
На языке Пушкина: как готовить иностранцев к учебе в РФ по-новому
Многие иностранные студенты уже получают образование в вузах РФ, а нацпроект «Наука и университеты» предполагает развитие этого направления и повышение привлекательности отечественного высшего образования. В августе пять российских университетов объединились в консорциум, чтобы предложить уникальную программу подготовки иностранцев к обучению на русском языке. О том, почему такой проект важно запустить именно сейчас, читайте в материале портала национальныепроекты.рф.
В число участников консорциума «Сетевой подготовительный факультет для иностранных граждан» вошли Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Томский политехнический университет (ТПУ), Воронежский государственный университет (ВГУ), Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» и Санкт-Петербургский политехнический университет. Он стал первым подобным объединением в стране.
Как рассказали порталу в пресс-службе Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, вузы решили таким образом объединить свои усилия после совместной работы по созданию на портале «Образование на русском» онлайн-курсов по всем дисциплинам — от литературы до физики, изучаемым иностранными слушателями на подготовительных факультетах страны.
«Идея создания консорциума витала в воздухе, а воплотилась в жизнь очень своевременно: мировые тенденции требуют развития качественного онлайн-обучения в сетевом формате, — заявила порталу руководитель отделения русского языка ТПУ Евгения Шерина. — Мы с коллегами активно участвовали в создании онлайн-платформы «Образование на русском», готовили совместные онлайн-курсы для иностранных студентов, встречались на конференциях и круглых столах».

По ее словам, вузы объединяет большой опыт работы подготовительных факультетов и отделений. Например, подфаку ТПУ 20 лет.
«ВГУ был подготовлен к этому шагу тремя десятилетиями активной работы в развитии электронного обучения. Наступившая пандемия COVID-19, изменив контактную форму обучения на дистанционную, потребовала от нас полного перехода на применение в учебном процессе электронных ресурсов», — добавил директор Института международного образования Воронежского государственного университета Владимир Родионов.
Он подчеркнул, что прошедший дистанционный учебный год подтвердил возможность успешной масштабной подготовки иностранных учащихся к обучению в российских вузах в удаленном режиме.
Объединенные усилия
Функционирование сетевого подготовительного факультета предполагает, что члены консорциума будут совместно использовать и развивать образовательный контент и онлайн-сервисы на цифровой платформе «Образование на русском». Ее оператором является Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Уже сейчас ресурсами портала воспользовались около 7 млн человек из 200 стран мира, а более миллиона из них являются зарегистрированными пользователями и прошли или проходят онлайн-обучение по различным программам. При этом роль каждого участника консорциума равноценна.

«Все мы занимаемся продвижением, набором студентов, предлагаем программы повышения квалификации для российских преподавателей», — отметила Шерина.
Единственное отличие — в направлении работы. Например, Томский политехнический университет — технический вуз, поэтому он делает акцент на инженерно-технологическом направлении и совершенствовании курсов по математике, физике и информатике.
В свою очередь, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина координирует работу консорциума и будет обеспечивать методическое сопровождение преподавания русского языка как базовой дисциплины подготовки будущих студентов.
Сейчас консорциум работает над тем, чтобы на базе российских центров науки и культуры за рубежом была информация о сетевом подготовительном факультете и консорциуме
«В программе по экспорту российского образования и продвижению российских образовательных услуг на мировом рынке нам очень важно объединиться и продвигать наши услуги совместно. — заявила Шерина. — Ведь каждый университет имеет свои сильные стороны. Потому основной задачей консорциума сейчас является продвижение российского образования за счет увеличения количества иностранных студентов и, самое главное, повышения качества преподавания».
Кроме того, в ближайших планах консорциума — разработка совместных программ повышения квалификации преподавателей русского языка и преподавателей-предметников по работе с цифровыми образовательными ресурсами для слушателей подготовительных факультетов.

Как получить знания
Иностранные студенты смогут получить доступ к ресурсам консорциума после поступления на сетевой подготовительный факультет. Для этого они заполняют заявку на сайте и заключают договор с одним из вузов-координаторов. Обучение начнется уже этой осенью, а его длительность составит десять месяцев.
Курировать работу курсов, помогать студентам, давать им консультации и отвечать на вопросы будет пул преподавателей, который сформирован в каждом вузе
Учебный процесс включает в себя онлайн-курсы по русскому языку и профильным дисциплинам и дистанционные занятия с преподавателями. В частности, программы подготовки к обучению на бакалавриате будут запущены по пяти направлениям обучения: гуманитарное, экономическое, медико-биологическое, естественно-научное, инженерно-техническое и технологическое.
Каждый этап обучения на сетевом подготовительном факультете поддерживается видеолекциями, презентациями, а также текстами для текущей, промежуточной и итоговой аттестаций, размещенными в личных кабинетах слушателей в специализированной программе для управления обучением Learning management system (LMS).
Мультимедийные материалы обеспечивают более 4 тыс. часов самостоятельной работы слушателя для развития лексико-грамматических и коммуникативных навыков.
Подпишитесь на новости национального проекта