
Наука и производство: как в Туле создают уникальные железнодорожные машины
Для того, чтобы ученые и вузы не работали в стол, а их изобретения могли найти свое применение на производстве, по нацпроекту «Наука и университеты» в России создаются научно-образовательные центры (НОЦ) мирового уровня. Сейчас уже запущено 15 таких центров, объединяющих усилия ведущих университетов и предприятий. Один из них — НОЦ «ТулаТЕХ» — с осени 2020 года действует в Тульской области. Читайте в материале портала национальныепроекты.рф о том, как железнодорожные машиностроители при поддержке научных партнеров и РЖД создают уникальную технику.
Правительство и железнодорожники сейчас решают амбициозную задачу по приведению железнодорожных путей к нормативному состоянию. Проект предполагает капитальный ремонт главных и станционных путей в объеме 91,5 тыс. км до 2030 года. Выполнить такой огромный объем работ невозможно без эффективной путевой техники. В этом должен помочь один из проектов НОЦ «ТулаТЕХ», который создает машины и принципиально новые технологии ремонта железнодорожных путей.
Инициатором и индустриальным партнером проекта выступает «Тулажелдормаш» (входит в Группу ПТК), а научными партнерами — Тульский государственный университет, Тульский государственный педагогический университет (ТГПУ) им. Л. Н. Толстого, Московский государственный технологический университет (МГТУ) «СТАНКИН», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Российский университет транспорта (МИИТ).

Новые машины
«У нас уже есть план научных разработок и производства техники до 2030 года, — рассказал порталу генеральный директор АО «Группа ПТК» Александр Силкин. — Он согласуется со стратегией внедрения технологий ремонтно-путевых работ РЖД».
В первую очередь, речь идет о создании, производстве и опытной эксплуатации 15 инновационных путевых машин. Сейчас уже разработано шесть новых образцов, не имеющих аналогов на территории Евразийского союза.
«Для большинства отправителей массовых грузов — таких как уголь, руда, лес, строительные материалы — перевозка по железной дороге является единственной альтернативой. Модернизируя и ремонтируя железнодорожную инфраструктуру, мы ускоряем оборот товаров и грузов, что влияет на работу всех предприятий нашей страны», — подчеркнули в АО «Группа ПТК».
На 2022 год запланирована разработка, изготовление и приемочные испытания опытных образцов путевых машин ЩОМ-МР и ЩОМ-1500, которые представляют собой огромные высокомеханизированные заводы на железнодорожных путях.
«Разработки завода уже признаны технологическим прорывом и станут основой для реализации амбициозных планов по обновлению железнодорожной инфраструктуры в России и СНГ», — заявлял ранее министр промышленности и торговли Тульской области Вячеслав Романов.
Так, АО «Группа ПТК» и «Камкор Менеджмент» (Казахстан) договорились о поставке в 2022 году машины по выправке пути, уплотнению и отделке балластной призмы ВПО-С (элемент верхнего строения пути из балласта, укладываемого на земляное полотно для стабилизации рельсошпальной решетки при воздействии динамических нагрузок от подвижного состава. — Прим. ред.).

Научная база и кадры
Создание новых машин невозможно без современных цифровых технологий и новых специалистов, поэтому «Тулажелдормаш» вместе с научными партнерами по проекту в «ТулаТЕХ» в феврале 2022 года предложила привлечь студентов СТАНКИНа к проектной деятельности по конкретным направлениям. Вуз и предприятие формируют совместные рабочие и экспертные группы и планируют принять участие в конкурсе Минобрнауки.
С политехническим университетом Петра Великого из Санкт-Петербурга предприятие планирует работать над созданием цифровых двойников машин и технологических процессов, имитационными моделями действующего и перспективного производства.
Тульский государственный университет и «Тулажелдормаш» также подписали соглашение о сотрудничестве и проводят оптимизацию технологических процессов, разработку технологии термической обработки металлоконструкций и цифровой системы контроля качества продукции.
В свою очередь, ТГПУ им. Л. Н. Толстого вместе с работниками завода победил в конкурсе грантов правительства Тульской области в сфере науки и техники 2021 года с разработкой системы управления и методики испытаний узлов универсального путевого комплекса на диагностическом стенде.
Помимо развития сети НОЦ, нацпроект «Наука и университеты» предусматривает также обновление приборной базы ведущих организаций и создание уникальных научных установок класса «мегасайенс». Кроме того, в 2021 году был запущен проект по развертыванию в России сети университетских кампусов мирового уровня.
Еще одно из направлений нацпроекта — программа «Мегагранты», по которой ученые могут получить до 90 млн рублей на свои разработки.
И именно эти меры — гранты молодым ученым, развитие инфраструктуры вузов и обновление оборудования в научных организациях стали самыми узнаваемыми мерами нацпроекта по итогам 2021 года, как показал опрос, проведенный АНО «Национальные приоритеты» на площадке VK в декабре прошлого года.
Подпишитесь на новости национального проекта