
Непрерывная трансформация: итоги 10 лет реформы системы аккредитации
Федеральная служба аккредитации играет важную роль в экономике нашей страны, особенно для экспортеров. Ведь именно она ответственна за выдачу сертификатов соответствия товаров и услуг стандартам качества и контролирует испытательные лаборатории и центры с тем, чтобы они работали по надлежащим методикам. Развитие таких лабораторий при поддержке Росаккредитации — одна из мер нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
Как изменилась служба за прошедшее десятилетие и особенно в последние годы, во время ежегодного Всероссийского форума аккредитованных лиц в Москве 12 июля обсудили бывшие и действующий главы Росаккредитации.
Сертификация, декларация, аккредитация — в чем разница?
Доказательством того, что работы и услуги, продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации соответствуют национальным стандартам качества, техническим регламентам, стандартам организаций и условиям договоров, служат документы — сертификаты и декларации. Например, к ним относится сертификат ГОСТ.
Для одних видов продукции и процессов получение сертификата обязательно, для других сертификацию проводят на добровольной основе, и в таком случае достаточно оформления декларации. Декларации бывают только обязательными. Главное отличие между этими видами документов в том, что в случае декларации о качестве и безопасности продукции или услуг заявляет сам производитель, импортер или другое уполномоченное лицо, в то время как сертификат — знак качества от сторонних экспертов.
Получить официальное признание государства в том, что физическое или юридическое лицо достаточно компетентно для проведения испытаний, калибровки, экспертизы, сертификации (словом, осуществления контроля за тем, как другие выполняют свою работу), можно, оформив государственную аккредитацию. При этом сфера деятельности испытательной лаборатории или другого органа сертификации (так называемая область аккредитации) строго определена.
До 2011 года единая система аккредитации, которая работала бы по четким и прозрачным правилам, в России фактически отсутствовала. В принципе, систему добровольной сертификации и сегодня имеет право создать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Но ранее аккредитация как подтверждение компетентности организаций и экспертов, которые представляли эти системы (а также контроль за их деятельностью) не были предусмотрены в обязательном порядке по федеральному закону «О техническом регулировании». Каждая система сертификации существовала по своим нормам и правилам. Соответственно, многочисленные системы аккредитации были «пестры», непрозрачны и регулировались разнообразными, плохо согласующимися между собой нормативными актами.
Единая национальная система аккредитации начала формироваться в России в 2011-2012 годах вместе с появлением Росаккредитации. Эта федеральная служба аккредитует юридических лиц и ИП в национальной системе, контролирует их последующую деятельность, выдает бланки сертификатов соответствия и следит за тем, чтобы испытательные лаборатории соблюдали в своей работе надлежащие принципы. Кроме того, именно Росаккредитация ведет реестры аккредитованных лиц и экспертов, испытательных лабораторий, а также сертификатов и деклараций о соответствии качества.

Новое регулирование в области аккредитации
Реформа национальной системы аккредитации в России идет уже 10 лет, и, как отмечает глава Минэкономразвития Максим Решетников, за это время она превратилась «в настоящую инфраструктуру доверия». Кроме того, в ближайшее время планируется заметно сократить сроки оказания государственных услуг в этой сфере. Теперь процедура расширения области аккредитации будет занимать всего 61 день вместо 100, а подтвердить свою компетентность специалисты смогут за 48 дней.
«С 1 марта вступили в силу очередные изменения в «Закон об аккредитации». Главное, что в развитие этого закона был принят новый порядок аккредитации — большой, объемный документ, — рассказывает Алексей Херсонцев, который руководил Росаккредитацией в 2016–2019 годах, а ныне занимает должность заместителя главы Минэкономразвития. — Теперь на уровне актов правительства более гибко описывается процедура, которая проводится в ходе аккредитации. А при необходимости ее корректировки сделать это стало проще и удобнее. Хочу поблагодарить коллег и отметить безусловный успех: за счет оптимизации почти вдвое удалось сократить сроки аккредитации. Автоматизация многих процессов, безусловно, в этом помогла».
