Егор Алеев/ТАСС
Цифровая экономика

Новые ИТ-горизонты: что студентам дают «Цифровые кафедры»

В российских вузах стартовала запись на «Цифровые кафедры». В этом учебном году они открыты на базе 106 университетов, где студенты могут получить дополнительную ИТ-квалификацию и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. По национальному проекту «Цифровая экономика» обучение на «Цифровой кафедре» бесплатно. Запись открыта до 30 сентября.

Портал национальныепроекты.рф рассказывает о том, как работают «Цифровые кафедры», как туда попасть и какие проекты выпускники программы уже предлагают для цифровизации самых разных сфер жизни.

Необходимая квалификация

Цифровизация, затронувшая все сферы отечественной экономики, вызвала большой спрос на высококлассных ИТ-специалистов. Чтобы подготовить как можно больше айтишников, обладающих нужными компетенциями, в 2022 году в стране запустили проект «Цифровые кафедры». Записаться на них сегодня могут студенты 2–4 курсов бакалавриата, 2–5 курсов специалитета и магистратуры, не связанной с ИТ, а также ординаторы.

Прежде всего проект ориентирован на практику: она занимает минимум 60% учебного времени. В среднем курс на «Цифровой кафедре» длится 10 месяцев. За это время студенты могут реализовать собственный проект — создать цифровое решение для дальнейшего внедрения в конкретной отрасли. Сами занятия проходит параллельно с основной программой, что позволяет совмещать обучение по обоим направлениям.

Записаться на «Цифровые кафедры» могут студенты 2–4 курсов бакалавриата, 2–5 курсов специалитета и магистратуры, не связанной с ИТ, а также ординаторы

На «Цифровых кафедрах» студенты изучают технологии виртуальной реальности в здравоохранении, анализ данных в финансово-экономической сфере, использование роботизированных систем в сельском хозяйстве. Обучение проходит в тесном сотрудничестве с индустриальными партнерами и ИТ-компаниями. Так, на «Цифровых кафедрах» преподают сотрудники Росатома, Сбера, Яндекса, VK, РЖД и других ведущих российских компаний.

На «Цифровых кафедрах» студенты могут пройти практику в ИТ-компаниях или у индустриальных партнеров. В конце обучения все выпускники получают диплом о профессиональной переподготовке. Многие из них сразу находят работу. Кроме того, выпускники овладевают языками программирования и узнают, как работать с искусственным интеллектом. А потенциальные работодатели могут увидеть, как студенты применяют эти знания на практике во время защиты своего проекта. 

Хороший задел на карьеру в ИТ-сфере

Студенты разрабатывают цифровые проекты, которые охватывают самые разные аспекты нашей жизни, и порой предлагают неожиданные решения. 

Один из ярких примеров — результаты работы летней ИТ-школы в Нижегородской области. Она проходила на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Ждановец» на берегу Горьковского водохранилища. Больше 40 студентов «Цифровой кафедры» Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева представили свои проекты на профильной смене.

«Мы уже не первый год принимаем участие в образовательной жизни летней ИТ-школы. Наши специалисты готовят семинары с учетом интересов студентов. Главные темы этого сезона — использование ИИ и киберзащита. Словом, вопросы, актуальные как для молодых разработчиков, так и в обыденной жизни. Цифровизация стала неотъемлемой частью почти каждого нижегородца. Такой формат общения со специалистами ИТ-сферы вне стен вуза позволяет и в летний период продолжать образовательную программу для молодых кадров», — отметил министр цифрового развития и связи Нижегородской области Александр Синелобов.

Программа обучения предполагает, что студенты защищают свой индивидуальный проект в составе коллектива. В дальнейшем его можно использовать в портфолио при трудоустройстве или доработать для возможного внедрения. Всего участники смены представили 21 инициативу в сфере бизнеса, туризма, спорта и социальной политики. 

В программе обучения — защита студентами своего индивидуального проекта в составе коллектива, затем его можно использовать в портфолио при трудоустройстве или доработать для возможного внедрения

В итоге победил проект Илоны Лопаткиной. Она предложила создать сайт, который поможет молодым семьям улучшить условия жизни, а вместе с тем и повысить рождаемость в стране. Студентка отметила, что ее вдохновил новый национальный проект «Семья». По ее словам, такой портал поможет людям быстрее получать информацию о мерах социальной поддержки. Пока проект планируется запустить только в Нижегородской области, но в будущем его можно будет распространить на всю страну.

Главное отличие портала от других подобных — наличие тестирования в специальном разделе. Молодая мама должна ответить на ряд вопросов, касающихся состава семьи, уровня доходов, образования. В зависимости от ответов система предоставит диаграмму с полной информацией о мерах государственной поддержки, на которые женщина может рассчитывать.

«Тема поддержки молодых семей актуальна, политика нашего государства нацелена на повышение качества их жизни. Сейчас есть регионы, где суммарный коэффициент рождаемости ниже среднероссийского уровня. В связи с запуском новых нацпроектов глава государства поставил ряд задач. Они касаются развития детского здравоохранения, создания семейных многофункциональных центров и других важных вопросов. Наша площадка может стать обратной связью между муниципалитетами и молодыми семьями. Каждый пользователь, заходя на сайт, должен будет пройти тестирование, которое позволит предоставить ему необходимые статьи и документы», — поделилась Илона Лопаткина.

Диаграммы разработаны при помощи искусственного интеллекта. Они представляют собой полный перечень персонализированной информации: общая сумма финансовой поддержки, на которую может претендовать молодая семья, — размер материнского капитала и пособия, а также перечень полезных законодательных документов, включая приказы вуза о поддержке.

