
Научи творить: как государство поддерживает детские школы искусств
Второй год подряд 8 октября в нашей стране отмечают День работника дополнительного образования. С 2023 года благодаря решению Президента Владимира Путина в России появился профессиональный праздник всех педагогов детских школ искусств, тренеров и методистов. Он завершает череду осенних «учительских» дней: Дня воспитателя (27 сентября), Дня среднего профессионального образования (2 октября) и Дня учителя (5 октября).
Развиваться отечественным детским школам искусств помогает национальный проект «Культура». Мы собрали несколько историй о том, как эта инициатива поддерживает юных творцов и их наставников.
Звонкие струны и яркие выставки
Начнем с Самарской области. В Октябрьске работает детская школа искусств № 1, которой уже более 60 лет. Изначально в 1962 году ее основали как музыкальную школу. Спустя почти четверть века после реорганизации там открыли хореографическое и художественное отделения.
В наши дни ребята от 6,5 до 18 лет в октябрьской ДШИ осваивают 9 направлений искусства. Они учатся играть на фортепиано, баяне, аккордеоне, скрипке, домре и балалайке, занимаются танцами и хоровым пением, декоративно-прикладным творчеством. Для дошкольников открыта группа раннего эстетического развития.
Среди воспитанников школы — 14 обладателей премии Губернатора Самарской области для одаренных детей и подростков. Чтобы их количество продолжало расти и юные таланты могли покорять новые творческие высоты, в этом году по нацпроекту закупили музыкальные инструменты, оборудование, учебные хрестоматии и наглядные пособия.
В актовом зале установили интерактивную панель, звуковую систему, ноутбук. Материалы для занятий теперь удобно распечатывать и сканировать на многофункциональном устройстве. У юных музыкантов теперь есть больше инструментов: аккордеоны, домры, баяны и балалайки-контрабас. Большинство из них произведены в России.
Среди воспитанников детской школы искусств № 1 Октябрьска Самарской области — 14 обладателей премии Губернатора для одаренных детей и подростков
«Среди музыкальных инструментов есть по-настоящему уникальные: домра концертная, домра-альт, балалайка-контрабас, — рассказывают в ДШИ. — Они около полугода изготавливались мастерами Производственного комбината музыкальных инструментов фонда Чайковского из специальных материалов, с поправкой на климат и отопительные сезоны, которые музыкальные инструменты плохо переносят. Инструменты очень красивые, можно сказать, это произведения искусства. Со школой были согласованы форма, размер, цвет».
Но больше всего в ДШИ ждали новый рояль. Короля всех музыкальных инструментов в марте установили в концертном зале.
«Наличие нового инструмента даст возможность каждому ученику развиваться и покорять новые вершины успеха, а также перенимать опыт у приглашенных известных исполнителей и выдающихся мастеров сцены», — радовались педагоги ДШИ.
Директор школы Владимир Рязанцев уверен: рояль дал ученикам дополнительную мотивацию для творческих успехов.
Художники октябрьской ДШИ тоже рады обновкам. Они получили рельсовую подвесную систему для картин, постеров и фотографий, муфельную печь, натюрмортные столики и этюдники, систему стеллажей. Также закупили всё необходимое для изучения техники батика: воскоплав и специальные инструменты — чантинги, которыми горячий воск наносится на ткань.

Комфортные условия для творчества
Детская школа искусств станицы Полтавской в Краснодарском крае существует уже 57 лет. Полвека назад, в первый год работы, там обучалось всего 55 детей. Они постигали азы хорового пения, игры на фортепиано и баяне. Сегодня в стенах ДШИ занимаются почти 800 ребят от 6,5 до 18 лет. Только в первый класс на отделения декоративно-прикладного творчества, живописи, хореографии, народных и струнных инструментов, а также фортепиано в этом году приняли более 50 человек.
В 1967 году школе выделили здание в центре станицы, построенное еще до революции. Спустя 20 лет специально для юных художников, музыкантов и танцоров построили новый корпус, где ДШИ располагается и по сей день.
В 2020 году по нацпроекту в школе обновили материально-техническую базу. Фонд пополнили пара концертных баянов «Тула», три пианино серии «Н. Рубинштейн», концертный ксилофон, пять духовых альтов, пара духовых теноров, семь труб, большой баритон, тромбон, туба, большой и малый барабаны, а также шесть классических гитар. Кроме того, в библиотеку закупили учебники по сольфеджио и музыкальной литературе, а в одном из классов установили интерактивную доску.
