
Музыка и IT: новый «Урок цифры» в российских школах
В российских школах с 14 февраля по 6 марта проходит новый «Урок цифры» на тему «Цифровое искусство: музыка и IT», подготовленный экспертами «Яндекса». Этот образовательный проект реализуется при поддержке нацпроекта «Цифровая экономика». О том, как дети учатся создавать музыку с помощью искусственного интеллекта (ИИ), читайте в материале портала национальныепроекты.рф.
Чтобы урок «Цифровое искусство: музыка и IT» проходил максимально интерактивно и интересно, ребятам показывают видео, комиксы с теорией и инфографику. Все эти материалы, адаптированные для школьников 1-11 классов, доступны на сайте урокцифры.рф. Приступить к занятию можно в любое время: в школе с учителем или дома — самостоятельно либо с родителями.
Задания отличаются по объему и уровню сложности. Детям расскажут, что такое звук, как работают алгоритмы рекомендаций в музыкальных сервисах, и дадут возможность самостоятельно написать композицию с помощью технологий. Для закрепления знаний можно использовать специальный учебный тренажер.
«В новом «Уроке цифры» мы расскажем, что происходит сейчас на стыке музыки и IT: какие технологии нужны для распознавания и оцифровки, какую музыку может создавать ИИ вместе с человеком. Мы надеемся, что материалы урока позволят узнать больше об устройстве привычных вещей. Возможно, кто-то увидит интересную для себя нишу, в которой захочет развиваться», — рассказала генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина.
«По мере развития искусственного интеллекта растет и его потенциал в креативных областях, одной из которых является музыкальная индустрия. Искусственный интеллект сегодня может создавать мелодию, ритм и тембры для самых разных инструментов, а также стили и голоса певцов, которые будут звучать вместе с музыкой. Более того, технология позволяет распознавать музыку, собирать ее в плейлисты и советовать другим. С этими механизмами ребята могут ознакомиться на новом уроке», — добавила директор департамента координации программ и проектов Минцифры РФ Татьяна Трубникова.
Угадай мелодию
Ученики третьего класса Специализированной школы искусств в Петрозаводске узнали, способен ли ИИ сочинять музыку и как работают современные музыкальные сервисы, на открытом занятии со специалистами Карельского ресурсного центра цифровых технологий. Несмотря на юный возраст, все ученики смогли оцифровать звуковую волну и разобраться, как ИИ составляет для нас подборку мелодий.
«Мероприятие получилось яркое. Ребята были полностью вовлечены в урок и справились со всеми заданиями, хотя вопросы обсуждались вполне серьезные, — поделилась начальник отдела цифровой трансформации Карельского ресурсного центра цифровых технологий Наталья Трибуналова. — Школьники пообщались с голосовым помощником, посоревновались с ним в отгадывании мелодий и даже спели сами!»

Новый «Урок цифры» проходит и в школах Ярославской области. Преподаватели региона приняли участие в вебинаре, который организаторы провели, чтобы помочь педагогам подготовиться к занятию: рассказали о предстоящем уроке, познакомили с заданиями и дали методические указания.
«Такие занятия развивают у ребят способности ориентироваться в цифровом мире, лучше понимать современные тенденции развития науки и общества. И, возможно, кто-то из школьников в дальнейшем профессионально заинтересуется именно этим направлением», — отметила директор департамента образования Ярославской области Ирина Лобода.
О том, как ИИ и компьютеры работают с музыкой, узнают и школьники Томской области. По словам начальника департамента общего образования Томской области Ирины Грабцевич, очередной «Урок цифры» позволит ученикам понять, как соотносятся, казалось бы, две совершенно разные сферы: музыка и информационные технологии.
«Очень важно, что на открытых уроках с детьми на такие сложные темы разговаривают настоящие профессионалы своего дела. Мы эту работу обязательно будем продолжать, это очень важная часть региональной системы профориентации», — отметила Грабцевич.
