
Новые подходы: из каких вторичных материалов в России строят дороги
Тренд на экологичность в последние годы распространился на многие сферы нашей жизни. С новыми инициативами по охране окружающей среды регулярно выступают не только представители власти, но и бизнесмены. Сейчас все более актуальным становится вопрос грамотного проектирования дорог с применением вторичного сырья. Такой подход предполагает бережливое отношение к природе и создание качественной инфраструктуры в российских городах. Работа ведется под эгидой нацпроекта «Экология».
О том, какие вторичные материалы уже используются в дорожном строительстве и для чего это нужно, читайте в нашем материале.
К экологичному будущему
Российский экологический оператор (РЭО) приступил к работе над госпрограммой, согласно которой использование вторсырья при строительстве дорог к 2030 году должно достигнуть 40%.
«В дорожном строительстве расходуется колоссальное количество природных ресурсов. Чтобы снизить это потребление, необходимо заменить часть природных ресурсов и новых материалов сырьем, полученным из вторичных ресурсов — отходов, причем без ухудшения эксплуатационных и экологических характеристик дорог. Зарубежный опыт показывает, что при строительстве дорог может быть задействовано до 80–90% вторичных ресурсов», — подчеркнул ранее глава РЭО Денис Буцаев.
По его мнению, удачный пример реализации вторсырья, в частности пластика, показывают дорожники Индии. Там проложено более 30 тыс. км дорог с применением утилизированных пластиковых отходов.

«Массовое производство стройматериалов на основе переработанного вторсырья простимулирует создание новых предприятий и дополнительных рабочих мест. В итоге масштабы экономии и снижения себестоимости дорожного строительства составят десятки процентов», — отметил Буцаев.
В пресс-службе РЭО уточнили, что одним из основных вторичных ресурсов, расходуемых в отрасли, является вторичный щебень. Он применяется в качестве отсыпки для временных дорог или дорог с невысокой нагрузкой. Такой щебень можно получить из бывшего в употреблении красного кирпича, из цементобетона и даже стеклобоя.
В свою очередь, отходы, содержащие битум, подходят для изготовления мастики, порошка, битумно-минеральной массы. А в приготовлении резино-битумных вяжущих материалов для дорожного строительства активно используются переработанные автопокрышки. К тому же это еще и отличное покрытие для детских и спортивных площадок и велодорожек.
Все эти вторичные ресурсы вошли в отраслевую программу Минстроя РФ.
Продукцию, полученную в результате переработки шин, можно использовать в качестве модификатора асфальтобетона на основе резиновой крошки.
«В России за последние пять лет с применением такого модификатора было уложено порядка 15 млн кв. м дорог. Причем это трассы как федерального, так и регионального значения; в частности дороги, находящиеся в ведомстве госкомпании «Автодор», — ЦКАД, М11, М4. Отмечу, что при реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» очень активно продуктами переработки шин пользуется Белгородская область», — рассказал Денис Буцаев.
Кроме того, в конце прошлого года Федеральное дорожное агентство и РЭО подписали меморандум о применении отходов при строительстве федеральных автотрасс.

Опыт Белгородской области
Одним из самых распространенных вторичных материалов, получаемых путем переработки, остается асфальтовая крошка (или асфальтогранулят). Ее уже приспособили к широкому спектру строительных и ремонтных работ.
«Ежегодно в нашем регионе используется около 50 тыс. тонн асфальтогранулята, в основном для укрепления обочин, устройства съездов, отсыпки тротуаров», — сообщили порталу национальныепроекты.рф в пресс-службе правительства Белгородской области.
При этом применение асфальтогранулята не вредит окружающей среде, ведь это вторсырье имеет тот же класс опасности, что, например, одежда или макулатура — четвертый. То есть самый низкий и безопасный из существующих.
Не менее распространенный материал для вторичной эксплуатации — шлак.
«В Белгородской области на базе Оскольского электрометаллургического комбината (ОЭМК) из отходов производства осуществляется выпуск шлакового минерального порошка для приготовления асфальтобетонных смесей. Именно из шлаков сталеплавильного происхождения создают минеральный порошок высокого качества, который, в свою очередь, выступает важнейшим структурообразующим компонентом асфальтобетонной смеси», — отметили в пресс-службе правительства региона.
Научные исследования показали, что шлаки ОЭМК при дополнительной обработке эффективны в качестве наполнителей различных вяжущих композиций. В России уже создано множество модификаторов с использованием шлака для укрепления грунта и оснований дорожных одежд. Один из них — «ДорЦем» — применяется как раз в Белгородской области.
«Для производства этого продукта в строительный сезон перерабатывается около 100 тонн шлаковых отходов. Результаты испытаний доказали возможность получения прочных оснований благодаря введению в смесь модификатора, содержащего шлак», — пояснили в пресс-службе правительства Белгородской области.
Еще один пример удачной переработки вторичных ресурсов — использование в качестве сырья для изготовления стабилизирующих добавок отходов бумажной промышленности. Они нужны при выпуске щебечно-мастичных асфальтобетонных смесей. Кроме того, в процессе задействован модификатор «Унирем», который делают на основе резинового порошка из отработанных автомобильных шин. При укладке километра дороги таким образом утилизируется около 800 отработанных покрышек.

«Накопленные знания показывают, что использование большинства разновидностей отходов производства весьма выгодно в экономическом плане, а также осуществимо в технической части», — заключили в пресс-службе правительства Белгородской области.
А мы напоминаем, что благодаря национальному проекту «Экология» в нашей стране не только строят дороги с применением вторичного сырья, но и улучшают экологическое состояние рек и озер, ликвидируют свалки, а также проводят комплексные мероприятия по снижению выбросов в атмосферу. Подробнее о возможностях нацпроекта можно узнать здесь.
Подпишитесь на новости национального проекта