Если же необходимо поступить наоборот — сузить область аккредитации, то теперь это можно сделать полуавтоматически и самостоятельно через личный кабинет. В обращении к специалистам Росаккредитации нет необходимости.
С началом пандемии при проведении оценки соответствия при сертификации эксперты стали чаще работать в формате видеоконференции, а не очной встречи. Это позволяет не только соблюдать эпидемиологические ограничения, но и экономить средства всех участников процесса. По оценке нынешнего руководителя Росаккредитации Назария Скрыпника, удалось сберечь уже несколько миллионов рублей. А методика определения размеров платы за проведение экспертизы теперь учитывает возможность проведения оценки дистанционно.
«Два года назад, когда начиналось дистанционное предоставление услуг, были проблемы с компьютерами, с серверной базой, с пониманием, как себя вести во время видеоконференции. Количество неудачных кадров переваливало за сотни, — вспоминает Назарий Скрыпник. — Сейчас же у нас наработана достаточная база, проведено около 30 тысяч видеоконференцсвязей, многие из которых длились по несколько часов. Все они записаны и будут храниться около пяти лет на серверах Росаккредитации».
Меры поддержки для аккредитованных лиц
Перестройка работы правительства, осуществленная за время пандемии, сегодня позволяет оперативно вырабатывать решения для поддержки бизнеса.
В том, что касается системы аккредитации, первым подобным решением стал перенос на шесть месяцев сроков подтверждения компетенций аккредитованных лиц, которые должны были пройти эту процедуру до 1 сентября нынешнего года. Примечательно, что, по словам Назария Скрыпника, воспользоваться этой отсрочкой захотели далеко не все эксперты. Многие из них настаивали на подтверждении своей квалификации в ранее установленные сроки.
Период подачи уведомления о включении эксперта-аудитора в соответствующий реестр также был продлен. Уведомительный порядок этой процедуры закреплен до 1 марта 2023 года, а экзамен аудиторам необходимо пройти в течение трех лет после включения в реестр.
«Хотел бы заострить внимание на том, что когда мы говорим о декларировании, об уведомительном порядке или других процедурах, которые носят характер заявлений, то это не означает, что мы призываем всех не следовать требованиям. Любые уведомления, любые декларации должны подаваться предпринимателями с общим пониманием того, что все осознают свое соответствие требованиям, предъявляемым к ведению этого бизнеса», — подчеркнул Алексей Херсонцев.

Всесторонняя помощь испытательным лабораториям
Экспорт из России вырос в прошлом году на 45% и достиг почти 500 млрд долларов, более 180 млрд из которых пришлись на несырьевой и неэнергетический экспорт. Чтобы и дальше увеличивать эти показатели, отечественным экспортерам приходится бороться, преодолевая существенные барьеры, связанные в том числе с аккредитацией. Ведь у каждой страны свои требования к продукции и проведению оценки соответствия стандартам качества, которые нередко существенно отличаются от российских норм. Это вынуждает отечественные компании тратить время и деньги на дополнительные испытания своей продукции в стране экспорта.
Именно поэтому важной задачей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» стало обеспечение международного признания сертификатов качества, выдаваемых российскими лабораториями. Чтобы решить эту проблему, в нашей стране создана сеть опорных лабораторий, ориентированных на экспорт. Изучение стандартов по более чем тысяче видов продукции позволило российским экспертам освоить сотни новых методик проведения оценки соответствия и осуществлять испытания в нашей стране без излишних затрат. Благодаря этому издержки экспортеров снижаются в два-три раза, а временные затраты — с шести до двух месяцев.
Сейчас международный знак ILAK MRA, который подтверждает беспристрастность и добросовестность экспертов, имеют 34 опорные лаборатории. В рамках нацпроекта запланирована модернизация 51 такого объекта. Сами лаборатории будут оснащены современным оборудованием, а их персонал повысит квалификацию и освоит новейшие методики испытаний продукции.
