IТ-сфере, в которой уровень зарплат является одним из самых высоких по стране. На первом месте в рейтинге летчики и капитаны судов, а на втором — айтишники. Java-разработчики могут претендовать на зарплату от 160 тыс. до 400 тыс. рублей. Также в топ специальностей входят data-аналитики с зарплатой на рынке до 250 тыс.», — сказал и.о. директора департамента развития социальной сферы Минэкономразвития Святослав Сорокин.
Самыми популярными в 2020 году стал цифровой маркетинг и медиа — такие программы выбрали 10,6 тыс. человек. Продолжительность образовательных программ составляла до 72 академических часов.
Старт программы в 2021 году запланирован на первое полугодие. За счет мер поддержки планируют переобучить минимум 35 тыс. человек, а до конца 2024 года — более 180 тыс. человек.
«Планируется вовлечь все 85 регионов РФ, будут расширены направления обучения, увеличится длительность программ, повысится качество обучения, в том числе за счет внедрения входной диагностики и независимой оценки компетенций учащихся. Главным нововведением станет возможность софинансирования обучения со стороны самих граждан и работодателей», — рассказал управляющий директор центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 Олег Подольский.
Алена Шаповалова
Подпишитесь на новости национального проекта