Антон Кузнецов/ТАСС

«Надо было срочно что-то делать»: как сеть пиццерий выжила благодаря льготн

С введением ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса, большинство компаний оказалось в трудной ситуации. Особенно это коснулось заведений общепита, многие из которых были вынуждены закрыться. В Международный день пиццы рассказываем о том, как российское правительство в этот сложный период поддержало малый и средний бизнес в рамках профильного нацпроекта, а московская сеть пиццерий смогла сохранить весь штат сотрудников.

Антикризисная поддержка

Для того чтобы помочь бизнесу удержаться на плаву, власти продолжали оказывать поддержку в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также предложили беспрецедентные меры помощи в условиях кризиса. В пакет мер вошли, например, отсрочка арендных и налоговых платежей (за исключением НДС), мораторий на банкротство, а также программа по выдаче кредитов под 2% на сохранение рабочих мест. Все эти возможности были доступны для представителей малого и среднего предпринимательства (МСП) из 12 отраслей, которые внесли в список наиболее пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС

В декабре 2020 года президент России Владимир Путин отметил, что всего за время пандемии субъекты МСП из пострадавших отраслей по разным каналам поддержки получили около 1 трлн рублей. А в конце января источники газеты «Известия» сообщили, что правительство обсуждает идею возобновить выдачу кредитов на поддержку занятости под 2%.

В 2020 году программа действовала пять месяцев — с 1 июня по 1 ноября. За это время банки выдали льготных кредитов на сумму больше 406 млрд рублей, что позволило выплатить зарплату 5,4 млн работников. За такой помощью обратилась и московская сеть пиццерий Scrocchiarella, которая благодаря льготному кредиту смогла избежать сокращения сотрудников.

Растущий бизнес

Команда сети пиццерий занимается ресторанным бизнесом с 2004 года. Тогда она открыла первое заведение в городе Одинцово — им стала пиццерия «Луковка». Сеть начали развивать в подмосковных городах, она быстро росла и к 2015 году включала в себя 13 заведений.

Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС

Примерно в то же время основатели сети заключили договор с итальянской фабрикой Italmill и стали эксклюзивными представителями мучной смеси Scrocchiarella в России. В марте 2016 года открыли первое заведение с таким же названием в Москве на улице Покровка. В феврале 2018-го пошли дальше — так появилась пиццерия на Никитском бульваре, а летом 2019 года свои двери открыли заведения на Большой Серпуховской и Смоленской улицах столицы.

«И вот в момент, когда две последние пиццерии вышли на плюсовые показатели, случилась пандемия», — рассказал порталу директор сети пиццерий Scrocchiarella Антон Орлов.

Сохранить всех

В конце марта вышел указ мэра Москвы о введении в столице ограничительных мер, кафе и рестораны вынуждены были закрыться и перейти на доставку. «На момент закрытия никакой финансовой подушки у нас не было. Не все арендодатели пошли нам навстречу. Надо было срочно что-то делать», — поделился Орлов.

Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС

В итоге руководство приняло решение организовать доставку из двух заведений и заключить соответствующие договоры с агрегаторами. Однако это оказалось каплей в море. Выручка от заказов с доставкой к концу первого периода ограничений составила всего 20% от выручки сети до пандемии. Естественно, этих средств не хватало на зарплату сотрудникам, которые находились дома. Работать удаленно они не могли физически, ведь общепит «заточен» на очное присутствие сотрудников и гостей.

«О поддержке бизнеса с помощью кредитов на зарплатный фонд мы узнали из СМИ и сразу же решили за ней обратиться. Мы не хотели расставаться с нашим высококвалифицированным персоналом и приложили для этого все усилия», — отметил директор сети.

Он рассказывает, что сначала обратился в «Сбер». Однако там предпринимателю отказали — у компании не было расчетных счетов и зарплатного проекта в банке. Тогда связались с ВТБ, и здесь ждал успех. Кредит на сохранение занятости оформили быстро и просто — не пришлось собирать целые коробки документов, как это обычно бывает с кредитами для бизнеса.

Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС

«В итоге с помощью этого кредита мы сохранили и сохраняем всех своих работников. Как и в других сетях общепита, у нас есть определенная текучка кадров, но штатное расписание не сократилось», — сказал Орлов.

Он добавил, что поддержка в тяжелый для страны период позволяет увидеть заботу государства о бизнесе. «Было бы здорово, если бы нацпроект рос, а мер поддержки становилось больше. Чтобы каждый предприниматель мог найти то, что ему нужно для роста и развития», — заключил он.

По мере снятия ограничительных мер сеть пиццерий Scrocchiarella начала возвращаться к привычному распорядку. Компания снова обратилась в банк за кредитом, но уже на перезапуск, для того чтобы купить продукты и вновь открыть свои двери для гостей. Все сложилось хорошо, и сейчас все заведения работают в обычном режиме, клиенты возвращаются и в целом ситуация налаживается.

Вячеслав Кокуркин

Подпишитесь на новости национального проекта