
От античной колонны до скифских подвесок: как возрождают славу крымских сувениров
Крымский центр народных художественных промыслов и ремесел подготовил более тысячи умельцев в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Популярные сувениры, которые туристы увозят в память об отдыхе на крымском побережье Черного моря, все чаще дело рук выпускников центра — важного учебного комплекса по подготовке специалистов, создающих такие изделия. Их увозят из Крыма в США, Европу и другие страны мира.
Корреспондент портала национальныепроекты.рф побывал в центре народных ремесел и выяснил, как изготовить кожаный еженедельник, сумочку или вылепить глиняный сервиз.
В поисках крымского стиля
Одна из инициаторов создания центра — мастер художественного творчества Екатерина Викторова около двух лет возглавляла Ремесленную палату Крыма. Главной задачей, по ее словам, была попытка собрать под одной крышей специалистов в разных областях творчества.
«Мы хотели собрать вместе всех наших коллег, а также тех, кто только начинает свой путь в творчестве. Главной задачей ставили и ставим перед собой выработку оригинального крымского сувенирного стиля», — рассказала она.
Викторова — кожевенник, работает в сфере народных ремесел более 20 лет. Окончила в Симферополе художественные школу и училище, а во Львове — известную в Европе академию искусств, работала в художественном фонде Крыма, а также в Польше и Москве. Ее клиентура давно за пределами Крымского полуострова — это постоянные заказчики, которые доверяют мастеру.

Сергей Павлив/ТАСС
Она создает авторские женские сумки, чехлы для телефонов, кошельки и другие аксессуары из кожи. Работает дома. В центр приходит не только пообщаться и передать свой опыт, но и изготовить мастер-модели своих будущих работ.
Екатерина сидит за верстаком и выпиливает небольшую, размером чуть более спичечного коробка, пластмассовую форму синего цвета. Так она создает прообраз будущего авторского брелока на созданную ею сумочку.
О том, что же такое «крымский стиль», мастер говорит, что его поиск ведется несколько десятилетий.
«Мне кажется, что крымский стиль — это возможность туристов из разных стран приезжать к нам на полуостров, любоваться его красотами и увозить с собой эти впечатления, выполненные крымскими мастерами. Начальная площадка для этого создана», — считает она.
Передать творческие навыки
Учебный комплекс художественных промыслов — первый и пока единственный в Крыму, его еще называют центром притяжения мастеров, говорит его директор Павел Ермоленко. Комплекс появился в 2017 году — тогда ремесленники обратились к органам власти, обосновав необходимость создания такой площадки, и министерство экономического развития Крыма пошло навстречу. Было закуплено около 50 станков, в том числе и высокоточное оборудование, на сумму свыше 10 млн рублей. Позднее центр вошел в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Сергей Павлив/ТАСС
Помещение почти в центре Симферополя не превышает 100 кв. м, но каждый сантиметр пространства продуктивен и функционален: работают швейные станки, за верстаками сидят мастера, которые паяют, зачищают фигурки. В нем царят полная тишина и доброе отношение друг к другу. Старшие не смотрят сверху на младших. Здесь оценивают мастерство, а не возраст. Хотя мастер-классы признанных мастеров идут на ура.
Центр дает возможность уже действующим предпринимателям приходить и использовать оборудование, которое здесь находится. «Не каждый может купить себе за 400 тыс. или 2 млн рублей, к примеру, оборудование, а еще и повысить свой уровень. Это очень важный посыл для людей, которые хотят заниматься предпринимательством», — отмечает председатель комитета по туризму, курортам и спорту Государственного совета Республики Крым Алексей Черняк.
Город мастеров
Мы входим в небольшое помещение, где тихо работают два прибора. У одного из них в верхней части закреплено много разноцветных катушек с нитками. Станок по заданной программе сам вышивает какое-то изображение.
«Это вышивальная машина, она единственная такая в Крыму. С ее помощью можно вышивать любые изображения, в том числе и выполнять золотое шитье», — рассказывает Татьяна Рожкова, главный инженер центра.
Она демонстрирует и работу 3D-принтера, на котором мастера могут выполнить любую заданную фигурку. Сейчас здесь изготавливается модель черепашки по созданному мастером эскизу. Чтобы запустить ее в «печать», достаточно вставить флешку в принтер. Сама фигурка черепашки небольших размеров, на нее уходит примерно 12 г пластика и около двух часов. Это мастер-модель будущего сувенира.

Сергей Павлив/ТАСС
Инструмент гончара
Ермоленко не только директор, он и гончарных дел мастер. Выпустил уже несколько десятков учеников, которые прошли обучение в центре. Рассказывает, что в Крыму гончарное ремесло очень широко распространено. Но специальной глины для производства здесь нет, ее закупают в Москве или Санкт-Петербурге.
«То есть я не могу, например, пойти и накопать глину где угодно и потом из нее делать сувениры?» — спрашиваю его.
«Можете, но мастера такую глину используют в небольших количествах, — говорит Ермоленко. — Глина, которую накопали, и глина, из которой лепят, — это разные вещи. Она должна пройти процесс очистки. Примерно из 30 кг обычной глины после обработки и процеживания останется не более 0,5 кг, которые можно применять в лепке».

Сергей Павлив/ТАСС
Конкурс гончарного мастерства стал уже традиционным в Крыму. Его проводят среди как начинающих, так и маститых гончаров. Главный приз — гончарный круг. Он достаточно дорогой. Цена колеблется от 30 тыс. до 80 тыс. рублей. «Это для гончаров инструмент, которым они зарабатывают», — подчеркивает директор.
Было бы желание
«Кого больше приходит в центр: мужчин или женщин?» — задаю вопрос Леониду Медведику. Он мастер-ювелир и проводит первые занятия по своей специальности. В его группе пять женщин, они знакомятся с инструментами и технологией отлива статуэток и барельефов.«Этот курс у меня получился сугубо женский, но осваивать ювелирное дело приходят и мужчины. Каких-то гендерных предпочтений нет. Легче адаптируются имеющие базовое техническое образование. Но даже многие технари не представляют себе, насколько это сложная и кропотливая работа», — отмечает Медведик.

Сергей Павлив/ТАСС
«Сколько проходит от вводного занятия до первого изделия, скажем, колечка с закрепленным на нем камнем?» — спрашиваю мастера. «Примерно восемь часов. Два занятия. Главное, чтобы были и желание, и стремление, и интерес к новой профессии», — отвечает он.
Медведику 30 лет, с детства занимался резьбой по дереву в мастерской отца, известного крымского скульптора. Леонид разработал свой бренд Medvedik Art, производит женские кольца, серьги, браслеты, изготовленные со вставками из прикорневой структуры клена. Деревянные вставки специально обрабатываются и шлифуются. Он говорит, что пандемия сказалась на работе, но ситуация постепенно выровнялась.
«Честно скажу, у нас производство упало ниже нуля, как говорится. Но благодаря притоку туристов в июле из других регионов у нас ситуация выровнялась. Особо помогли продажи в интернете. Трудно было, но справились», — говорит Медведик.
Сергей Павлив
Подпишитесь на новости национального проекта