Пресс-служба Министерства просвещения
Образование

Мечта студента: работники ссузов соревнуются в профмастерстве

Всероссийский конкурс достижений среди преподавателей колледжей и техникумов «Мастер года» набирает обороты: стартуют региональные этапы. Участников ждет увлекательный обмен опытом с коллегами и, конечно, задания, которые позволят в полной мере продемонстрировать свои практико-ориентированные методики и знания передовых технологий.

В этой статье мы собрали все самое главное, что нужно знать об этом соревновании, которое проводится при поддержке федерального проекта «Профессионалитет».

Разыскиваются лучшие

Конкурс «Мастер года» совсем молодой — его проводят в нашей стране с 2021 года. Участвовать в соревнованиях могут мастера производственного обучения, преподаватели профессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов, а также их коллеги, ведущие в колледжах и техникумах общеобразовательные предметы. В общей сложности состязание проводят для представителей 45 профессий и специальностей.

Каждый кандидат на звание «Мастера года» должен иметь профессиональный стаж не менее трех лет и при подаче заявки подтвердить свои достижения за последние годы документами. Преодолеть отбор могут те, чьи подопечные успешно прошли Государственную итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена и как минимум на региональном уровне занимали призовое место в одном из чемпионатов профессионального мастерства, таких как «Ворлдскиллс Россия», «Абилимпикс» и ArtMasters.

Кроме того, педагоги должны соответствовать одному или нескольким дополнительным критериям. Жюри ожидает, что у конкурсантов есть опыт разработки и внедрения инновационных методов преподавания. Также предполагается, что они участвуют в реализации федпроекта «Профессионалитет» или прошли повышение квалификации благодаря ему. Курсы, которые проводят для преподавателей СПО при поддержке нацпроекта «Образование», тоже подойдут.

Число участников конкурса «Мастер года» постоянно растет. Если в 2021 году первые состязания заинтересовали 2,4 тыс. педагогов, то уже спустя год их стало почти на 400 больше, а в нынешнем сезоне заявки подали уже свыше 3 тыс. человек.

Число участников конкурса «Мастер года» постоянно растет, в нынешнем сезоне заявки подали уже свыше 3 тысяч педагогов

Послы родного края

На первом этапе региональные комиссии отбирали заявки от руководителей колледжей и техникумов, а также непосредственно от самих будущих конкурсантов. После этого субъекты постепенно переходят к самим соревнованиям. В итоге из тысяч претендентов со всей страны с помощью такого двухступенчатого отсева к 26 мая оставят всего 89 человек — на федеральном уровне каждую область и республику, каждый край и автономный округ будет представлять только один конкурсант.

На региональном этапе педагогов ждут два задания. Первое — за три минуты презентовать себя как «мастера». Преподавателям предлагают рассказать о своих методиках подготовки студентов с использованием передовых технологий и практико-ориентированного подхода, полученных результатах. Судьи оценивают общую и профессиональную эрудицию конкурсантов, их знание современных трендов и возможностей в образовании, навыки публичного выступления и умение взаимодействовать с аудиторией, глубину самоанализа.

Следующая задача — провести показательное учебное занятие. Сложность в том, что ученики при этом будут незнакомы преподавателю. Ему или ей предстоит провести урок со случайной группой студентов, которых пригласит жюри.

Параллельно с отборочным и региональным этапами проходит эстафета флага конкурса. В этом году ее проводят впервые. Она стартовала конце февраля в Адыгее и, объединив все регионы подобно олимпийскому огню, завершится в Тульской области, где состоится финал соревнований. Первой знамя из рук главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова в Майкопе приняла посол Южного федерального округа. Ей стала преподавательница сестринского дела Елена Ганоцкая из Волгоградского медицинского колледжа. В прошлом году она заняла в финале соревнований девятое место.

Мечта студента: работники ссузов соревнуются в профмастерстве
Пресс-служба Министерства просвещения

Из ЮФО 20 апреля флаг вернулся на Северный Кавказ. После этого его ждет путешествие по Приволжскому федеральному округу, а оттуда знамя отправится на Дальний Восток и в Сибирь. Церемония передачи флага сопровождается флешмобами и парадами образовательных организаций. Одновременно организуют мероприятия «Школы наставничества» и деловую программу с участием экспертов принимающих регионов. Как ожидается, всего события, связанные с эстафетой, охватят более 10 тыс. человек.

Тула ждет гостей

Заключительный этап конкурса в этом году стартует 28 сентября. Он проводится в регионе, представитель которого победил в конкурсе в предыдущем сезоне. Хозяевами финала, помимо Тульской области, уже были Подмосковье, где «Мастер года» дебютировал в 2021-м, а затем Свердловская область. Командировки, связанные с соревнованиями, участникам оплачивают организации, в которых они работают, а также министерства и департаменты образования субъектов РФ.

Церемония открытия финала состоится в атриуме Тульского кремля. А заключительные состязания пройдут на базе десятка колледжей и техникумов не только областного центра, но и соседнего города Щекино. Также гостей ждет культурная программа — экскурсии в местные музеи, в том числе поездка в усадьбу Льва Толстого «Ясная поляна».

