Личный архив Олега Кивокурцева

Как предприниматель Олег Кивокурцев и его партнеры вывели роботов из Перми

Еще недавно это казалось фантастикой, но сегодня уже вовсю используются сервисные роботы, помогающие человеку в быту и офисе. Крупнейший производитель такой техники в Северной и Восточной Европе — компания Promobot из Перми. Основанная в 2013 году и тогда же в одном из гаражей города сделавшая своего первого робота с манипуляторами, колесами и датчиками препятствий, пермская компания выпустила четыре версии «промобота», прежде чем в прошлом году представить первого человекоподобного дроида-компаньона Антона, умеющего читать новости, как телеведущий. В июле 2020 года дроид с женским лицом начал работу в пермском многофункциональном центре, где он принимает документы посетителей, сканирует документы и формирует заявления на услуги. Promobot продолжает работу в области мехатроники, искусственного интеллекта и нейросетей, автономной навигации, распознавания речи, создания искусственной кожи и мышц. Одним из главных точек приложения усилий компании стало продвижение российской продукции на западные рынки.

«Мы живем в удивительное время, — говорит сооснователь и директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев. — Еще лет двадцать назад, чтобы наладить экспорт, надо было ехать в страну, открывать офис и на месте искать партнеров. Сейчас порой достаточно компьютера и высокоскоростного интернета, чтобы найти новые страны сбыта».

Первой страной промышленного экспорта для пермской компании стала Испания, где к этим роботам приценивались с 2014 года. «Тогда наш продукт показался сырым. В 2015 году представили продукт на порядок выше уровня и сразу же заключили контракт на поставку», — вспоминает Кивокурцев.

В том же году Promobot стал резидентом «Сколково» и начал получать господдержку. В компании признаются, что одним из эффективных инструментом продвижения продукции за рубежом стали тематические выставки — помощь предпринимателям по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт».

«Это быстрый контакт между потребителем и производителем. Многие государственные организации собирают делегации на главные мировые выставки и предлагают участие на льготных условиях. И в этой ситуации помощь государства оказалась очень важна для таких компаний, как наша», — говорит Кивокурцев.

В Promobot считают наиболее перспективным для своей продукции рынком ближневосточные государства. «Они готовы покупать, ключевыми требованиями являются наличие арабского языка и доступная цена», — поясняет он. Самым сложным, по мнению менеджера, является рынок США. «Несмотря на высокую покупательскую способность, расположенность рынка к технологиям, оказывается, что там административные барьеры становятся серьезной преградой для иностранных поставщиков», — разъясняет Олег Кивокурцев.

Впрочем, в Promobot дают коллегам совет не бояться выводить свои товары на экспорт. «Многие опасаются, что технологические компании не имеют никаких шансов быть эффективными на глобальных рынках, поскольку китайцы могут сделать быстрее и дешевле. Это не так. Сейчас можем составить Китаю серьезную конкуренцию», — уверен Кивокурцев.

Подпишитесь на новости национального проекта