«В детстве я очень любила разные компьютерные игры и хотела научиться их создавать, а еще первой их тестировать, тогда мне сказали, что это нереально, а сейчас я доказываю обратное. В будущем хочу стать тимлидом в крупной компании, чтобы объединять людей с ИТ-интересами и вести их за собой. Создать проект, посвященный семье, меня вдохновили мои близкие, всегда показывающие пример сплоченности. Надеюсь, этот проект усилит мое портфолио при трудоустройстве. Кроме того, будет здорово, если моя разработка найдет применение в реальной жизни», — объяснила Илона Лопаткина.

Кроме проекта сайта, для молодых семей участники летней школы предложили и другие интересные инициативы. Например, автоматизированную систему подачи заявок на стипендии, калькулятор финансов, чат-бот для тайм-менеджмента в социальной сети и приложение для помощи в сборе вещей в путешествии.

Новые ИТ-горизонты: что студентам дают «Цифровые кафедры»
Кирилл Кухмарь/ТАСС

Помощники в исследованиях

Этим летом выпускники «Цифровой кафедры» Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского также успешно защитили свои проекты. В 2024-м там появился отдельный трек по формированию межфакультетских команд. 

Поэтому в коллектив разработчиков цифровых решений вошли не только студенты Университета Лобачевского, но и других вузов. Совместно с ИТ-академией Lad, которая является индустриальным партнером проекта, более 80 студентов из 7 вузов объединились в 9 команд. Все они работали над своими проектами. 

Один из них — «О чем говорит Нижний». Студенты ННГУ имени Н. И. Лобачевского, Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета и Казанского федерального университета обучили нейросеть анализировать настроение жителей города. Система мониторит СМИ, группирует новости и формирует тренды: общее настроение сообщений, главные темы — в том числе с разбивкой по районам.

Другие проекты выпускников «Цифровой кафедры» призваны помогать в различных исследованиях. Например, приложение RecSoc от студентов трех факультетов Университета Лобачевского и Пензенского государственного университета позволяет автоматически расшифровывать интервью и экономить время на проведение социологических исследований. 

Среди проектов выпускников «Цифровой кафедры» — нейросеть, которая умеет анализировать настроение граждан

А приложение Thermopol поможет физикам и химикам в повседневной работе. Студенты создали передовую химическую базу данных, которая оснащена мощным инструментом вычисления термодинамических функций.

«Я пришла на „Цифровую кафедру“, потому что мне было интересно освоить базовые навыки программирования, особенно в области нейросетей, так как сейчас это передовая сфера. По профессии я химик, а данная область науки активно развивает применение нейросетей в исследованиях. На нашем факультете была реализована расчетная база данных для физико-химических функций, но нашей команде предложили ее обновить и усовершенствовать с использованием современных подходов. Я согласилась, так как этот проект поможет исследователям в работе и упростит обработку экспериментальных данных», — поделилась одна из авторов проекта, студентка второго курса магистратуры химического факультета по направлению подготовки «Химическая технология для микроэлектроники» Юлия Митюкова.

В свою очередь, руководитель проекта «Цифровые кафедры» в ННГУ, заместитель директора института информационных технологий, математики и механики Мария Богомолова отметила, что «Цифровые кафедры» помогают объединять студентов разных направлений подготовки в команды. Это помогает им освоить все этапы создания продукта и попробовать себя в разных специальностях: проджект-менеджера, бизнес-аналитика, проектировщика, дизайнера, разработчика, программиста.

«В ННГУ обучение проходит в течение девяти месяцев в дистанционном формате. За два года „Цифровую кафедру“ Университета Лобачевского закончили более трех тысяч человек. Программы разработаны совместно с индустриальными партнерами и в соответствии с потребностями рынка», — сказала Богомолова.

Тысячи необходимых бизнесу специалистов

«Цифровая кафедра» Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н. Э. Баумана также развивает новые направления подготовки. В новом учебном году студенты смогут выбрать одну из более чем 10 специальностей. Среди них — руководитель продукта, digital-маркетолог и программист по различным направлениям.

«Возможно, после прохождения программы некоторые студенты переквалифицируются в ИТ-специалистов, а для многих обучение позволит усилить их основную специальность. Они смогут общаться на одном языке с ИТ-подразделениями, формулировать задачи и ориентироваться в узкой предметной области», — отмечает руководитель «Цифровой кафедры» МГТУ им. Н. Э. Баумана Владислав Вайц.

За два года работы кафедры обучение прошли почти 5 тыс. студентов. В этом году планируют принять почти 6 тыс. человек. В работе с абитуриентами и обучающимися специалистам вуза также помогают цифровые технологии, а именно чат-бот с элементами искусственного интеллекта и базой знаний. Он помогает обрабатывать типовые запросы и выстраивать эффективную коммуникацию со студентами.

Также решили вопрос с практикой у индустриальных партнеров. 

«В связи с тем, что на „Цифровой кафедре“ обучается много студентов, их было сложно распределить между компаниями-партнерами. Для этого мы запустили платформу стажировки, где студент может „виртуально“ встретиться со своим потенциальным работодателем. Наш коллектив также разработал аналог социальной сети для взаимодействия студентов и работодателей. Платформа помогает закрыть потребность приобретения практических навыков на технологических предприятиях», — отметил Владислав Вайц.

Напомним, что ускоренное внедрение информационных технологий — приоритет нацпроекта «‎Цифровая экономика». Сегодня ‎программы по обучению IT-специальностям предлагают более чем 800 российских вузов, а за последние пять лет количество профильных бюджетных мест увеличилось в 2,5 раза. Кроме того, дипломированные специалисты могут получить льготную ипотеку и грант на внедрение своей разработки.

Подпишитесь на новости национального проекта