Завершится конкурс в День среднего профессионального образования — с прошлого года его отмечают в нашей стране 2 октября. Торжественное закрытие третьего сезона «Мастера года» проведут в многофункциональном спортивном комплексе «Тула-Арена». Здесь девять призеров и победитель получат свои долгожданные награды.

Кстати, начиная с 2023 года педагог, занявший первое место, будет получать от Минпросвещения РФ 200 тыс. рублей в качестве денежного поощрения. Причем помимо «Мастера года» это нововведение распространяется и на другие конкурсы профессионального мастерства для работников сферы образования: «Воспитатель года России», «Директор года России», «Педагог-психолог России», «Учитель-дефектолог России» и «Сердце отдаю детям».

Сезон в разгаре

Сейчас к региональному этапу конкурса уже перешли, например, в Оренбургской области. Первичные заявки там подали в общей сложности 75 педагогов из 33 колледжей и техникумов. В том числе впервые в этом году претендовать на звание «Мастера года» решили представители училища олимпийского резерва, областного медицинского колледжа и колледжа при Оренбургском государственном университете.

Комиссия допустила к дальнейшем участию 14 мастеров производственного обучения не только из региональной столицы, но и из Бугуруслана, Новотроицка, Бузулука, Орска и села Ташла. Во второй этап прошли специалисты из сразу трех педагогических и трех строительных ссузов. Кроме того, соревноваться за выход в финал будут преподаватели политехнического и нефтяного техникумов, а также колледжей, в которых готовят работников для автотранспортной отрасли и сферы обслуживания.

«Конкурс „Мастер года“ дает преподавателям и мастерам производственного обучения возможность показать свой профессионализм и талант наставника, — уверен губернатор Оренбургской области Денис Паслер. — У оренбургских колледжей и техникумов установлены прочные партнерские связи с предприятиями-работодателями, которые выступают заказчиками и активно участвуют в подготовке кадров. У нас уже создано три образовательно-производственных центра „Профессионалитета“, в этом году добавятся еще пять. Модернизируется материально-техническая база, открываются новые направления подготовки. Все это помогает сохранять профессиональную преемственность, передавать трудовой опыт, способствует стабильности рынка труда, производственного сектора и экономики региона в целом».

В 2022 году область в финале «Мастера года» представлял преподаватель Гуманитарно-технического техникума Юрий Писарев из Оренбурга. Его специальность — «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». Кроме того, с 2019 года Юрий — эксперт чемпионата профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс» и конкурсов по стандарту «Ворлдскиллс».

Со своими студентами педагог старается постоянно поддерживать активный диалог, общаться с ними не как наставник, а как будущий коллега. На занятиях они вместе разбирают не только серьезные профессиональные ситуации, но и разные курьезные случаи. Юрий стремится развивать у своих подопечных критическое мышление и делает ставку не на объем знаний, а на умение использовать имеющуюся информацию, самостоятельно искать недостающие сведения и применять их в жизни.

Мечта студента: работники ссузов соревнуются в профмастерстве
Пресс-служба министерства образования Оренбургской области

Педагог и… немного артистка

Победительницей «Мастера года» в 2022 году стала Ирина Демихова из города Донского в Тульской области. В местном Колледже информационных технологий она преподает специальные дисциплины студентам, которые учатся на направлении «Информационные системы и программирование».

На последнем этапе участники должны были продемонстрировать навыки работы в команде, представив образовательные кейсы, а затем провести открытый урок. Выполняя заключительное задание, Ирина особенно поразила жюри. Она блестяще справилась с задачей влюбить аудиторию в свою профессию, используя личную харизму, навыки презентации и раздаточные материалы.

«Творить, пробовать и развиваться», — так формулирует преподавательница свой профессиональный девиз. И того же педагог ждет от своих студентов. По словам Ирины, каждое учебное занятие для нее — своего рода представление, которое нужно наполнить смыслом. Урок должен побудить аудиторию к изучению нового, интересного, чтобы молодые люди смогли стать более грамотными специалистами.

Участие в конкурсе прибавило Ирине уверенности в своих силах и пробудило желание стать еще лучше, достигнуть новых высот в профессии. В то же время, по словам педагога, она стала требовательнее к себе, ведь нужно соответствовать званию «Мастер года».

Мечта студента: работники ссузов соревнуются в профмастерстве
Пресс-служба Министерства просвещения

Отметим, что конкурсы профессионального мастерства полезны не только для самих участников. Они помогают популяризировать рабочие профессии среди молодежи, повышать престиж среднего специального образования. Если мероприятия, например, в рамках национального чемпионатного движения, мотивируют школьников и студентов совершенствовать собственные навыки, то соревнования вроде «Мастера года» призваны сказать: «Посмотрите, какие профессиональные, современные, креативные педагоги встретят вас в колледжах и техникумах!».

Чтобы сделать ссузы привлекательными, государство использует и другие методы. Например, в учебно-производственных кластерах, которые создаются при поддержке федпроекта «Профессионалитет», будущие работодатели активно участвуют в подготовке молодых специалистов. Это позволит выпускникам не отстать от «моды» на рынке труда и получить максимум знаний и навыков, востребованных именно сейчас. А нацпроект «Образование» помогает модернизировать мастерские и оснащать их современными станками и инструментами.

Подпишитесь на новости национального проекта