Сергей Красноухов/РИА Новости

Мягкая посадка: как обновляют аэропорты в Сибири и на Дальнем Востоке

Комфортно и быстро перемещаться по такой огромной стране, как Россия, невозможно без авиации. Отечественные авиакомпании выполняют рейсы по более чем 1 тыс. маршрутов общей протяженностью свыше 850 тыс. км. Помимо внутренних перелетов, российские пилоты также доставляют пассажиров в 25 стран.

Развитая система воздушного транспорта важна не только для туристов, но и для местных жителей, ведь в некоторых труднодоступных районах перелет — единственный способ добраться до Большой земли. Особенно это касается Сибири и Дальнего Востока. При этом у многих российских аэродромов давно подошел срок капитального ремонта, что напрямую влияет на безопасность. А еще нередко их пропускная способность не соответствует реальному потоку пассажиров. 

Именно поэтому столь большое значение имеет федеральный проект «Развитие региональных аэропортов». Он является частью нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры», который реализуется по решению Президента. Рассказываем, какие аэропорты уже реконструированы.

Востребованность аэропортов растет

В 2023 году гражданскими самолетами в России воспользовалось на 10,7% пассажиров больше, чем годом ранее. Объем перевозок за год вырос до 105,4 млн человек и превысил ожидаемый показатель на 2,4 млн человек. 

«Немаловажно, что нам удалось сохранить авиапарк, который позволяет летать как по внутренним, так и по международным маршрутам. В России на сегодняшний день 1290 воздушных судов и из них 1160 — это пассажирские», — отмечает глава Минтранса Виталий Савельев.

В 2019–2023 годах нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры» помог ввести в эксплуатацию 19 взлетно-посадочных полос (ВПП). Их обновили или построили с нуля на Соловках, в Архангельске, Великом Устюге, Саратове, Оренбурге, Челябинске, Магнитогорске, Норильске, Чаре, Благовещенске, Хабаровске, Певеке, Усть-Камчатске. В Якутии модернизация по нацпроекту прошла в селе Жиганск, поселках городского типа Черский и Усть-Неру, городах Олекминск, Нерюнгри, Якутск.

Немаловажно, что нам удалось сохранить авиапарк, который позволяет летать как по внутренним, так и по международным маршрутам

Помимо взлетно-посадочных полос, также реконструировали 14 вспомогательных объектов аэродромной инфраструктуры, таких как командно-диспетчерские пункты, площадки для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью и очистные сооружения. Работы прошли в Минеральных Водах, Нижнекамске, Челябинске, Новосибирске, Норильске, Красноярске, Братске, Петропавловске-Камчатском, в Якутии — в селе Верхневилюйск, поселках Белая Гора и Депутатский, поселках городского типа Хандыга и Сангар, городе Вилюйске.

Всего нацпроект позволил модернизировать 31 аэропорт. При этом 2023 год стал рекордным: были завершены работы на 9 из 19 ВПП, обновленных за пять лет. В частности, взлетно-посадочную полосу в Оренбурге реконструировали всего 100 дней, а для модернизации аэропорта Архангельска потребовалось только 7 месяцев вместо ожидаемых 2,5 лет.

Воздушные ворота Якутии

Более 90% территории Якутии имеет сезонную транспортную доступность. Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного наземного сообщения. В таких условиях стабильная работа гражданской авиации особенно важна, ведь для местных жителей самолет или вертолет — единственный способ добраться куда-либо вне зависимости от времени года.

Мягкая посадка: как обновляют аэропорты в Сибири и на Дальнем Востоке
Илья Наймушин/РИА Новости

Главная воздушная гавань республики и основной транспортный узел региона — аэропорт Якутска. Через него проходит свыше 80% перевозок. Осенью здесь закончили реконструкцию взлетно-посадочной полосы длиной 3400 м. Теперь она позволяет круглосуточно и в течение всего года принимать широкофюзеляжные самолеты, которым не требуются дозаправки на дальних рейсах, благодаря чему пассажиры летают на большие расстояния без пересадок.

«Мы вернулись к обычному ритму, у нас нет технической посадки в Нижневартовске, — делится бортпроводник Екатерина Радишевская. — Нам стало приятнее работать, а пассажирам — путешествовать. Также больше нет интенсивного торможения, как было во время ремонта полосы».

Теперь в Якутске идет подготовка к реконструкции международного терминала. Новый трехэтажный комплекс будет иметь площадь свыше 12 тыс. кв. м. и станет продолжением существующего терминала. Ожидается, что это позволит увеличить пассажиропоток до 200 человек в час. В зонах прилета и вылета проведут перепланировку, потоки людей разделят. А еще заходить в самолет и выходить из него пассажиры смогут прямо из здания через специальные трапы, не оказываясь на улице.

Развитие региональной сети

В якутском городе Нерюнгри в прошлом году открылся новый аэровокзал. Он принял первые самолеты 24 декабря. Раньше в качестве терминала здесь использовали здание 1987 года постройки. Оно было рассчитано на нагрузку всего в 100 человек в час. Теперь же пропускная способность выросла втрое.

Площадь нового терминала в Нерюнгри составляет 9 тыс. кв. м. Количество регистрационных стоек в аэропорту увеличилось с одной до пяти. Багаж теперь обрабатывают с помощью автоматической ленточной системы. Все это позволило повысить качество обслуживания пассажиров.

Мы будем и дальше работать, чтобы и в других населенных пунктах появлялись такие же аэропорты

Уже в первый месяц 2024 года через Нерюнгри летели 25,2 тыс. пассажиров — на 16% больше, чем за тот же период годом ранее. Этому способствовало в том числе расширение маршрутной сети. С прошлого месяца Нерюнгри принимает и отправляет регулярные рейсы в Красноярск, а также чартеры в «Эльгу», где находится крупнейшее в стране месторождение каменного угля. 

