Виталий Тимкив/РИА Новости

Окрыленные делом: как развивается отрасль БАС на Дальнем Востоке

Сегодня 21 компания производит беспилотные летательные аппараты на Дальнем Востоке при поддержке национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Дроны активно используются в строительстве, сельском хозяйстве, геологоразведке и других сферах. Этому, в частности, способствуют созданные на Дальнем Востоке специальные экономические режимы — территории опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ).

Рассказываем, как беспилотники нашли широкое применение на Дальнем Востоке.

Полет с господдержкой

По национальному проекту «Беспилотные авиационные системы» сейчас действует целый комплекс мер для развития индустрии БАС. Так, разработчики дронов могут получить грант в размере до 100 млн рублей на оформление конструкторской документации или 250 млн рублей на сертификацию нового беспилотного аппарата.

Компании могут приобрести в лизинг российские беспилотники по льготной ставке. В свою очередь, продавцы дронов получают компенсацию части недополученной прибыли, если делают скидки, а резиденты научных центров могут возместить до 90% расходов на исследования и разработки.

В числе целей нацпроекта — стимулирование и поддержка внедрения российских технологий, увеличение рынка беспилотных авиационных систем, создание системы сертификации БАС, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Речь также идет о развитии инфраструктуры для тестирования беспилотников, привлечении опытных специалистов в эту сферу. Важно отметить, что программы применения БАС формируются и адаптируются под запросы конкретного региона.

Крылья Сахалина

Беспилотники разрабатывают и производят в Бурятии, Якутии, Забайкалье, на Камчатке, Чукотке, в Магаданской области, Приморье и Хабаровском крае. Но активнее всего отрасль развивается на Сахалине. С 2024 года здесь работает научно-производственный центр (НПЦ) «Крылья Сахалина», где компаниям доступны лабораторно-исследовательский и летно-испытательный комплексы, площадка для производства дронов, учебный центр. Подробнее о том, как стать резидентом, можно узнать на сайте НПЦ.

«Сахалинская область, безусловно, является лидером среди регионов Дальнего Востока в вопросе применения беспилотников. Это направление здесь развивают уже более пяти лет. Функционирует первый в стране официальный дронопорт „Пушистый“ и кластер развития беспилотников для всех сред. Один из недавних знаковых проектов Сахалина в этой области — создание авиакомпании „Аврора БАС“, беспилотного крыла дальневосточной авиации», — сообщил заместитель главы Минвостокразвития России Антон Басанский.

Первый в России аэродром для БПЛА — дронопорт «Пушистый» — открыли на Сахалине в 2025 году. На территории области планируют создать сеть таких объектов. Беспилотники, запущенные с «Пушистого», используются для мониторинга лесных пожаров, границ земельных участков, выявления незаконных построек.

Сахалинская область, безусловно, является лидером среди регионов Дальнего Востока в вопросе применения беспилотников

Помимо этого, сахалинская компания «Аврора БАС» с помощью беспилотников перевозит грузы и занимается аэрофотосъемкой. У предприятия есть летно-испытательный комплекс с конструкторским бюро. Там занимаются разработкой и испытаниями дронов и их компонентов. Недавно предприятие получило сертификат эксплуатанта. Этот документ выдается Росавиацией и подтверждает право на выполнение полетов БАС в коммерческих целях. Сейчас специалисты компании проводят тестовые полеты дронов с Сахалина на материк. Управление коптерами, находящимися на расстоянии до нескольких сотен километров, ведется из командно-диспетчерского пункта дронопорта «Пушистый».

«По поручению губернатора Валерия Лимаренко, беспилотники „Авроры-БАС“ были привлечены для оперативного обследования устья реки Казачки в Невельском районе после сильнейших дождей 26–27 августа. Это наглядный пример того, что беспилотные системы становятся реальным инструментом в ежедневной работе», — сказал заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков.

Окрыленные делом: как развивается отрасль БАС на Дальнем Востоке
Виталий Тимкив/РИА Новости

Свободный порт Владивосток

В Хабаровском крае Ванинский центр лесоводства использует беспилотники для восстановления леса. Прежде всего с помощью коптеров ухаживают за недавно посаженными деревьями, травами, а также рекультивируют территории: с дронов разбрасывают семена и удобрения, обрабатывают площади пестицидами. Пока у центра имеются три сельскохозяйственных дрона: два для распыления удобрений, один для создания цифровых моделей лесных участков.

Компания развивается с помощью господдержки по программе Свободного порта Владивосток, которая подразумевает налоговые льготы и упрощение ряда административных процессов. Например, в первые годы деятельности в статусе резидента компания освобождается от налогов на прибыль, землю и имущество. Также для нее доступны преимущества свободной таможенной зоны, освобождение от квот при найме иностранных работников.

Все проекты резидент ведет при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Ее специалисты консультируют по принципу «одного окна». В частности, помощь можно получить по вопросам маркетинга и подбора персонала.

Расширение географии полетов позволит бизнесу строить новые логистические цепочки, разрабатывать долгосрочные бизнес-модели и инвестировать в создание коммерческих флотов беспилотников

Еще один яркий пример — АО «ГЛОНАСС» разрабатывает единую систему идентификации беспилотного транспорта по поручению Президента Владимира Путина. На первом в стране дронопорте «Пушистый» в прошлом году начались испытания системы и элементов гибридной связи для авиабеспилотников. С ее помощью можно вести наблюдение за передвижением дронов. У системы будет доступ к базе данных о воздушной машине, ее владельце и операторе. Это позволит открывать небо для полетов БАС, смягчать вынужденные запреты в регионах Дальнего Востока, а затем и по всей стране. Расширение географии полетов позволит бизнесу строить новые логистические цепочки, разрабатывать долгосрочные бизнес-модели и инвестировать в создание коммерческих флотов беспилотников.

Кстати, с 6 по 8 сентября на дронопорте «Пушистый» пройдет Международный форум беспилотных аппаратов всех сред «Крылья Сахалина». На мероприятии представители органов власти, бизнеса, научного сообщества и образования, эксперты и ведущие специалисты отрасли обсудят ключевые аспекты использования воздушных, наземных, водных, подводных и других дронов, а также поднимут вопросы эффективного использования беспилотных аппаратов в различных сферах экономики, таких как обеспечение транспортной доступности, охрана окружающей среды и управление ресурсами.

Особое внимание уделят теме регулирования полетов дронов. На форуме презентуют более 70 сценариев использования беспилотников в народном хозяйстве. Также в программе: гонки дронов, дрон-баскетбол, дрон-бильярд, мастер-классы по пилотированию.

Напомним, при поддержке нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» создаются и используются гражданские беспилотники. В фокусе внимания — разработка, стандартизация и серийный выпуск дронов и их комплектующих, а также развитие системы непрерывной подготовки специалистов по производству таких устройств.  

Подпишитесь на новости национального проекта