Через год тоже благодаря нацпроекту в ДШИ провели капремонт. Рабочие обновили сцену, пол, потолок, оштукатурили и покрасили стены концертного зала. Все четыре эвакуационных выхода модернизировали так, чтобы они отвечали современным требованиям безопасности. Одновременно проверили и отремонтировали пожарную сигнализацию. По завершении работ для зрителей установили 400 удобных и мягких кресел. Кроме того, в здании школы также заменили систему отопления и электропроводку, а еще обновили входное крыльцо.
Всего в Полтавской ДШИ более двух десятков коллективов, многие из которых имеют статус «образцовых». Ребят приглашают в оркестры и ансамбли. После ремонта сцены в школе запустили первый в Краснодарском крае курс по кукольному театру.
Наука преподавать
Комфортные учебные классы, хорошо настроенные музыкальные инструменты, качественные кисти и краски — всё это необходимо для занятия искусством. Однако не менее важен профессионализм учителей.
Национальный проект предлагает педагогам дополнительного образования возможность бесплатно пройти курсы повышения квалификации. Их проводят на базе ведущих творческих вузов страны, включая ВГИК и Академию русского балета имени Вагановой.
Переобучение позволяет освоить новые методы работы и развить навыки создания культурных продуктов. Как показывает практика, воспитанники педагогов, прошедших такие курсы, получают более качественное образование и показывают более высокие результаты на конкурсах.
Одна из тех, кто уже повысил квалификацию благодаря нацпроекту, — Марина Бабакова из Краснодарского края. Она заведует музыкальным отделением и преподает игру на фортепиано в детской школе искусств имени Пономаренко в городе Славянске-на-Кубани.
Весной 2023 года Марина прошла курс «Педагогика в профессиональном исполнительстве» на базе краевого учебно-методического центра. Она обновила свои знания и познакомилась с инновационными подходами в сфере образования.

Полученные знания позволили Марине Викторовне по-новому взглянуть на свою работу с учениками, что очень быстро принесло свои результаты. Так, в марте этого года ученица второго класса школы искусств Екатерина Бондаренко заняла третье место на втором Международном конкурсе инструментального искусства Classicus. А в мае первоклассница Марьям Качаева стала лауреатом II степени на третьем Международном конкурсе «Искусство звезд».
Коллега Марины Бабаковой, преподаватель музыкального отделения ДШИ башкирского села Николо-Березовка Гульназ Муллаянова, свою квалификацию повысила в сентябре. Она выбрала программу «Проблематика и эффективные методы преподавания сольфеджио в детских школах искусств» от Российской академии музыки имени Гнесиных.
Ехать на обучение в Москву не пришлось — занятия проходили онлайн. Для этого Центр непрерывного образования творческих и управленческих кадров в сфере культуры, созданный в Академии, использует специальную электронную платформу. Занятия вели руководитель отдела теории музыки Гнесинки Наталия Бойцова, знаменитый сольфеджист РАМ Ольга Берак, профессор кафедры аналитического музыкознания Татьяна Цареградская и преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Софья Лемберг.
Нацпроект «Культура» предлагает педагогам дополнительного образования возможность бесплатно пройти курсы повышения квалификации на базе ведущих творческих вузов страны
Лекции и практикумы посвятили творческим проектам, обзору актуальной литературы по сольфеджио и зарубежным практикам в этой сфере, а еще так называемой технике телесной перкуссии — использования тела как музыкального инструмента.
Для наглядности на курсах включали видеоролики, записанные в Гнесинке на занятиях со студентами. Педагогам показали открытые уроки старшего преподавателя кафедры теории музыки Ярослава Глушкова.
По словам Гульназ Загитовны, во время обучения она получила не только новые знания, но и огромное удовольствие от общения с наставниками. Преподаватель планирует интегрировать полученную информацию в свою работу, сделав ее более эффективной.
Найти ближайший центр и выбрать подходящую программу повышения квалификации по нацпроекту «Культура» можно в навигаторе на сайте Минкультуры РФ. Ожидается, что к концу 2024 года этой возможностью воспользуются 200 тыс. человек.
Подпишитесь на новости национального проекта