
«МФЦ для экспортеров»: как работает система одного окна для выхода на внешние рынки
К апрелю 2021 года более 3 тыс. компаний зарегистрировались на цифровой платформе «Мой экспорт». О том, как платформа помогает выйти компаниям на зарубежные рынки и привлечь новых покупателей в режиме одного окна при поддержке нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», — в нашем материале.
Разработка и тестирование
«Мой экспорт» — это комплексная цифровая экосистема, которая призвана обеспечить бизнесу онлайн-доступ в режиме одного окна к государственным и другим услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт. Фактически ее можно назвать «МФЦ для экспортеров».
Сервисы этой системы обеспечат решение основных задач бизнеса на каждом этапе экспортного цикла
Сервисы этой системы обеспечат решение основных задач бизнеса на каждом этапе экспортного цикла — от получения необходимых компетенций и поиска контрагентов до оформления экспортной сделки с использованием государственных сервисов и услуг РЭЦ.
«Мы создавали информационную систему больше года. С самого начала к разработке подключили ее будущих пользователей — экспортеров. Они участвовали в обсуждении всех деталей процессов, изучали и предлагали изменения интерфейса. Когда была готова цифровая платформа, мы стали поэтапно приглашать экспортеров принять участие в тестировании. Так, предложение зайти на портал и изучить ее возможности получили несколько тысяч компаний», — рассказала порталу генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.
Собрав мнения, разработчики внесли значительные изменения в дизайн, сделали процесс использования личного кабинета более удобным и доработали каждый из сервисов. В одном из них, например, исключили необходимость сканировать и загружать документы — их заменили сведения, которые предоставляют смежные ведомства.

Наша цель была не только в том, чтобы обеспечить передачу данных, но и сделать услуги цифровыми, а это требовало изменения процессов внутри самих органов власти
«Среди наиболее сложных задач была интеграция с ведомствами. Наша цель была не только в том, чтобы обеспечить передачу данных, но и сделать услуги цифровыми, а это требовало изменения процессов внутри самих органов власти», — отметили в РЭЦ. И здесь большую роль сыграла межведомственная рабочая группа, которая принимала решения по спорным вопросам, добавили там.
В результате разработчикам системы удалось создать максимально удобный и простой для пользователей интерфейс. На главную страницу сайта выведены наиболее популярные услуги и часто используемые опции. Также тут размещен раздел видеоуроков, где экспортер может найти пошаговые инструкции по прохождению необходимых для экспортной деятельности процедур.
«Для каждого зарегистрированного пользователя формируется личный кабинет. Экспортер может войти в него с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (применяется на портале госуслуг — прим. ред.). В личном кабинете для каждого экспортера формируется его цифровой профиль, где накапливаются все полученные данные о нем как юридическом лице», — сказал порталу вице-президент РЭЦ Алексей Михайлик.
Возможности
«Пользователями цифровой платформы будут как действующие экспортеры, так и компании, которые только планируют начать экспорт или пока имеют небольшой опытом поставок за рубеж», — рассказали в РЭЦ.
Так, для продвинутых экспортеров создаются сервисы, направленные на комплексное оформление экспортной поставки, а также финансовые сервисы. А для начинающих экспортеров будут актуальны, например, сервисы Единой поддержки экспорта, в том числе услуги Центров поддержки экспорта. Кроме того, тем, кто только планирует выходить на внешние рынки, будут интересны аналитические и консультативные сервисы, а также образовательные ресурсы РЭЦ, такие как Школа экспорта и экспортный акселератор.
После запуска цифровой платформы заработали два суперсервиса: таможенное декларирование и подтверждение нулевой ставки НДС. Они предполагают автоматическую проверку сведений с помощью системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ).
«Когда экспортер оформляет электронную таможенную декларацию, многие поля заполняются автоматически. Система использует данные из его профиля, а также справочников и сведений, которые ведомства предоставляют через СМЭВ. Это позволяет снизить трудоемкость процедуры», — объяснили в РЭЦ.
Также на платформе уже доступны сервисы поиска потенциальных покупателей за рубежом и блок аналитических сервисов. По названию товара либо по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности можно получить информацию о потенциальных покупателях и странах, где та или иная продукция наиболее востребована. Это стало возможным благодаря подключению к системе зарубежных баз данных и аналитики РЭЦ.
Также на платформе уже доступны сервисы поиска потенциальных покупателей за рубежом и блок аналитических сервисов

Теперь услуга по поиску иностранных покупателей полностью доступна в цифровом виде. Она включает в себя несколько этапов: поиск потенциальных покупателей данного вида продукции, проверка заинтересованности в конкретном товаре, после чего контакты передаются клиенту. Кроме того, РЭЦ при необходимости оказывает поддержку в сопровождении переговорного процесса и оформлении сделки. Все это экспортер делает в режиме онлайн. Также пользователь системы в режиме реального времени будет видеть статус исполнения услуги и сможет связаться с менеджером.
С января этого года начался прием заявок через «одно окно» на получение государственной поддержки по программам компенсации затрат на транспортировку и участие в выставочных мероприятиях. Это позволит уйти от предоставления документов на бумажном носителе и значительно ускорит процесс предоставления мер поддержки.
Раньше для оформления государственной поддержки предпринимателям приходилось собирать целые коробки бумажных документов
«Раньше для оформления государственной поддержки предпринимателям приходилось собирать целые коробки бумажных документов, на что уходили недели. А иногда затем нанимать «Газель», чтобы привезти их. Теперь требуется отправить одно заявление онлайн», — поясняют в РЭЦ.
В перспективе цифровая платформа «Мой экспорт» будет развиваться в соответствии с потребностями экспортеров, и бизнес сможет найти там не только основные услуги для осуществления экспортной деятельности, но и различные вспомогательные сервисы, которые в том числе помогут компаниям выстроить логистику и размещать свои товары на торговых площадках.
Подпишитесь на новости национального проекта