Как отразить кибератаку
Предыдущий «Урок цифры» на тему исследования кибератак от «Лаборатории Касперского» объединил школьников, педагогов и родителей из более чем ста стран. Благодаря новому проекту ребята и взрослые получили возможность больше узнать о профессии специалиста по кибербезопасности и попробовать решить реалистичные задачи в этой области.
При содействии Россотрудничества и МИД России география проекта расширилась — в нем приняли участие и русскоговорящие школьники из-за рубежа. Наибольший интерес проявили ребята из Казахстана, Беларуси, Армении, Украины, Азербайджана, Таджикистана и Абхазии.
«Мы рады, что урок пользуется популярностью, ведь перед нами стоит амбициозная задача — вселить в детей интерес к сфере информационной безопасности и доступно рассказать им о том, чем занимаются люди, работающие в этой области. Отрадно, что инициатива поддерживается на разных уровнях по всему миру. Таким образом больше школьников смогут узнать о том, какими бывают цифровые угрозы и какие полезные привычки нужно выработать, чтобы не столкнуться с ними», — прокомментировал руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко.
На уроке школьники со всей России активно исследовали необычные киберинциденты, а онлайн-тренажеры по кибербезопасности прошли более 2,4 млн раз.
Например, в Вологодской области в мероприятии приняли участие 250 образовательных организаций региона и более 27 тыс. учеников научились защищаться от кибератак. Во время занятий ребятам предлагали погрузиться в увлекательную новеллу-комикс, сюжет которой строился вокруг исследования кибератаки, совершенной на банк. За основу брались реальные события в разных странах мира.

Ребята познакомились с профессией специалиста по защите информации, научились решать реальные задачи по противодействию киберугрозам, узнали, почему необходимо обновлять операционную систему и приложения, как распознать фишинговые письма и многое другое.
«Информационная безопасность очень важна. Все мы активно пользуемся интернетом, мобильными устройствами, различными приложениями. Но, к сожалению, есть и люди, которые используют интернет, чтобы получить доступ к персональным данным и совершать преступления. Благодаря «Уроку цифры» по теме «Исследование кибератак» вологодские школьники познакомились с миром киберугроз и масштабом наносимого ими ущерба, а также узнали, как безопасно вести себя в сети», — отметил заместитель губернатора области Виталий Тушинов.
«Работать на сайте «Урока цифры» было удобно и комфортно. Задания интересные, структура построения задач необычная и занимательная. Все упражнения, которые нам предлагались, не вызывали много трудностей, потому что объяснения, представленные в данном курсе, ясные и понятные. Для нашего класса это было неплохой практикой в тренировке своих логических способностей и работы с компьютером», — поделилась эмоциями ученица 8 «Б» класса Вологодского многопрофильного лицея Елизавета Веселова.
«Урок цифры» проводится в России с 2018 года. Ведущие IT-компании разрабатывают для проекта уроки, доступные как школам, так и родителям с детьми для самостоятельного изучения.
Партнерами «Урока цифры» в 2021-2022 учебном году выступают «Лаборатория Касперского», благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», «Яндекс», «1С», VK и «Росатом». Технологические партнеры — международная школа программирования «Алгоритмика». Организаторы «Урока цифры» — АНО «Цифровая экономика» в партнерстве с компаниями-лидерами цифровой трансформации при поддержке Минпросвещения РФ и Минцифры РФ.
В прошлом учебном году «Урок цифры» охватил больше половины российских школьников. За 3,5 года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 45 млн раз.
Занятия помогают школьникам сориентироваться в мире профессий, связанных с технологиями и программированием. А тем временем по нацпроекту «Цифровая экономика» в ведущих технических вузах создается больше бюджетных мест для студентов, подробнее об этом читайте здесь. Кроме того, нацпроект помогает россиянам получить дополнительное профессиональное образование в сфере IT при финансовой поддержке государства.
Подпишитесь на новости национального проекта