В поселке Черском в ноябре, в свою очередь, завершили строительство новой взлетно-посадочной полосы длиной 1,6 км. Особое внимание специалисты уделили устройству ограждений и укреплений. Местный аэропорт находится на паводковой территории, в 2018 году его частично затопило, поэтому было важно обустроить водоприемные и водоотводные каналы, укрепить береговую часть.

«Старый аэропорт Черского закрывался каждое половодье, что доставляло людям массу неудобств. Теперь там появилась „воздушная дорога жизни“. Мы будем и дальше работать, чтобы и в других населенных пунктах появлялись такие же аэропорты», — обещает глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

Во время модернизации воздушной гавани в Черском специалисты установили новое метеорологическое и светосигнальное оборудование, провели реконструкцию перрона и рулежной дорожки. Теперь здесь обеспечен современный уровень авиационной и транспортной безопасности.

Рейсы на Крайний Север

Певек — это райцентр Чаунского района Чукотки и самый северный город России. Осенью прошлого года в местном аэропорту полностью завершили строительство искусственной взлетно-посадочной полосы длиной 2,5 км. Еще во время модернизации здесь появилась дополнительная рулежная дорожка, а старая грунтовая была обновлена, на перроне уложили армированное бетонное покрытие.

Мягкая посадка: как обновляют аэропорты в Сибири и на Дальнем Востоке
Александр Кряжев/РИА Новости

Помимо этого, на аэродроме обустроили очистные сооружения и водосточно-дренажную систему. Также рабочие установили четыре прожекторные мачты и смонтировали светосигнальное оборудование.

После реконструкции аэропорт может принимать самолеты Ту-154, Ту-204, Ан-74, Sukhoi Superjet 100, а также вертолеты всех типов. Пропускная способность воздушной гавани увеличилась вдвое. Модернизация была важна и для повышения эффективности логистики: в некоторых районах Чукотки из-за необорудованных аэропортов жители сталкиваются со сложностями при завозе продуктов питания и других грузов.

В качестве следующего шага в Певеке планируется смонтировать новый пассажирский терминал с пропускной способностью до 150 человек в час. Предполагается, что это будет модульное быстровозводимое здание.

Ждут не только люди, но и леса

В 2024 году модернизация аэропортов по национальному проекту продолжается. 

Одна из локаций — Международный аэропорт Братска, который занимает второе место по пассажиропотоку в Иркутской области. За год он вырос на 12,8%, в 2023 году аэропорт обслужил 248 тыс. человек. До пандемии отсюда выполнялись и зарубежные рейсы. Местная взлетно-посадочная полоса позволяет принимать воздушные суда без ограничений по массе, в том числе тяжелые Boeing-747, Boeing-777, Boeing-767, Ил-96, АН-124. К тому же аэропорт имеет удобное расположение и может использоваться в качестве запасного для кроссполярных маршрутов. Такие рейсы проходят над территорией Северного Ледовитого океана и через воздушное пространство России соединяют Северную Америку со странами Восточной и Юго-Восточной Азии.

В 2024 году модернизация аэропортов по национальному проекту продолжается

Проект реконструкции аэропорта Братска предполагает расширение взлетно-посадочной полосы, обновление рулежных дорожек, перрона и водосточно-дренажной сети, замену светосигнального оборудования. Здесь появятся новые современные очистные сооружения, аварийно-спасательная станция, площадка для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, комплектная трансформаторная подстанция.

После завершения реконструкции аэродромная инфраструктура будет соответствовать современным стандартам безопасности полетов. Пропускная способность аэропорта повысится, а географию полетов из Братска планируется расширить. Дополнительные стояночные места будут использовать в том числе для размещения самолетов, задействованных при разведке и тушении лесных пожаров, — Ил-76ТДП, амфибий Бе-200ЧС и универсальных Ан-74П. Они уже базируются в Братске, но теперь их количество можно будет увеличить.

Мягкая посадка: как обновляют аэропорты в Сибири и на Дальнем Востоке
Александр Кряжев/РИА Новости

Когда самолет — единственный транспорт

Для почти 6 тыс. жителей Охотского района, расположенного на севере Хабаровского края, аэропорт — единственная связь с краевым центром и другими населенными пунктами. Взлетно-посадочная полоса здесь до недавнего времени была металлической и уже не отвечала современным требованиям безопасности.

В 2021 году в Охотске началась долгожданная модернизация, продолжающаяся до сих пор. Сначала на замену металлической ВПП временно оборудовали грунтовую, а в этом году заработает постоянная всепогодная бетонная полоса. Она сможет принимать все виды пассажирских самолетов, выполняющих рейсы в этом регионе.

«Построенная полоса в грунтовом исполнении изначально по проекту резервная. Она может принимать и грузовые самолеты, в том числе Ил-76, — рассказывает губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. — Полоса в бетонном исполнении будет строиться в этом году, и, мы надеемся, будет готова в срок. Уже завезено светосигнальное оборудование, 5 тысяч плит для основы».

Помимо этого, проект реконструкции предусматривает строительство рулежной дорожки, грузового и пассажирского перронов, площадки для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, очистных сооружений. Также заработают новая аварийно-спасательная станция и контрольно-пропускной пункт.

Национальный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры» включает девять федеральных проектов. Благодаря ему развивается не только инфраструктура региональных аэропортов, но и морские порты, железнодорожная инфраструктура БАМа и Транссиба, Северный морской путь. Кроме того, уже запущена автомагистраль М-12 «Восток» от Москвы до Казани.

Подпишитесь на новости национального проекта