Для лабораторий, органов инспекции и органов, обеспечивающих единство измерений, с 23 июня действует ускоренная процедура расширения области аккредитации, что позволяет проводить ее примерно за 30 рабочих дней. Кроме того, теперь у лабораторий появилась возможность начать работать в новой для себя сфере (на которую они планируют расширить свою лицензию) еще до того, как Росаккредитация согласует это решение.
«Сейчас как никогда важно обеспечить быстрый переход на новые методики в связи с переориентацией рынков и появлением новой продукции. Поэтому мы постарались сократить все административные проволочки при расширении области аккредитации для лабораторий», — заверяет Алексей Херсонцев.
В начало процесса аккредитации внедрили чек-лист, по которому лаборатория может провести самообследование. Это позволяет свести к минимуму вероятность отказа в расширенной лицензии из-за мелких и легко устранимых несоответствий.
«Мы видим, что половина проблем при отрицательном решении в конце аккредитации — это отнюдь не злой умысел аккредитованного лица. Как правило, проблема в слабой информированности о том, какие правила необходимо соблюдать», — поясняет Назарий Скрыпник.
В итоге удалось существенно упростить работу организаций в условиях, когда у многих лабораторий и так возникли проблемы с методиками, реагентами, реактивами и оборудованием. Алексей Херсонцев называет принятие этих поправок «самым амбициозным» из решений, направленных на поддержку бизнеса в сфере аккредитации.

Тренды, единые для всех
По словам Саввы Шипова, руководившего Росаккредитацией с 2011 по 2016 год, уже сегодня можно проследить несколько глобальных трендов, которые в будущем сильно изменят ландшафт ведения бизнеса как в сфере оценки соответствия, так и в других областях. Главным из них эксперт назвал тотальную цифровизацию.
«Оцифровка всех производственных и логистических процессов, на мой взгляд, уже активно идет везде. Готовность этого на 100% — лишь вопрос времени. Всем участникам рынка, стремящимся сохранить свою конкурентоспособность, предстоит пройти серьезную цифровую трансформацию. Лидерами станут те, кто сможет раньше других освоить новые форматы работы», — констатирует бывший глава Росаккредитации.
По его мнению, эту трансформацию также серьезно усложняет то, что «традиционным» компаниям все чаще приходится конкурировать не только между собой, но и со стартапами, которые уже «родились» цифровыми и с самого начала работают по совершенно иным принципам.
«Цифровые компании, стартапы приходят все в новые и новые направления традиционных индустрий. И этот глобальный тренд очень четко виден на примере венчурного рынка США, который является некоторой моделью, служащей ориентиром для всего мира», — считает Савва Шипов.
По его словам, предопределяют эту тенденцию экспоненциальный рост объема данных и вычислительных мощностей, вдвое возрастающих каждые два года, постоянное развитие программного обеспечения и появление новых технологий так называемого low code и no code программирования, которые позволяют создавать информационные системы людям с минимальным уровнем подготовки. Свою роль играет и кардинальное снижение стоимости запуска цифровых бизнесов с 2-3 млн долларов, как было 25 лет назад, до нынешних примерно 100-300 тыс. Наконец, в компаниях, которые работают в старой системе ценностей, становится все сложнее внедрять новые бизнес-модели. И привлекать в них молодые таланты тоже нелегко.
«Возможно, кому-то эти вызовы покажутся далекими и неактуальными. Но так думали очень многие, в том числе руководители Kodak и других компаний, когда-то являвшихся лидерами своих индустрий, а теперь попросту прекративших свое существование. У нас же еще есть время. Вопрос в том, кто первым сформулирует эти задачи и начнет их решать», — уверен Савва Шипов.
Ускоренное развитие цифровых технологий и внедрение их в экономику — приоритет нацпроекта «Цифровая экономика». Он призван создать условия для высокотехнологичного бизнеса, повысить конкурентоспособность страны на глобальном рынке и укрепить национальную безопасность. Представители малого и среднего бизнеса благодаря этому нацпроекту могут приобрести необходимое программное обеспечение от российских разработчиков за полцены. Единственное требование, которое необходимо соблюсти для получения льготы — компания должна быть зарегистрирована в реестре МСП.
Подпишитесь на новости национального проекта