
Новая система профориентации поможет школьникам найти дело по душе
Специалисты проекта «Билет в будущее», который развивается при поддержке нацпроекта «Образование», разработали профориентационный минимум для российских школ. Этот важный документ, в подготовке которого также участвовали педагоги и другие эксперты, призван помочь ученикам 6–11-х классов найти путь к своей будущей специальности осознанно.
Используя новые методические рекомендации, наставники вместе с подростками будут постепенно пробовать разные возможности для построения карьеры. Участвуя в комплексных и систематических мероприятиях, учащиеся смогут выбрать то, что им по душе, заранее, а не накануне выпускных экзаменов в школе, испытывая стресс.
Почему школы нуждаются в профминимуме
Как показали первые результаты проекта «Билет в будущее» в 2018–2020 годах, при выборе профессии большинство российских школьников в 6–11-х классах довольно мало знают об актуальных профессиях, а также возможностях образования после школы. При выборе специальности они зачастую мыслят стереотипно и ориентируются на мнение окружающих. Планирование карьеры многие не воспринимают как актуальную задачу.
Такое пассивное отношение авторы профминимума связывают в том числе с большой степенью неопределенности и изменчивости в современном мире, в котором техника, информационные технологии и общество развиваются очень быстро. Когда нельзя с уверенностью прогнозировать развитие рынка труда и востребованность тех или иных навыков через 10–15 лет, а знания устаревают уже в момент обучения, ценность профессионального образования не очевидна. Зачем учиться, если диплом ничего не значит, считают подростки. Впрочем, некоторые из них впадают в другую крайность — главное куда-нибудь поступить».
Есть и еще одна серьезная проблема. Школам, которым в России традиционно отводится важная роль в профориентации, не хватает ресурсов для выполнения этой миссии. У специалистов нет ни достаточно времени, ни навыков, ни качественных научно-методических средств. Системы, которая позволяла бы целенаправленного обучать педагогов проводить профориентацию, в нашей стране также пока нет.
Внедрение в школах профминимума, подготовка к которому началась в 2021 году, позволит решить эти проблемы.
Пилотное тестирование новой общероссийской системы планируется завершить к 2025 году

Возможности для каждого
Главная цель проекта — обеспечить, чтобы одинаково качественную помощь в профориентации мог получить абсолютно любой российский ребенок. Рекомендации учитывают разницу в потребностях учащихся в зависимости от возраста и специфические нужды ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Методические материалы разработаны для каждого класса, а для ребят с ОВЗ они также адаптированы в зависимости от типа нарушений.
За прошедшие годы специалисты «Билета в будущее» накопили богатый и успешный опыт использования для профориентации цифровых технологий. Причем эти направления развивались в проекте с учетом методологии Министерства просвещения РФ и рекомендаций Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ.
«Мы берем опыт и знания лидеров российского рынка профориентационной диагностики и карьерного консультирования и упаковываем их в современную, актуальную и доступную форму», — отмечает Иван Есин, управляющий директор «Фонда гуманитарных проектов», являющегося оператором «Билета в будущее».
Теперь благодаря внедрению профминимума эти наработки смогут использовать учителя и наставники подростков со всей страны.
На цифровой платформе «Билета в будущее» размещена информация об основных направлениях профориентации, актуальных профессиях, опубликован прогноз, насколько те или иные специальности будут востребованы в ближайшем будущем. Ребят на портале также ждут онлайн-тренажер в формате интерактивной профориентационной игры, онлайн-лекции и полезные видео. А педагоги найдут на платформе все необходимые методические материалы.
Ну а в «Лабораториях будущего» в парках «Россия — моя история» взаимодействие с проекциями, тач-панелями, видеоматериалами и интерактивными тестами занимает у ребят львиную долю времени от посещения выставки. Как и в остальных проектах «Билета в будущее», подростки знакомятся с девятью так называемыми профессиональными средами, которые охватывают 90% сегодняшнего рынка труда. Востребованные специальности условно разделили на группы, обозначив их как «социальная», «комфортная», «умная», «креативная», «деловая», «аграрная», «здоровая», «безопасная» и «индустриальная».

«Специального упора ни на одну из профессиональных сред нет. Каждая представляет собой набор специальностей, одну или несколько из которых школьнику предстоит освоить в будущем. В девяти из десяти случаев ребенок получит направление в востребованную профессию либо будет иметь широкий диапазон для выбора в 9-м или 11-м классе», — рассказывает Иван Есин.
Универсальные компетенции
Акцент в профориентационной работе в условиях быстро меняющегося и усложняющегося мира предложено сместить с обучения узкоспециализированным навыкам на развитие умения и желания самостоятельно искать, критически осмыслять и творчески применять необходимую информацию. Предполагается, что подростки должны быть уже не пассивными «объектами» образования, «обучаемыми», а активными участниками процесса, берущими на себя ответственность за его результаты и проявляющими инициативу.
Система профориентации нацеливается на освоение универсальных компетенций, касающихся всех аспектов профессионального самоопределения. Это и обучение постановке целей, и формирование мотивации и профессиональных ценностей, и повышение карьерной грамотности, и получение практического опыта, и самостоятельная оценка подростком того, как проходит процесс его профориентации.
При этом навык профессионального самоопределения пригодится ребенку и во взрослой жизни. Ведь современный мир требует от человека непрерывного образования на протяжении всей жизни. Кроме того, до школьников постараются донести идею, что они могут не только выбирать уже готовые образовательно-профессиональные траектории, но и формировать их сами.
Организовать профориентацию сможет любая школа
В рамках пилотного этапа реализации профминимума предусмотрено три уровня вовлечения школьников в проект: базовый (от 10 часов в неделю), основной (от 24 часов) и продвинутый (от 32 часов в неделю). Какой из них выбрать, образовательные организации могут решить, ориентируясь на имеющиеся у них ресурсы. После завершения тестирования новой системы профориентации останется только основной и продвинутый уровень.

На базовом уровне профориентацией школьников может заниматься кто-то из педагогов-предметников, классных руководителей, педагог-психолог или другой ответственный специалист. Для подготовки к этой работе достаточно ознакомиться со специализированными материалами, выделив на это около шести академических часов. Ребят, которым нужна помощь с выбором специальности, ждут профориентационные уроки (в том числе разработанные специалистами таких проектов, как «Билет в будущее» и «ПроеКТОриЯ»), диагностические онлайн-исследования, работа с многофункциональной онлайн-платформой, а также проектная деятельность, экскурсии в колледжи, техникумы, вузы и на предприятия.
На основном уровне вовлечения в профориентацию наставник («педагог-навигатор») предварительно проходит программу повышения квалификации. Это займет не менее 36 часов. В сравнении с базовым уровнем программа для школьников тоже расширяется. Здесь она включает еще и профессиональные пробы (виртуальные и в офлайн-формате), экскурсии на мультимедийную выставку-квест «Лаборатории будущего», а также же участие в профориентационных мероприятиях на региональном и федеральном уровне.
Продвинутый уровень реализации профминимума предполагает расширение программы основного уровня за счет поддержки сторонних партнеров. Ими могут стать местные ключевые работодатели, профессиональные, волонтерские и другие общественные объединения и НКО, кадровые агентства, службы занятости и профориентации, представители СМИ и «лидеры мнений», организации из сферы культуры или физкультуры и спорта. Привлечение таких партнеров позволит организовать для ребят 14–18 лет профессиональное обучение, профориентационные программы во время каникул и конкурсы профессионального мастерства, а также профильные классы и элективные курсы.
Подпишитесь на новости национального проекта